Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ "Просто о сложностях в общении с подростками»
методическая разработка (6 класс)

Дели Галина Ивановна

Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Этот период доставляет массу неприятностей и сложностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом, самими же взрослыми, т.к. они сами оказываются не готовыми к новому этапу в развитии своего ребенка. Чтобы успешно пережить все сложности подросткового возраста, взрослым и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций, набраться терпения и продолжать учиться любить и уважать друг друга. Но если же родители, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение у ребенка при этом не исчезает. Мы рекомендуем творчески отнестись к предлагаемым приемам взаимодействия с подростками, правилам общения с ними, дополнив их собственными формулировками. Составление собственных правил позволит вам определить тактику и стратегию взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_dlya_roditeley_v_tdm.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»

Научный руководитель – д.п.н., профессор Л.Г. Петерсон

ОО (регион, город, поселок и др.): Санкт-Петербург

Наименование ОО: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга

Ф.И.О. директора ОО:  

Ф.И.О. консультанта (если Вы консультировались по работе):

Логинова Екатерина Александровна.

Ф.И.О. педагогов: Дели Галина Ивановна, Габова Мария Александровна

Электронный адрес педагога:

Контактный телефон (по желанию):

Номинация: Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ (номинация 3.10)

Тема: «Просто о сложностях в общении с подростками».

Основные цели*: повышение педагогической, социально-психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста, методах выхода из конфликтных ситуаций.

Участники: родители обучающихся 6 класса. 

Форма проведения: психолого-педагогический практикум для родителей.

Дидактические материалы: приглашение на психолого-педагогический практикум, памятки для родителей «Особенности общения с подростками», ручки, листок для записей, слайдовая презентация.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.

Краткая аннотация к работе: данный сценарий психолого-педагогического  практикума рассчитан для родителей обучающихся-подростков, предполагает поиск ответов на сложные вопросы, способствует формированию у родителей  умений правильно реагировать на складывающиеся воспитывающие ситуации, повышению их  компетенций в области воспитания детей-подростков.

Работа с родителями - одно из приоритетных направлений воспитательной деятельности школы, которая заключается в формировании культурно-образовательного  пространства вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность всех действий взрослых. К сожалению,  нередко действия родителей не согласуются с воспитательной стратегией педагогов. Почему?  

Причины несогласованности разнообразны:

•недостаток у родителей знаний о  развитии детей в разные периоды взросления;

•отсутствие воспитательного опыта и  педагогических знаний о современных условиях обучения;

•стихийное воспитание;

•восприятие  результатов  развития ребенка в качестве зеркала собственной успешности;

•односторонний взгляд на ребенка (только в семье).

Родителям очень важно принимать участие в  создании культурно-образовательного  пространства вместе с педагогами.

Успешное взаимодействие с родителями можно  строить в различных формах. Одна  из них - психолого-педагогический практикум. Эта форма  взаимодействия с родителями  позволяет создать проблемную ситуацию для родителей, осознать собственную родительскую позицию, сравнить ее со взглядами других родителей и педагогов. Практикум позволит родителям оптимизировать взаимоотношения с подростками.

        К сведению: психолого-педагогический практикум - это встреча родителей одного класса или параллели, которым для обсуждения предлагается значимая для них тема. Для стимулирования активности предусматриваются вопросы, практические задания и упражнения, анкеты, притчи, обязательное включение информационных блоков.

        Обучение воспитанию ребенка поможет родителям отнестись к нему как к творческому процессу. Тогда взрослые смогут самостоятельно найти пути выхода из любой трудной ситуации и прислушаться к мнению других родителей и психологов.  

        Сложность в воспитании  подростков заключается в том, что современный родитель имеет недостаточный объем знаний в этой области, пользуется знаниями, которые были переданы традиционно в собственной семье родителями и бабушками.

        Одно из самых важных слабых мест в воспитании является коммуникация с детьми и недопонимание особенностей развития ребенка в определенном возрасте.

Ход мероприятия:

1.Мотивация к учебной деятельности

        Добрый вечер,  дорогие родители!  Мы рады приветствовать Вас на очередном занятии Академии родительской мудрости. Сегодня наша встреча  посвящена вопросам, связанным  с тем, как вырастить ребенка – подростка здоровым, нравственно развитым, подготовленным к жизни. Эти вопросы заставляют нас действовать, и своевременно прояснять то, что беспокоит.

Проблемы во взаимоотношениях с детьми бывают у всех. «Почему ты не слушаешься, почему так себя ведешь?» - подобные упреки знакомы каждому ребенку. И каждый родитель иногда чувствует бессилие, когда не может «достучаться» до сына или дочери. Но может быть, все дело в том, что взрослые всегда знают, КАК донести до ребенка свои мысли и чувства и КАК понять его?

Наш практикум, как нам кажется, будет интересен всем, кто хочет прийти к полному взаимопониманию с детьми и навсегда прекратить «конфликты поколений».

Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее.

                                                                                       Джордж Оруэлл

Вот такой парадокс получается.

Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Этот период доставляет массу неприятностей и сложностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом, самими же взрослыми, т.к. они сами оказываются не готовыми к новому этапу в развитии своего ребенка.

Чтобы успешно пережить все сложности подросткового возраста, взрослым и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций,  набраться терпения и продолжать учиться любить и уважать друг друга.

Но если же родители, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение у ребенка при этом не исчезает.

Мы рекомендуем творчески отнестись к предлагаемым приемам взаимодействия с подростками, правилам общения с ними, дополнив их собственными формулировками. Составление собственных правил позволит вам определить тактику и стратегию взаимодействия.

Итак, Кто такой ПОДРОСТОК?

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

        Назовите Ваши ассоциации со словом  ПОДРОСТОК. (Ответы родителей. Ведущий может помогать родителям)

        Упражнение «Ассоциации»

П – принципиальность, порывистость, подвижность, поведение.
О – организованность, обидчивость, ответственность, опасность.
Д – дружелюбие, деловитость, дерзость.
Р – решительность, романтика, расточительство, радость.
О – открытость, очарование, оптимизм, обучение.
С – смелость, самостоятельность, самоуверенность, скрытность, серьезность.
Т – талант, трудность, требовательность, творчество, тусовка.
О – остроумие, общение, обаяние, обязанность, очень большая загруженность.
К – контакт, компания, крайность, компромисс, красота, компьютер.

(Ведущему необходимо обратить внимание родителей, что они, как правило, называют полярные ассоциации, и положительные и отрицательные)

Для подростков характерна полярность психики:

  • внимательность уживается с поразительной чёрствостью;
  • борьба с авторитетами, общепринятыми правилами - с обожествлением случайных кумиров;
  • целеустремленность, настойчивость и импульсивность может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости (презентация)

(Обсуждение информации. Примеры родителей- по желанию)

«Мы все родом из детства»

-Вспомните, какими вы были в 13-14 лет. О чем вы думали, что вас интересовало, что с вами происходило, что было важнее всего в тот момент. Мы ходили в школу, учились по-разному. Мы дружили, и для нас было очень важно. Для нас было важным, что думают о  нас друзья, как к нам относятся окружающие нас люди. У нас были свои дела, заботы. Кого-то волновали двойки, кого-то интересовали модные вещи. Кто-то готовился к олимпиаде, а кто-то влюблялся….

Подумайте и запишите, пожалуйста, на листе слова, которые Вам напомнили  о моменте, когда вам хотелось услышать слова поддержки и понимания. Слова можно зачитать, но только по желанию.

Ведущий обращает внимание на то, что учеба занимала далеко не первое место в списке интересов, и вообще у некоторых это был сложный период. Подросткам тоже сейчас не просто (построение параллели от личного опыта взрослого к актуальному состоянию подростков).

Упражнение «Невербальное общение»

Мы предлагается Вам  проиграть сценку, в которой Вы хвалите подростка.

- Скажите несколько фраз. (Например: Какой ты молодец! Ты получил "пять" по математике! Ты подготовился к урокам! Как замечательно, что ты вымыл посуду, я так тебе благодарна! Ты так хорошо выступил на концерте. Я гордилась тобой! Я благодарна тебе за помощь!).

Посмотрите в этот момент на свое лицо, руки. Что они выражают? Обратите внимание на интонацию своего голоса. (Ведущий  указывает на то, что необходимо попробовать несколько раз и запомнить свой голос и состояние).

-Давайте проиграем сценку, в которой Вы высказываете порицание. Произносите несколько критических и резких фраз, но выражение лица постарайтесь оставить прежним, из предыдущей сценки, открытым и доброжелательным. Не получается? Повторите еще раз.

3. Выявление места и причины затруднения.

Мы с Вами проиграли две противоположные ситуации. Каждый из Вас понял для себя, в чем его сильные и слабые позиции в общении с подростком.

По Вашему мнению, проще хвалить ребенка или порицать?

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Наши добрые слова - это наше отношение к собственному ребенку. Давайте подумаем, что бы мы, тринадцатилетние, хотели услышать от родителей по поводу Ваших поступков, эмоций и чувств. Как нужно строить общение с подростком?

(записывают на план общения)

5.Реализация построенного проекта.

Давайте проиграем еще раз ситуацию похвалы и порицания с принятием чувств и эмоций ребенка. Какие ошибки Вы  увидели?

6.Первичное закрепление.

А сейчас предлагаю Вам еще раз проговорить важные правила  общения с подростком.

7.Самостоятельная работа.

Давайте сформулируем три важных правила, выстраивающих здоровую коммуникацию, основанную на уважении к чувствам и принятию собственных потребностей. Позиция взрослого - позиция подростка.  (родители записывают позиции на листы)

8.Включение в систему знаний.

Чтобы между вами и подростками возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия (памятка «Как общаться с подростком?» для родителей):

  • Если вы задаете вопрос, то подождите (ЭТО БУДЕТ НЕ ПРОСТО), когда ваш собеседник ответит на него.
  • Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте подростка в том, чтобы он высказал к ней свое отношение (ИМЕЙТЕ ТЕРПЕНИЕ ВЫСЛУШАТЬ).
  • Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим подростком (НАЙДИТЕ ИСТИННЫЙ МОТИВ, ПОКАЖИТЕ ИСТИННУЮ ЗАБОТУ).
  • Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все коммуникативное пространство. Чаще смотрите в лицо подростку (ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНО, НО ВАЖНО).
  • Старайтесь повторять «Я-сообщения».
  • Постарайтесь выстраивать со своим ребёнком добрые, доверительные отношения.

Главное в отношениях с подростком:

- ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения;

-иметь гибкую позицию к мнениям и взглядам ребёнка;

-уважать любые проявления его личности.

Время безоговорочного авторитета взрослых безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия.

Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ избежать больших проблем - быть готовым открыто обсуждать эти темы с ребёнком, говорить с ним на его языке и вместе находить иные пути для самоутверждения.

Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизм. Подросток воспринимает многое из происходящего с ним с большой долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Только не нужно высмеивать ребёнка или подшучивать над его чувствами. А вот посмотреть на любую ситуацию с позиции позитива буде полезно.

Если подросток захочет задать вопрос об отношениях с кем бы то ни было или спросить о том, что его волнует, не отказывайте ему в совете, но помните, что каждый вправе поступить так, как считает нужным.

9.Рефлексия учебной деятельности

        Вспомните вопрос, ответ на который мы искали. Хвалить или порицать? Что сложнее сделать?

        Как бы вы теперь ответили на него? (отвечают по желанию)

        Мы справились с задачей? Цель достигнута?

        Какие новые вопросы появились?

        Что из сегодняшнего практикума  Вам запомнилось больше всего? Что было полезным, интересным, что было скучным, непонятным? Чего не хватило?

        Благодарим Вас за работу! Хочется Вас похвалить за смелость, за активное погружение в детство, за преодоление барьеров! Желаем Вам удачи, любви и терпения в общении с близкими людьми!

        У Вас всё получится.

Комментарий к сценарию (использованная литература, место проведения данного мероприятия, и др.)

Данный сценарий практикума рассчитан для родителей обучающихся, который способствует повышению компетенций в области воспитания детей, поиск ответов на самые сложные вопросы, формирование умений правильно реагировать на складывающиеся ситуации т.п.

Список источников

 1.Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. – М.: Генезис, 2008.

 2. Адель Фабер, Элен Мазлиш. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили. – М.: Эксмо, 2013.

3. Федосеенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006.

4. А. Афанасьев, М. Афанасьева Мой малой: как не потерять связь с детьми, когда они взрослеют. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019.

5. Шнейдер Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

6. Новикова Г.В. Принципы и правила взаимодействия педагога с семьей ученика / Г.В.Новикова //Справочник педагога-психолога – М.: МЦФЭР Ресурсы образования, 2011. - №1.

7. Моргулец Г.Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей – Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия в рамках Городской Экспериментальной площадки

Цель: создание координационных советов (волонтёров) среди учащихся 5-6 классов и проведение мероприятия для учащихся начальной школы (4 класс)....

сценарий мероприятия в рамках недели английского языка I play.I learn.

финальное мероприятие - игра, которую мы проводили в нашей гимназии в рамках недели английского языка...

Сценарии мероприятий в рамках проекта "МЫ вместе".

Сценарии  презентации классов 1-х  5-х, 10 классов....

Сценарий мероприятия «На острове мастеров» в рамках внеурочной деятельности с участием родителей.

Мною был разработано внеклассное мероприятие «На острове мастеров»  и может проводиться во время ежегодной недели трудового обучения согласно плана школы-интернат. Учащиеся закрепляют...

Сценарий мероприятия в рамках Всероссийской акции "Мы готовы к ГТО" для 5-9 классов

Разработка будет полезна для инструкторов и учителей физической культуры. Содержит описание заданий в рамках командного выполнения....

Просто о сложностях в общении с подростками

Презентация разработана для мероприятия обучающего характера для родительской аудитории....

"Каждый класс- хор" - сценарий мероприятия в рамках предметной недели в школе.

quot;Каждый класс- хор" - сценарий мероприятия в рамках предметной недели в школе....