Взаимодействие с родителями как средство развития личности их детей
статья
Взаимодействие с родителями как средство развития личности их детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami_kak_sredstvo_razvitiya_lichnosti_ih_detey.docx | 37.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Линево»
Искитимского района Новосибирской области
Проект
Взаимодействие с родителями как средство развития личности их детей
Автор проекта:
Казанцева Анастасия Валерьевна, учитель географии
р.п. Линево – 2019
Пояснительная записка
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. Семья – это та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказывается, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.
Проект «Взаимодействие с родителями как средство развития личности их детей» как раз и направлен на оказание педагогической помощи и поддержки родителям в воспитании и всестороннем развитии личности их детей.
При работе над проектом была поставлена следующая цель: обобщение моего педагогического опыта, как классного руководителя, при взаимодействии с родителями. Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Проанализировать свой опыт взаимодействия с родителями моих учеников;
- Выявить основные аспекты и направления взаимодействия с родителями;
- Представить эффективные формы взаимодействия с родителями;
- Определить результаты взаимодействия с родителями
- Систематизировать и доступно изложить собственный опыт работы с родителями моих учеников.
Данная работа может быть использована учителями начальной школы и коллегами, работающими в среднем звене.
Содержание
Взаимодействие школы и семьи всегда было и остается приоритетным направлением в вопросах воспитания и обучения детей.
Многолетний опыт работы учителем начальных классов позволил мне сделать вывод о том, насколько важно с момента прихода детей в первый класс создать ту модель взаимоотношения между учителем и родителями, которая будет положительно влиять на развитие личности ребенка. Именно от нас, учителей начальных классов, в большей мере зависит то, как родители будут относиться к школе и сотрудничать с ней на протяжении всего периода обучения их детей.
При каждом новом наборе детей в первый класс одной из основных целей для меня, как педагога, является создание отношений сотрудничества с родителями, направленное на всестороннее развитие личности их детей.
Создание такого рода сотрудничества опирается на решение следующих задач:
- изучить информацию о каждой конкретной семье для определения категории семьи и форм взаимодействия с ней;
- установить контакт с родителями в максимально короткий срок;
- сформировать родительский комитет класса для определения и реализации воспитательной программы класса;
- обеспечить родителей необходимыми знаниями в вопросах обучения и воспитания детей;
- вовлекать родителей в проведение различного рода мероприятий класса и школы, тем самым формируя их активное участие в жизни детей;
- сформировать потребность родителей во всестороннем развитии личности ребенка.
В работе с родителями я определила основные аспекты в воспитании ребенка, которые являются наиболее важными по своему содержанию для развития личности детей и требующие совместных усилий со стороны классного руководителя и семьи.
Такими аспектами являются:
- здоровье и безопасность;
- духовно-нравственное воспитание;
- организация процесса обучения;
- корректировка воспитания детей в отдельных семьях;
- досуг.
Именно на этих ключевых моментах я строю работу с родителями своих учеников.
Здоровье и безопасность
Сохранение здоровья детей и их безопасность является центральным звеном взаимодействия школы и родителей.
Деятельность учителя в рамках данного направления нацелена на привлечение особого внимания родителей к вопросам охраны жизни и здоровья, а так же безопасности их детей.
По вопросам здоровья необходимо информировать родителей о факторах, влияющих на здоровье ребенка. К ним относятся: образ жизни, условия труда и проживания, привычки, поведение. Особое внимание следует уделить факторам риска: курение, употребление алкоголя, наркотиков, вредные условия труда, стрессы, инфекционные заболевания и др.
По вопросам безопасности до родителей важно донести, что их дети в первую очередь должны прийти к пониманию проблем разных видов опасности, необходимости личной подготовки к встрече с ними и их эффективному решению. Развитие у школьников бдительности, осмотрительности, осторожности в обществе, на улице, дома, а также умения оценивать угрозу и опасность замеченных негативных факторов и решать проблемы является совместной задачей школы и семьи.
Осуществляя работу в данном направлении, считаю наиболее результативными такие формы взаимодействия с родителями как:
- Лектории для родителей («Режим дня школьника», «Правильное питание», «Вредным привычкам скажем: «Нет», «Осторожно, грипп!», «Формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков», «Безопасный путь в школу и обратно», «Огонь друг и враг» и другие подобные темы в зависимости от конкретных обстоятельств и конкретного коллектива);
- Круглый стол («Спорт в моей семье», «Подвижные игры на воздухе», «Как обезопасить ребенка в быту», «Режим труда и отдыха в нашей семье» и другие);
- Классные и школьные мероприятия, проводимые на открытом воздухе и в спортивном зале («Турслет», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Строительство снежного городка»).
- Проектная деятельность (Приложение 2 – Родительский проект - призер районного конкурса родительских проектов по безопасности дорожного движения, проводимого ГИБДД)
- Индивидуальные консультации.
- Названные формы взаимодействия с родителями помогают сохранить здоровье детей и обеспечить их безопасность.
Духовно-нравственное воспитание
Концепция духовно-нравственного воспитания является методологической основой ФГОС. Согласно данной концепции идеалом современного гражданина России является высоконравственный, творческий, компетентный, патриотичный, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, придерживающийся духовных и культурных традициях народа РФ гражданин. Исходя из этого, работа с родителями в данном направлении строится с учетом таких ценностей как патриотизм, долг, гражданственность, семья, труд и творчество.
В данном направлении использую такие формы взаимодействия:
- Беседы («Как помочь ребенку стать ответственным?», «Поговорим о нравственности», «Друзья моего ребенка» и др.) «Права и обязанности ребенка в семье»
- Родительские собрания («Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Семья и семейные ценности», «Поощрения и наказания в семье» и др.)
- Культурно-массовые мероприятия духовно-нравственной направленности (акция «Милосердие», «Солдатская кухня», «Бессмертный полк», «Свеча памяти», Митинг посвященный Дню Победы, «День Матери», «День пожилых людей», «День России», акция «Посылка солдату», акция «Белый журавлик»)
- Устный журнал («Традиции нашей семьи»)
- Трудовая деятельность (Субботники, Трудовой десант, акции «Чистая улица», «Чистый берег» и др).
- Индивидуальные консультации.
Проводимая работа с родителями в данном направлении способствует формированию у детей лучших человеческих качеств и обеспечивает духовно- нравственное развитие ребенка.
Организация учебного процесса
Успешное обучение ребенка зависит не только от учителя и организации учебного процесса в школе, но и грамотном родительском сопровождении ребенка при подготовке к учебным занятиям дома. Поэтому очень важно с первых дней прихода детей в школу вооружать родителей необходимыми знаниями, которые помогут ребенку учиться.
Для этого считаю приемлемыми такие формы взаимодействия:
- Родительский всеобуч («Адаптация ребенка к школьной жизни»,
«Как помочь ребенку учиться?», «Как научить ребенка читать?», Как сделать счет интересным?», «Грамотное письмо», «Развиваем внимание и память» и др.);
- Посещение родителями уроков;
- Тематические консультации для группы родителей, чьи дети имеют схожие проблемы в обучении;
- Индивидуальные консультации для родителей.
Указанные формы взаимодействия способствуют повышению педагогической грамотности родителей, что помогает их детям легче усваивать учебную программу и положительно влияет на учебную мотивацию школьников.
Корректировка воспитания детей в отдельных семьях
Работа в данном направлении строится на изучении семьи: категории семьи, характере взаимоотношений в ней, особенностей воспитания, семейных традиций; анализе полученной информации и выборе мер воздействия на семью.
Корректировка воспитания детей в отдельных семьях заключается в оказании психолого-педагогической поддержки родителям.
А именно:
- в организации семейного воспитания различных категорий учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности);
- в решении проблем семейного воспитания: разрешения противоречий детского возраста, профилактика формирования вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков, наркотических и токсичных средств), профилактика правонарушений, специфика воспитания в разных семьях (однодетных и многодетных, неполных);
- индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей.
Эта работа осуществляется мной самостоятельно и/или с привлечением органов местного самоуправления, а также общественности.
При работе с неблагополучными семьями обязательным является составление плана индивидуальной работы с ними.
Для корректировки воспитания в отдельных семьях наиболее эффективными являются такие формы взаимодействия:
- Мини-лекции («Одаренность ваших детей», «Конфликты детей и пути их решения», «Восполнение недостающей родительской любви» (для неполных семей) и другие);
- Индивидуальные консультации;
- Посещение семьи на дому;
- Беседа с психологами, медицинскими работниками, представителями полиции, представителями органов опеки и попечительства и др.
Работа в данном направлении очень трудоемка и требует больших усилий со стороны педагога. Результатом деятельности является наличие положительных изменений в семьях отдельных учащихся.
Досуг
Организация досуга способствует развитию и реализации личностных возможностей воспитанников на основе удовлетворения их интересов и потребностей. Поэтому работа с родителями направлена на определение интересов их детей, расширение их кругозора, развитие творческих и интеллектуальных способностей и др., а также формирование у родителей потребности в планировании и организации «здорового» досуга их детей.
В данном направлении использую следующие формы взаимодействия с родителями:
- Круглые столы («Свободное время и его роль в формировании личности»,
«Полезный отдых наших детей», «Увлечения нашей семьи» «Польза забытых игр»);
- Диспуты («Безопасность в сети «Интернет», «Вред и польза компьютера, телефона и другие»)
- Праздники («Книжкин день рождения», «В гостях у Осенины», Новогодний бал, 8 марта, Масленица и другие)
- Экскурсии (музеи, планетарий, зоопарк, парк развлечений и т.д.)
- Однодневные походы
Проводимая работа позволяет свободное время детей сделать интересным, познавательным, направленным на развитие личности каждого ребенка.
Указанные тематические аспекты и формы взаимодействия учителя с родителями, предопределяют деятельность учителя в следующих направлениях:
- аналитическое – направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. (наиболее актуальные формы взаимодействия: анкетирование, тестирование, беседы);
- информационное – направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, а также особенностями воспитания и обучения детей. (наиболее актуальные формы взаимодействия: беседы, лектории, родительские собрания, круглые столы, диспуты);
- организационное – направленно на создание благоприятных условий, при которых у родителей формируется активная позиции во взаимодействии со школой, формирование родительского комитета (наиболее актуальные формы взаимодействия: заседание родительского комитета, вовлечение родителей в культурно-массовые мероприятия, проводимые в классе и в школе)
- корректирующее – направленно на разрешение проблемных ситуаций, возникающих при воспитании детей, в отдельных семьях (наиболее актуальные формы взаимодействия: индивидуальные беседы и консультации для родителей)
Данные направления являются основными. Конкретный коллектив и совокупность различных факторов могут потребовать от классного руководителя работы с родителями и в других направлениях.
Результаты работы с родителями
Реализация указанных мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании учащихся моего класса позволила:
- сформировать, укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и классного руководителя в вопросах воспитания детей;
- сформировать активную позицию большинства родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и классного руководителя;
- создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей;
- добиться положительной динамики во взаимоотношениях в родительском и детском коллективах;
- сформировать у родителей опыт эффективного планирования и успешной реализации своей воспитательной деятельности.
Таким образом, названные аспекты, направления и формы взаимодействия классного руководителя с родителями позволяют добиться поставленной цели, то есть создают отношения сотрудничества с родителями, направленные на всестороннее развитие личности их детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника.
Выступление на педсовете...
Взаимодействие школы и семьи по развитию личности ребенка.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.Функции взаимодействия школы и...
Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей....
"Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей."
Статья по итогам совместного занятия детей и родителей в студии мультипликации "Капитошка"...
Общешкольное родительское собрание: "Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности
Родительское собрание для родителей с целью ознакомления с разными способами взаимодействия и совместного интересного времяпровождения дома. Занимаясь обычными домашними делами совместо с детьми можно...