Сценарий мероприятия «На острове мастеров» в рамках внеурочной деятельности с участием родителей.
методическая разработка (7 класс)

Алексей Сергеевич Афанасьев

Мною был разработано внеклассное мероприятие «На острове мастеров»  и может проводиться во время ежегодной недели трудового обучения согласно плана школы-интернат. Учащиеся закрепляют полученные знания и получают новые о профессиях рабочего профиля. Совместная работа детей и родителей на мероприятиях такого уровня формирует у детей сознательное отношение к труду, уважение к труду взрослых и способствует улучшению взаимоотношений в семье, снятию эмоционального напряжения в общении друг с другом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий  мероприятия  «На острове мастеров»  в рамках внеурочной деятельности с участием родителей.

Пояснительная записка

Главной образовательной задачей в школе  является социальная поддержка семей с детьми – инвалидами и умственно-отсталыми детьми, для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Взаимодействие с семьёй является одним из важнейших направлений в деятельности любого образовательного учреждения системы школьного образования.

В последнее время наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между подрастающим поколением и взрослыми. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. В семьях вопросы «Кем я стану? не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Практика показывает, что 15% родителей детей, посещающих школу- интернат для детей с ограниченными возможностями не всегда осознают, что круг профессий для их детей ограничен. Чтобы реализовать принцип партнерства и учета интересов семьи, требуется определенная, нестандартная форма организации общения педагогов, детей  и родителей.  Одним из решением данной ситуации является  вовлечение родителей во внеклассную деятельность и повышение психолого-педагогических знаний.

Гарантом эффективности моей работы с родителями являются:

  • установка на работу с родителями  как с единомышленниками;
  • доброжелательное отношение к ребенку и родителям;
  • заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;
  • системный характер общения с родителями.

      Совместная работа учителя и   родителей, основанная на взаимных действиях, взаимопонимании, взаимоуважении, взаимодоверии, взаимопознании и взаимовлиянии даёт положительный результат в профессиональном самоопределении детей, адекватного их трудовым возможностям.

Мною был разработано внеклассное мероприятие «На острове мастеров»  и может проводиться во время ежегодной недели трудового обучения согласно плана школы-интернат. Учащиеся закрепляют полученные знания и получают новые о профессиях рабочего профиля. Совместная работа детей и родителей на мероприятиях такого уровня формирует у детей сознательное отношение к труду, уважение к труду взрослых и способствует улучшению взаимоотношений в семье, снятию эмоционального напряжения в общении друг с другом.

Использование игры - путешествия в образовательных целях в процессе мероприятия способствуют сближению детей и родителей через совместную деятельность,  помогают развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Цель:  укрепление связи партнерского взаимодействия родитель – ученик –учитель в трудовом воспитании и профессиональной ориентации.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить ориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания, наклонности.
  2.  Сформировать профессиональные интересы, склонности к определенным видам деятельности.

Коррекционно - развивающие:

  1. Закрепить умение участвовать в совместной работе, вести короткие диалоги в ситуациях творческого общения.
  2. Сформировать умения работать в команде, выслушивать мнения одноклассников и родителей, уступать при необходимости.

Воспитательные: 

  1. Развивать навыки коммуникативной культуры;
  2. Воспитывать интерес к профессиям, уважение к труду взрослых.
  3. Мотивировать родителей к содержательному общению с детьми.

Формы проведения – игра - путешествие

Приёмы:  сюрпризный момент –призы, награды .

Предварительная  работа с детьми:

  • Беседа о профессиях сельскохозяйственного профиля.
  • Создание видео - ролика «Устами наших детей»
  • Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.
  • Чтение стихов, загадок и чтение художественной литературы о профессиях.
  • Помощь детей и их родителей в оформлении выставки  «Профессии»

Предварительная  работа с родителями:

  • Беседы с родителями о мероприятии;
  • Помощь родителей в оформлении зала.

Состав группы. Занятие проведено в подгруппе из 6 учащихся и 6 родителей (опекунов)

Возраст детей: учащиеся 7 класса  

Место проведения. 

Для достижения поставленных целей и задач на занятии использовались следующие методы и приемы обучения:

  • Художественное  слово (стихотворение, сказочная история)
  • Прием создание игровой ситуации: эмоциональной заинтересованности
  • Практический метод: ролевая гимнастика,  
  • Наглядные и словесные методы и приемы: наглядный материал-картинки,  групповая дискуссия, вопросы к детям и родителям.

Активизация словаря: профессии, садовод, овощевод, работник тепличного хозяйства, животновод, садовод, конюх, доярка, работа, труд.

Оборудование: 

  • Конверт, макет карты, фотографии         профессий человека, видео ролик «Устами наших детей», аудио аппаратура, мультимедийное оборудование.
  • Маршрутные листы;
  • Набор фломастеров (на каждой станции);
  • Листы ватмана А3 и А4 (на каждой станции);
  • Распечатанные бланки с заданиями на каждой станции + памятка

каждому ведущему;

  • Секундомеры или часы с секундной стрелкой (на каждой станции);
  • Карточки с заданиями на каждой станции: карточки с профессиями в

сфере сельского хозяйства для пантомимы, карточки с заданиями- с рифмами;

  • Грамоты для награждения победителей;
  • Шуточные призы (связанные со сферой деятельности, которые представляют использованные в игре станции).

Оформление

-    В актовом зале оформлены плакаты " Птицу узнают в полете, а человека в работе», «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей», «Поле труд любит», «От труда здоровеют, а от лени болеют» .

-  «Доска почета" - фотографии родителей.
-    Выставка творческих работ учащихся "Один день из жизни на уроке".
-    Мини-стенгазеты "Профессии".
-    Фонограмма песни "Прокати нас Петруша на тракторе", «Хлеб всему  голова».
Рекомендации к игре: Проводится командами. В ходе игры команды, выполняя задания, предлагаемые ведущим на каждой станции «профессии», набирают призовые баллы. Баллы записываются в маршрутный лист. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. В роли ведущих на станциях выступают педагоги.

Организация мероприятия:

Учитель формирует 2 команды. В каждой команде 3 родителя и 3 учащихся. В каждой команде выбирается капитан, у которого во время игры находится маршрутный лист. На листе указаны станция, место ее нахождения, порядок прохождения.

Станции располагаются в холлах, коридорах, комнатах. На каждой станции присутствует ведущий (педагог, воспитатель), который проводит с каждой командой свой конкурс, викторину, мини-игру. Создается жюри (гости из центра занятости населения, отдела социальной защиты населения ). По окончании мероприятия маршрутные листы сдаются в жюри. Члены комиссии подсчитывают баллы, распределяют призы по номинациям, оглашают результаты игры, проводят награждения.

2. Командная часть

Все ведущие занимают свои места. Команды прибывают на 1-ю станцию по своим маршрутным листам. Ведущие по часам одновременно начинают работу c группами. Когда работа закончена группа отправляется на следующую станцию.

  1. Инструктаж ведущим и жюри.

На каждой станции командам предлагается задания.

За каждое правильный ответ начисляется 1 балл.

Также на некоторых станциях ведущий проводит мини-игру, которая выполняет функцию игровой паузы, разрядки или разминки, активизирует мышление, внимание, память.

Ход мероприятия:

Участники и гости  собираются в актовом зале.

1.Организационный момент:

Ведущий:

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит,

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.…Здравствуйте! Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые  родители и уважаемые гости!

2. Вступительная часть

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

Конюх, овощевод, птицевод,

Ветеринар и садавод…

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю.

Родители называют свои профессии, передавая друг другу воздушный шарик на палочке. Педагог, как пример начинает с себя:

— Я  учитель. …

После того, как все назвали свою профессию, педагог предлагает посмотреть видеосюжет: «Устами наших детей»

Отвечают на вопросы:

Кем работает твоя мама (тетя, дядя)?

Где работает? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

После просмотра видеосюжета родители по кругу продолжают фразу «Мне было приятно…»

3.Основная часть

Ребята и дорогие наши родители! Сегодня нас с вами ожидает необычное путешествие - соревнование по дороге в Страну профессий. В ходе путешествия вы будете проезжать разные станции. На каждой станции вы узнаете что-то новое о профессиях, а также сможете продемонстрировать свои знания, представления о сферах трудовой деятельности, принять участие в конкурсах и играх. Выполняя задания, вы будете набирать призовые баллы, которые в конце игры подсчитает счетная комиссия. Таким образом, мы узнаем, какая команда лучше всех знает профессии. Ваша задача – пройти все станции, отлично выполнить все задания и получить высшие баллы. Куда идти, написано во второй графе маршрутного листа. Не перепутайте порядок вашего движения!

Удачи!

2. Командная часть

Все ведущие занимают свои места. Команды прибывают на 1-ю станцию

по своим маршрутным листам. Ведущие по часам одновременно начинают работу c группами. Когда работа закончена, ведущий подсчитывает баллы в маршрутный лист. Группа отправляется на следующую станцию.

IV. Основная часть:

1 станция:

       Сейчас мы с вами поиграем. Я буду предлагать вам необычные характеристики профессий, а вы должны будете назвать те профессии, к которым больше всего эти характеристики подходят.

  • какая профессия самая детская? (воспитатель д/с; учитель н/к)
  • какая профессия самая смешная? (клоун; юморист)
  • какая профессия самая жаркая? (пожарный; металлург; повар)
  • какая профессия самая здоровая? (врач; фармацевт)
  • какая профессия самая терпеливая? (учитель; кружевница; скульптор)
  • какая профессия самая яркая? (электрик; певец; актёр)
  • какая профессия самая сладкая? (кондитер; продавец)
  • какая профессия самая волосатая? (парикмахер; ветеринар)
  • какая профессия самая высокая? (монтажник; крановщик; строитель)
  • какая профессия самая быстрая? (водитель; летчик)
  • какая профессия самая смелая? (каскадёр; милиционер; спасатель)

    Мы назвали сейчас лишь несколько профессий. В мире их существует более 50 тысяч, многие из них нам даже не известны. Как же найти среди такого количества свою профессию?

Станция 2

Сейчас мы превратимся в артистов и попытаемся обыграть несколько профессий. Они нам знакомы, так как сталкиваемся мы с ними на наших уроках. Итак, конкурс мастеров.

  • Конюх – должен провести за узду лошадь
  • Овощевод – должен посеять семена моркови;
  • Цветовод – должен землю вспушить, полить.
  • Ветеринар  –  должен лечит животных;
  • Птицевод – должен покормить птиц.

Станция 3

Ребята о своих профессиях приготовили стихи и загадки. Сейчас они вам их прочитают, а вы, уважаемые гости, внимательно их послушайте и, где будут стихи – загадки, попробуйте их отгадать.

Груши, яблони, крыжовник

Посадил весной….Садовник

Кабачки и баклажаны,

огурцы и помидоры,

собирают утром рано,

нам нужны так эти сборы.

Той продукцией весь год

кормит нас.. Овощевод

Мамочка разводит розы,
Астры, кактусы, мимозы.
Не работа - дивный сад!
Я за маму очень рад!
Цветовод

Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач - …
Ветеринар

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете,
Её давно бурёнки знают,
Всегда мычанием встречают
И за её нелёгкий труд
Всё молоко ей отдают.
Доярка

Станция 5

Лото. «Отгадай словечко».
Каждой команде выдаётся конверт с буквами. За определённое количество времени дети и взрослые должны собрать слова – название профессии.

Станция 6  «Необитаемый остров».

       Представьте себе, что вы, попали на необитаемый остров! На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена пшеницы, гороха, моркови, огурцов, подсолнечника, а так же топор, пила, молоток, маток верёвки, нож… Задание: Вы должны составить список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове.

Станция 7 «Пантомима»

А теперь давайте отдохнем и поиграем.

Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) - показывать содержимое карточки командам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.

Предлагаемый список профессий:

Плотник, учитель, ветеринар, повар, продавец, сторож, машинист.

Станция 8. «Закончи пословицу»

Существует более 100 пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:

Усердная мышь и доску ……прогрызет.

Не все те повара, у кого ножи….. длинные.

Уменье и труд все (перетрут).

Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).

Дело мастера (боится).

Птицу узнают в полете, а человека в (работе).

Маленькое дело лучше большого (безделья).

Без труда не выловишь рыбку из (пруда).

Станция 9

Творческое задание. Любимая профессия помогает человеку исполнять его желания, и прежде чем выбрать профессию, человек решает для себя, чего он хочет добиться в жизни.

       Сейчас вы должны выполнить задание-рисунок «Три желания». Но прежде представьте, что вы идёте по берегу моря и находите старый кувшин. В нём живёт кто? (Дети отвечают: «Джин!»). Он готов выполнить три ваших желания. Нарисуйте их.

      А пока дети рисуют, проведём конкурс с родителями.  Конкурс называется «Что это?»:

овес

злаки

курица

птица

муксун

рыба

картошка

овощ

изюм

ягода

молоток

продукт

кролик

животное

нельма

рыба

кокос

орех

утка

животное

малина

ягода

пшеница

злаки

окунь

рыба

клюква

ягода

рис

злаки

гусь

птица

голубика

ягода

редис

овощ

баклажан

овощ

яблоко

фрукт

язь

рыба

корова

животное

свинья

животное

пшено

крупа

морошка

ягода

редька

овощ

щука

рыба

лимон

фрукт

брусника

ягода

клубника

ягода

бобы

овощ

коза

животное

морковь

овощ

творог

продукт

Молодцы, гости, активно поработали. А сейчас посмотрим, что в своих рисунках нарисовали дети. (Рисунки выставляют в конце мероприятия на стенд).

Конечная станция 10

После прохождения всего маршрута по маршрутному листу команды направляются в счетную комиссию, чтобы отдать свои результаты. Перед дверью в счетную палату их ждет последняя, конечная станция. Последнее задание для командиров команды.

Игра «Доскажи словечко»

- Коров доит …..(доярка)

- Цветы сажает ….(цветовод)

- Овощи сажает ….(овощевод)

- Животных лечит… (ветеринар)

- Отвечает за условия содержания животных ….(зоотехник)

- Трактор водит … (тракторист)

- Электричку … (машинист)

- Стены выкрасил … (маляр)

- Доску выстрогал … (столяр)

- В доме свет провёл … (монтёр)

- В шахте трудится … (шахтёр)

- В жаркой кузнице … (кузнец)

V. Заключительная часть.

Подведение итогов

А сейчас подведем итог нашей игры (подведение итогов, награждение)

Вам понравился наша игра?  (дети  и родители отвечают). А на сколько вам понравился, мы сейчас узнаем.

Отзывы детей и родителей о мероприятии

Продолжите, пожалуйста, предложения:

Игра мне понравилась….Игра мне не понравилась и я бы посоветовал(а)…

А теперь, выберите тот цвет ленточки, который бы показал с каким же настроением вы уйдете с нашего мероприятия. На ленточках я попрошу вас ребята написать свою мечту «Кем бы вы хотели стать в будущем». А родителям предлагаю написать «Качества, которые помогли бы Вашим детям стать хорошим профессионалом в своей работе». Я бы очень хотела, чтобы ваши мечты сбылись, поэтому я прошу подойти вас ко мне и привязать свои ленточки к вот этому шарику - фонарику.

По окончанию нашего мероприятия мы с вами оденемся, выйдем на улицу и запустим в небо наш фонарик желаний, чтобы ваши мечты обязательно сбылись.

Заключительное слово педагога.

Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.

      А cейчас послушайте стихотворения Д. Я. Лившиц «Что в руках у человека» и «Да здравствуют руки!» (Включается презентация- фотографии детей и родителей в совместной деятельности на уроках профессионально трудового обучения).

       Всё, что видишь ты вокруг,

       Всё – плоды рабочих рук.

       Этот дом и этот сад

       В лёгком кружеве оград.

       Тепловоз, подъёмный кран,

       Экскаватор – великан,

       Телефон, машина, стол,

       Сумка, парта и футбол, –

       Всё, что видишь ты вокруг,

       Всё – плоды рабочих рук.

       

       Да здpавствуют pуки,

       Рабочие руки,

       Те, что не терпят

       Лени и cкуки!

       Да здравствуют pуки,

       Которые в полночь

       Опасно больному

       Приходят на помощь!

       

       Да здравствуют руки,

       Которые косят,

       Пекут, обшивают,

       И почту приносят,

       Ведут корабли

       В покорённую даль,

       И варят в мартенах

       Чудесную сталь!

       Да здравствуют руки,

       Руки простые,

       Которые к звёздам

       Подняли Россию!

       Спасибо, ребята, за хорошую, активную работу! И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.

 Спасибо, гости, за ваше внимание и принятое участие! Дети и родители отправляются запускать шарики.

 

Литература:

  1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005.
  2. CHUDOPREDKI.RU Сайт для родителей «Детские радости » Пословицы
  3. Русские пословицы и поговорки/ под редакцией В. Аникина, - М.- :Худож. лит., 1988

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование исследовательских умений первоклассников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС»

С введением в начальной школе ФГОС в рамках внеурочной деятельности в нашей школе был  организован курс «Я познаю мир», направленный на развитие исследовательского поведения первоклассников...

«Анализ мероприятия по формированию универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности»

Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы во внеурочной деятельности....

Сценарий внеурочного мероприятия с участием родителей

 Тема: Друзья природыФорма проведения: игра-путешествие.Цели: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у...

Диагностика уровня достижения учащимися планируемых метапредметных результатов образовательной деятельности в рамках внеурочной деятельности (Из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в рамках ФГОС ООО в аспекте диагностики метапредметных результатов образовательной деятельности...

Мероприятие в рамках фестиваля "Инновационной деятельности" мастер класс по внеурочной деятельности Игра «Военно - спортивный калейдоскоп».

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности Игра "Военно - спортивный калейдоскоп" для  разновозрасных команд обучающихся 1 - 9 классов....

Организация проектной деятельности по экологии (в рамках внеурочной деятельности)

Разработка демонстрирует проведение исследования в рамках внеурочной деятельности по изучению распространения растения Прострела.Задачи исследования: изучить сон-траву как биологический объект живой п...