Практические методы психологической подготовки воспитанников к устройству в кровную и замещающую семью
методическая разработка по психологии

Кипрова Анастасия Александровна

Упражнения по подготовке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_semeynoe_ustroystvo_28.02.22.docx145.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Елабужский детский дом»

Педагогический совет :«Система работы по семейному устройству»

Тема: «Практические методы психологической подготовки воспитанников к устройству в кровную и замещающую семью»

        

                            педагог- психолог: Кипрова А.А.

дата: 28.02.2022г.

Цель: знакомство педагогом в методами психологической подготовки детей в кровную и замещающую семью.

Задачи:

- развитие коммуникативной компетентности;

- развитие  навыков самопознания и эмоциональной устойчивости;

- развитие самопознания

Оборудование:

1. Раздаточный материал;

2.Камушки разных размеров;

3. Ромашка из ватмана

Структура выступления:

Вводные слова по теме выступления.

1. Упражнение «Камушек в ботинке»

2. Упражнение  «Ромашка откровений »

3. Графическое упражнение «Золотая рыбка»

Ход выступления

 Слайд 1. Педагог-психолог: Данные упражнения не сложны, при этом эффективны  и нацелены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять самого себя и приобрести необходимые навыки неконфликтного общения, а также направленны на облегчение адаптации к новым  условиям жизни в кровной и замещающей семье.

Слайд 2.

  1. Упражнение «Камушек в ботинке»:

Цель: снижение эмоционального напряжения, помощь в преодолении трудностей выражения чувства тревоги и стеснения в отношениях с кровными и в большей степени замещающими родителями.

Игра проходит в два этапа.

Педагог-психолог: Прошу для участия в упражнении выйти 3 педагогов. «Уважаемые коллеги, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?» Педагоги однозначно отвечают на вопрос, так как практически каждый взрослый имел подобный жизненный опыт. Давайте сейчас проиграем такую ситуацию: педагогам предлагается выбрать камушек из мешочка  положить его в обувь и попробовать пройти. Далее педагоги  делятся своими впечатлениями о том, как это происходило. Ответы сводятся к следующему:

 - «Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль.

-  И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда крошечный, мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями».

-  «Случалось ли, что Вы так и не вытряхивали камушек, а придя домой, просто снимали ботинки?» Педагоги отвечают, что и такое уже бывало у многих. Когда боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком.

Слайд 3.  Боль, причем, сильнее, чем накануне, обида, злость, непонимание – вот такие чувства испытывают обычно наши дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

 Психолог говорит педагогам : «Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

     Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: “У меня камушек в ботинке”, – мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: Расскажите, что вам не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».

Примеры ответов детей:

У меня камушек в ботинке, когда взрослый не верит мне….

У меня камушек в ботинке, я сложно засыпаю…

У мня камушек в ботинке, я хочу кушать ( ребенок может чувствовать в адаптационный период в приемной семье)

У меня камушек в ботинке, мне не нравится, что Женя Анисин унижает меня…

Данное упражнение рекомендую для проведения в семьях: пусть дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные «камушки», о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ, при помощи которого можно избавиться от «камушка».

Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Кроме того, игра помогает педагогу бесконфликтно  вести учебно-воспитательный  процесс. Ведь если детей что-то волнует, это «что-то» не дает им в полной мере развивать и быть спокойными. Этим упражнением  дети получат возможность выговориться, «выпустить пар».

Игра «Камушек в ботинке» особенно полезна для тревожных детей. Во-первых, если достаточно часто играть в нее, даже очень стеснительный ребенок привыкнет и постепенно начнет рассказывать о своих трудностях (поскольку это не новая и не опасная, а знакомая и повторяющаяся деятельность). Во-вторых, тревожный ребенок, слушая рассказы о проблемах сверстников, поймет, что не только он страдает от страхов, неуверенности, обид. Оказывается, и у других детей такие же проблемы, как у него. Значит, он такой же, как все, не хуже всех. Не надо замыкаться в себе, ведь любую, даже самую трудную ситуацию, можно разрешить совместными усилиями. А дети и взрослые , которые окружают его, – совсем не злые и всегда готовы прийти на помощь.

Слайд 4.

  1. Упражнение «Ромашка откровений»:

Цель. Повышение уровня самосознания педагогов.

На лепестках ромашки пишутся фразы, например:

  • Я отличаюсь от других тем, что...

  • Если бы я была  волшебником...

  • Я счастлив потому, что...

  • Мой самый большой успех (достижение)  – это...

  • Меня радует, когда...

  • Я себе нравлюсь за то, что...

  • Самое мое лучшее качество – это...

  • Я хочу, чтобы...

  • Мне хотелось бы изменить...

  • Я себя люблю за то, что...

  • Друзья (родные)  меня ценят за...

  • Мое жизненное кредо...

  • В людях я больше всего ценю...

  • Никто не знает, что я ...

  • Больше всего я люблю...

  • Одна из самых лучших вещей, которые я сделала в своей жизни…

  • Я хотела бы быть...

  • Я чувствую себя счастливым, когда...

  • В будущем я вижу себя ...

  • Иногда я балую себя, тем что…..

  • Я хотела бы больше узнать о...

  • Этим летом я обязательно…

  • Я надеюсь, что когда-нибудь я ...

  • Если бы я была знаменитостью , я бы была…

Слайд 5.

  1. Упражнение «Моя цель и планы на 2022г.»

И я предлагаю Вам сейчас  выполнить упражнение «Моя цель и планы на 2022г.». Педагогам необходимо обозначить свои планы, цели на ближайшее время. Когда начнет реализовываться Ваши планы , естественно приплывет золотая рыбка и  начнет исполнять Ваши желания!

Благодарю всех за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Подготовка воспитанников к устройству в семьи граждан"

Программа реализуется в школе-интернате для детей-сирот....

Программа подготовки ребёнка к устройству и проживанию в замещающей семье.

Семейное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей,  формирует новый социальный институт защиты детства – институт замещающей семьи.Международный опыт показывает, что воспит...

Программа подготовки ребёнка к устройству и проживанию в замещающей семье

Содержит планирование работы по подготовке ребёнка к проживанию в замещающей семье...

Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству их в замещающие семьи.

   У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу особенности их развития и воспитания в учреждениях социального обслуживания возникают проблемы социализации и взаи...

Подготовка ребенка к возвращению к кровным родителям или переходу в замещающую семью

Возвращение ребенка в кровную семью - одно из самых важных направлений работы на сегодняшний день. При невозможности возврата в биологическую семью наиболее предпочтительной формой устройства ребенка ...

Доклад на тему: « Социально-психологические особенности выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей»

Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни   молодых  людей, которые   покидают  организацию для детей-сирот, и, тех, кто...