Практические методы психологической подготовки воспитанников к устройству в кровную и замещающую семью
методическая разработка по психологии
Упражнения по подготовке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet_semeynoe_ustroystvo_28.02.22.docx | 145.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Елабужский детский дом»
Педагогический совет :«Система работы по семейному устройству»
Тема: «Практические методы психологической подготовки воспитанников к устройству в кровную и замещающую семью»
педагог- психолог: Кипрова А.А.
дата: 28.02.2022г.
Цель: знакомство педагогом в методами психологической подготовки детей в кровную и замещающую семью.
Задачи:
- развитие коммуникативной компетентности;
- развитие навыков самопознания и эмоциональной устойчивости;
- развитие самопознания
Оборудование:
1. Раздаточный материал;
2.Камушки разных размеров;
3. Ромашка из ватмана
Структура выступления:
Вводные слова по теме выступления.
1. Упражнение «Камушек в ботинке»
2. Упражнение «Ромашка откровений »
3. Графическое упражнение «Золотая рыбка»
Ход выступления
Слайд 1. Педагог-психолог: Данные упражнения не сложны, при этом эффективны и нацелены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять самого себя и приобрести необходимые навыки неконфликтного общения, а также направленны на облегчение адаптации к новым условиям жизни в кровной и замещающей семье.
Слайд 2.
- Упражнение «Камушек в ботинке»:
Цель: снижение эмоционального напряжения, помощь в преодолении трудностей выражения чувства тревоги и стеснения в отношениях с кровными и в большей степени замещающими родителями.
Игра проходит в два этапа.
Педагог-психолог: Прошу для участия в упражнении выйти 3 педагогов. «Уважаемые коллеги, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?» Педагоги однозначно отвечают на вопрос, так как практически каждый взрослый имел подобный жизненный опыт. Давайте сейчас проиграем такую ситуацию: педагогам предлагается выбрать камушек из мешочка положить его в обувь и попробовать пройти. Далее педагоги делятся своими впечатлениями о том, как это происходило. Ответы сводятся к следующему:
- «Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль.
- И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда крошечный, мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями».
- «Случалось ли, что Вы так и не вытряхивали камушек, а придя домой, просто снимали ботинки?» Педагоги отвечают, что и такое уже бывало у многих. Когда боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком.
Слайд 3. Боль, причем, сильнее, чем накануне, обида, злость, непонимание – вот такие чувства испытывают обычно наши дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.
Психолог говорит педагогам : «Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: “У меня камушек в ботинке”, – мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.
Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: Расскажите, что вам не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».
Примеры ответов детей:
У меня камушек в ботинке, когда взрослый не верит мне….
У меня камушек в ботинке, я сложно засыпаю…
У мня камушек в ботинке, я хочу кушать ( ребенок может чувствовать в адаптационный период в приемной семье)
У меня камушек в ботинке, мне не нравится, что Женя Анисин унижает меня…
Данное упражнение рекомендую для проведения в семьях: пусть дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные «камушки», о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ, при помощи которого можно избавиться от «камушка».
Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Кроме того, игра помогает педагогу бесконфликтно вести учебно-воспитательный процесс. Ведь если детей что-то волнует, это «что-то» не дает им в полной мере развивать и быть спокойными. Этим упражнением дети получат возможность выговориться, «выпустить пар».
Игра «Камушек в ботинке» особенно полезна для тревожных детей. Во-первых, если достаточно часто играть в нее, даже очень стеснительный ребенок привыкнет и постепенно начнет рассказывать о своих трудностях (поскольку это не новая и не опасная, а знакомая и повторяющаяся деятельность). Во-вторых, тревожный ребенок, слушая рассказы о проблемах сверстников, поймет, что не только он страдает от страхов, неуверенности, обид. Оказывается, и у других детей такие же проблемы, как у него. Значит, он такой же, как все, не хуже всех. Не надо замыкаться в себе, ведь любую, даже самую трудную ситуацию, можно разрешить совместными усилиями. А дети и взрослые , которые окружают его, – совсем не злые и всегда готовы прийти на помощь.
Слайд 4.
- Упражнение «Ромашка откровений»:
Цель. Повышение уровня самосознания педагогов.
На лепестках ромашки пишутся фразы, например:
- Я отличаюсь от других тем, что...
- Если бы я была волшебником...
- Я счастлив потому, что...
- Мой самый большой успех (достижение) – это...
- Меня радует, когда...
- Я себе нравлюсь за то, что...
- Самое мое лучшее качество – это...
- Я хочу, чтобы...
- Мне хотелось бы изменить...
- Я себя люблю за то, что...
- Друзья (родные) меня ценят за...
- Мое жизненное кредо...
- В людях я больше всего ценю...
- Никто не знает, что я ...
- Больше всего я люблю...
- Одна из самых лучших вещей, которые я сделала в своей жизни…
- Я хотела бы быть...
- Я чувствую себя счастливым, когда...
- В будущем я вижу себя ...
- Иногда я балую себя, тем что…..
- Я хотела бы больше узнать о...
- Этим летом я обязательно…
- Я надеюсь, что когда-нибудь я ...
- Если бы я была знаменитостью , я бы была…
Слайд 5.
- Упражнение «Моя цель и планы на 2022г.»
И я предлагаю Вам сейчас выполнить упражнение «Моя цель и планы на 2022г.». Педагогам необходимо обозначить свои планы, цели на ближайшее время. Когда начнет реализовываться Ваши планы , естественно приплывет золотая рыбка и начнет исполнять Ваши желания!
Благодарю всех за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Подготовка воспитанников к устройству в семьи граждан"
Программа реализуется в школе-интернате для детей-сирот....
Психологическая подготовка воспитанников учреждения к жизни в социуме.
Тема: Методического объединения....
Программа подготовки ребёнка к устройству и проживанию в замещающей семье.
Семейное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей, формирует новый социальный институт защиты детства – институт замещающей семьи.Международный опыт показывает, что воспит...
Программа подготовки ребёнка к устройству и проживанию в замещающей семье
Содержит планирование работы по подготовке ребёнка к проживанию в замещающей семье...
Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству их в замещающие семьи.
У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу особенности их развития и воспитания в учреждениях социального обслуживания возникают проблемы социализации и взаи...
Подготовка ребенка к возвращению к кровным родителям или переходу в замещающую семью
Возвращение ребенка в кровную семью - одно из самых важных направлений работы на сегодняшний день. При невозможности возврата в биологическую семью наиболее предпочтительной формой устройства ребенка ...
Доклад на тему: « Социально-психологические особенности выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей»
Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни молодых людей, которые покидают организацию для детей-сирот, и, тех, кто...