Что нужно знать родителям о наказаниях
консультация

Лысикова Юлия Александровна

Наказание рассматривается как один из методов воспитания, его основная цель, запрещённые виды. Родителям даются некоторые даются рекомендации по применению данного метода воспитания.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nuzhno_znat_roditelyam_o_nakazaniyah.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Что нужно знать родителям о наказаниях?

Наказание является методом воспитания! В классификации методов воспитания наказание относится к группе методов стимулирования поведения: соревнование, поощрение, наказание.

Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно тормозить и предупреждать нежелательные поступки, вызывать чувство вины перед самим собой и другими людьми. Это действие, которое совершается с целью уменьшения, хотя бы временно, вероятности того, что какое-либо поведение наказанного повторится.

Основная цель наказания – побудить человека не вести себя каким-либо образом, прежде всего, через осознание своих ошибок.

С помощью наказания воспитаннику дают понять, что его поведение или действия неправильны и почему. Наказание – это один из серьёзных методов воспитания. Многие педагоги не используют его в воспитательном процессе, ориентируясь на более гуманные методы. Отношение к применению данного метода воспитания спорно: сторонники авторитарного стиля воспитания активно выступают за его применение, в том числе и за телесные наказания. Они считают данный метод одним из наиболее действенных методов воздействия на детей. Другие, напротив, отвергают какие-либо формы и виды наказания, считая, что они негативно сказываются на психике ребёнка.

Применять данный метод воспитания в отношении своих детей или нет – родители решают сами! Однако, следует знать запрещённые (законодательно) виды наказаний. К ним относятся:

1. Физические наказания;

2. Наказания, оскорбляющие личность;

3. Наказания, мешающие образовательному и воспитательному процессу (например, посещение определённых занятий);

4. Наказание трудом;

5. Наказание путём лишения ребёнка еды и необходимых бытовых условий.

Таким образом, к допустимым видам наказаний относятся словесные (замечание, порицание, неодобрение) и лишение удовольствий.

Для того, чтобы наказание не выходило за рамки педагогики, не унижала и не оскорбляло ребёнка, но при этом было эффективным, необходимо соблюдать ряд правил, так называемую, технологию применения наказания:

1. Ребёнок должен понимать за что его наказывают;

2. Наказание должно быть справедливым, своевременным, соразмерным проступку ребёнка;

3. Оценивайте не личность провинившегося, а его поступок;

4.  Не наказывайте выборочно (сегодня накажу, а завтра за это же не буду наказывать);

5. Один поступок = одно наказание! (за один проступок не должно следовать несколько наказаний, но за несколько проступков может применяться одно серьёзное наказание);

6.  Наказан – прощён!

8. Не пугайте ребёнка таким наказанием, которое не сможете выполнить;

9. Лучше лишить приятного, чем сделать ребёнку что-либо плохое;

10. Если вы сомневаетесь наказывать или нет – не наказывайте!

Существуют ли исключения из правил, когда родитель может и ему стоит отказаться от применения наказания?! Ответ: существуют.

Ребёнка ни в коем случае нельзя наказывать:

- когда он болеет;

- перед сном или сразу после сна;

- во время приёма пищи;

- во время работы или игры;

- непосредственно после душевной или физической травмы;

- когда ребёнок искренне старается что-то сделать для исправления ситуации, но у него не получается;

- когда родители сами находиться в плохом настроении.

        Одной из причин, почему, воспитывая детей, приходится применять наказание, является отсутствие норм и границ, а ведь именно родители – это первые люди, которые обозначают своему ребёнку, что ему дозволено, запретно, приемлемо и недопустимо. Определение норм и границ является очень важным для самого ребёнка. Это, прежде всего, даёт ему чувство безопасности, определённости и стабильности. Ребёнок, которому родители не установили определённые правила и нормы, со временем сам начинает их устанавливать так, как хочется ему.

Психологические границы - то, что отделяет человека от других.

Это понятие о том, где заканчивается наше и начинается чужое.

Нормы - предписание, разрешение или запрещение действовать определенным образом.

        Формируя нормы и границы в воспитании ребёнка, важно учитывать, что «хорошее правило» должно быть:

1. Тотальным (т.е. касаться всех членов семьи);

2. Эмоционально нейтральным (т.е. не сопровождается критикой личности ребёнка и произносится спокойным тоном);

3. Чётким и однозначным (т.е. неоднозначные формулировки не допускаются);

4. Способным задавать модель желательного поведения;

5. Гибким (т.е. соответствующим возрасту ребёнка и ситуации).

        Ребёнка, который совершил проступок, не нужно наказывать, его нужно учить отвечать за свои поступки. Основным методом формирования ответственности являются логические последствия после поступка, так называемые «санкции».

Если основная цель наказания – сделать ребёнку больно, отплатить ему, то применяя санкции, вы учите ребёнка отвечать за свои поступки. Как правило, наказания назначаются взрослыми произвольно, и они могут быть совершенно не связанными с поступком. В то время как санкции напрямую связаны с проступком ребёнка. Наказания сопровождаются демонстрацией негативного отношения к личности ребёнка, используя же санкции мы осуждаем только поступок. В отличие от наказаний санкции всегда имеют чёткие временные ограничения, которые понятны ребёнку. «Кто сильнее, тот и прав» - именно такой урок извлекаю дети, которых наказывают. Дети, в отношении которых применяются санкции, учатся делать правильный выбор, принимать разумные решения и нести за них ответственность.

«Разумный наказывает не потому, что был совершён проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь»

                                                                                Платон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия и дислексия: что нужно знать родителям, дети которых с трудом пишут и читают.

ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ДЕТИ КОТОРЫХ С ТРУДОМ ПИШУТ И ЧИТАЮТСтатья содержит полезный материал для родителей. В ней рассказывается о том, что такое дисграфия и дислексия....

Что нужно знать родителям пятиклассника

Здесь даются советы родителям пятиклассников для помощи ребенку адаптироваться к новым условиям обучения....

Презентация. Что нужно знать родителям и ученикам про ЕГЭ.

Презентация ответит на вопросы, которые задают себе родители и ученики при подготовке к ЕГЭ....

"Что нужно знать родителям о школьной отметке"

Совет родителям как реагировать на школьные отметки своих детей....

Памятка для родителей «Что нужно знать родителям об очках?

Ребенок и очки. Что нам нужно сделать, чтобы сложный для ребенка период адаптации к очкам прошел как можно легче.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8183398","attributes":{"alt":"","cla...

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о развитии речи малыша"

Консультация о нормах и этапах развития речи ребенка раннего возраста...

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей"

Консультация о неблагоприятных воздействиях в период внутриутробного развития плода , в процессе родов и первые годы жизни ребенка...