Взаимодействие с родителями как средство развития личности их детей
статья

Казанцева Анастасия Валерьевна

Взаимодействие с родителями как средство развития личности их детей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Линево»

Искитимского района Новосибирской области

Проект

Взаимодействие с родителями как средство развития личности их детей

Автор проекта:

Казанцева Анастасия Валерьевна, учитель географии

р.п. Линево – 2019

Пояснительная записка

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. Семья – это та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказывается, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.

Проект «Взаимодействие с родителями как средство развития личности их детей» как раз и направлен на оказание педагогической помощи и поддержки родителям в воспитании и всестороннем развитии личности их детей.

При работе над проектом была поставлена следующая цель: обобщение моего педагогического опыта, как классного руководителя, при взаимодействии с родителями. Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Проанализировать свой опыт взаимодействия с родителями моих учеников;
  • Выявить основные аспекты и направления        взаимодействия с родителями;
  • Представить эффективные формы взаимодействия с родителями;
  • Определить результаты взаимодействия с родителями
  • Систематизировать и доступно изложить собственный опыт работы с родителями моих учеников.

Данная работа может быть использована учителями начальной школы и коллегами, работающими в среднем звене.

Содержание

Взаимодействие школы и семьи всегда было и остается приоритетным направлением в вопросах воспитания и обучения детей.

Многолетний опыт работы учителем начальных классов позволил мне сделать вывод о том, насколько важно с момента прихода детей в первый класс создать ту модель взаимоотношения между учителем и родителями, которая будет положительно влиять на развитие личности ребенка. Именно от нас, учителей начальных классов, в большей мере зависит то, как родители будут относиться к школе и сотрудничать с ней на протяжении всего периода обучения их детей.

При каждом новом наборе детей в первый класс одной из основных целей для меня, как педагога, является создание отношений сотрудничества с родителями, направленное на всестороннее развитие личности их детей.

Создание такого рода сотрудничества опирается на решение следующих задач:

  • изучить информацию о каждой конкретной семье для определения категории семьи и форм взаимодействия с ней;
  • установить контакт с родителями в максимально короткий срок;
  • сформировать родительский комитет класса для определения и реализации воспитательной программы класса;
  • обеспечить родителей необходимыми знаниями в вопросах обучения и воспитания детей;
  • вовлекать родителей в проведение различного рода мероприятий класса и школы, тем самым формируя их активное участие в жизни детей;
  • сформировать потребность родителей во всестороннем развитии личности ребенка.

В работе с родителями я определила основные аспекты в воспитании ребенка, которые являются наиболее важными по своему содержанию для развития личности детей и требующие совместных усилий со стороны классного руководителя и семьи.

Такими аспектами являются:

  • здоровье и безопасность;
  • духовно-нравственное воспитание;
  • организация процесса обучения;
  • корректировка воспитания детей в отдельных семьях;
  • досуг.

Именно на этих ключевых моментах я строю работу с родителями своих учеников.

Здоровье и безопасность

Сохранение здоровья детей и их безопасность является центральным звеном взаимодействия школы и родителей.

Деятельность учителя в рамках данного направления нацелена на привлечение особого внимания родителей к вопросам охраны жизни и здоровья, а так же безопасности их детей.

По вопросам здоровья необходимо информировать родителей о факторах, влияющих на здоровье ребенка. К ним относятся: образ жизни, условия труда и проживания, привычки, поведение. Особое внимание следует уделить факторам риска: курение, употребление алкоголя, наркотиков, вредные условия труда, стрессы, инфекционные заболевания и др.

По вопросам безопасности до родителей важно донести, что их дети в первую очередь должны прийти к пониманию проблем разных видов опасности, необходимости личной подготовки к встрече с ними и их эффективному решению. Развитие у школьников бдительности, осмотрительности, осторожности в обществе, на улице, дома, а также умения оценивать угрозу и опасность замеченных негативных факторов и решать проблемы является совместной задачей школы и семьи.

Осуществляя работу в данном направлении, считаю наиболее результативными такие формы взаимодействия с родителями как:

  • Лектории для родителей («Режим дня школьника», «Правильное питание», «Вредным привычкам скажем: «Нет», «Осторожно, грипп!», «Формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков», «Безопасный путь в школу и обратно», «Огонь друг и враг» и другие подобные темы в зависимости от конкретных обстоятельств и конкретного коллектива);
  • Круглый стол («Спорт в моей семье», «Подвижные игры на воздухе», «Как обезопасить ребенка в быту», «Режим труда и отдыха в нашей семье» и другие);
  • Классные и школьные мероприятия, проводимые на открытом воздухе и в спортивном зале («Турслет», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Строительство снежного городка»).
  • Проектная деятельность (Приложение 2 – Родительский проект - призер районного конкурса родительских проектов по безопасности дорожного движения, проводимого ГИБДД)
  • Индивидуальные консультации.
  • Названные формы взаимодействия с родителями помогают сохранить здоровье детей и обеспечить их безопасность.

Духовно-нравственное воспитание

Концепция духовно-нравственного воспитания является методологической основой ФГОС. Согласно данной концепции идеалом современного гражданина России является высоконравственный, творческий, компетентный, патриотичный, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, придерживающийся духовных и культурных традициях народа РФ гражданин. Исходя из этого, работа с родителями в данном направлении строится с учетом таких ценностей как патриотизм, долг, гражданственность, семья, труд и творчество.

В данном направлении использую такие формы взаимодействия:

  • Беседы («Как помочь ребенку стать ответственным?», «Поговорим о нравственности», «Друзья моего ребенка» и др.) «Права и обязанности ребенка в семье»
  • Родительские собрания («Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Семья и семейные ценности», «Поощрения и наказания в семье» и др.)
  • Культурно-массовые мероприятия духовно-нравственной направленности (акция «Милосердие», «Солдатская кухня», «Бессмертный полк», «Свеча памяти», Митинг посвященный Дню Победы, «День Матери», «День пожилых людей», «День России», акция «Посылка солдату», акция «Белый журавлик»)
  • Устный журнал («Традиции нашей семьи»)
  • Трудовая деятельность (Субботники, Трудовой десант, акции «Чистая улица», «Чистый берег» и др).
  • Индивидуальные консультации.

Проводимая работа с родителями в данном направлении способствует формированию у детей лучших человеческих качеств и обеспечивает духовно- нравственное развитие ребенка.

Организация учебного процесса

Успешное обучение ребенка зависит не только от учителя и организации учебного процесса в школе, но и грамотном родительском сопровождении ребенка при подготовке к учебным занятиям дома. Поэтому очень важно с первых дней прихода детей в школу вооружать родителей необходимыми знаниями, которые помогут ребенку учиться.

Для этого считаю приемлемыми такие формы взаимодействия:

  • Родительский всеобуч («Адаптация ребенка к школьной жизни»,

«Как помочь ребенку учиться?», «Как научить ребенка читать?», Как сделать счет интересным?», «Грамотное письмо», «Развиваем внимание и память» и др.);

  • Посещение родителями уроков;
  • Тематические консультации для группы родителей, чьи дети имеют схожие проблемы в обучении;
  • Индивидуальные консультации для родителей.

Указанные формы взаимодействия способствуют повышению педагогической грамотности родителей, что помогает их детям легче усваивать учебную программу         и положительно влияет на учебную мотивацию школьников.

Корректировка воспитания детей в отдельных семьях

Работа в данном направлении строится на изучении семьи: категории семьи, характере взаимоотношений в ней, особенностей воспитания, семейных традиций; анализе полученной информации и выборе мер воздействия на семью.

Корректировка воспитания детей в отдельных семьях заключается в оказании психолого-педагогической поддержки родителям.

А именно:

  • в организации семейного воспитания различных категорий учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности);
  • в решении проблем семейного воспитания: разрешения противоречий детского возраста, профилактика формирования вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков, наркотических и токсичных средств), профилактика правонарушений, специфика воспитания в разных семьях (однодетных и многодетных, неполных);
  • индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей.

Эта работа осуществляется мной самостоятельно и/или с привлечением органов местного самоуправления, а также общественности.

При работе с неблагополучными семьями обязательным является составление плана индивидуальной работы с ними.

Для корректировки воспитания в отдельных семьях наиболее эффективными являются такие формы взаимодействия:

  • Мини-лекции («Одаренность ваших детей», «Конфликты детей и пути их решения», «Восполнение недостающей родительской любви» (для неполных семей) и другие);
  • Индивидуальные консультации;
  • Посещение семьи на дому;
  • Беседа с психологами, медицинскими работниками, представителями полиции, представителями органов опеки и попечительства и др.

Работа в данном направлении очень трудоемка и требует больших усилий со стороны педагога. Результатом деятельности является наличие положительных изменений в семьях отдельных учащихся.

Досуг

Организация досуга способствует развитию и реализации личностных возможностей воспитанников на основе удовлетворения их интересов и потребностей. Поэтому работа с родителями направлена на определение интересов их детей, расширение их кругозора, развитие творческих и интеллектуальных способностей и др., а также формирование у родителей потребности в планировании и организации «здорового» досуга их детей.

В данном направлении использую следующие формы взаимодействия с родителями:

  • Круглые столы («Свободное время и его роль в формировании личности»,

«Полезный отдых наших детей», «Увлечения нашей семьи» «Польза забытых игр»);

  • Диспуты («Безопасность в сети «Интернет», «Вред и польза компьютера, телефона и другие»)
  • Праздники («Книжкин день рождения», «В гостях у Осенины», Новогодний бал, 8 марта, Масленица и другие)
  • Экскурсии (музеи, планетарий, зоопарк, парк развлечений и т.д.)
  • Однодневные походы

Проводимая работа позволяет свободное время детей сделать интересным, познавательным, направленным на развитие личности каждого ребенка.

Указанные тематические аспекты и формы взаимодействия учителя с родителями, предопределяют деятельность учителя в следующих направлениях:

  • аналитическое – направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. (наиболее актуальные формы взаимодействия: анкетирование, тестирование, беседы);
  • информационное – направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, а также особенностями воспитания и обучения детей. (наиболее актуальные формы взаимодействия: беседы, лектории, родительские собрания, круглые столы, диспуты);
  • организационное – направленно на создание благоприятных условий, при которых у родителей формируется активная позиции во взаимодействии со школой, формирование родительского  комитета (наиболее актуальные формы взаимодействия: заседание родительского комитета, вовлечение родителей в культурно-массовые мероприятия, проводимые в классе и в школе)
  • корректирующее – направленно на разрешение проблемных ситуаций, возникающих при воспитании детей, в отдельных семьях (наиболее актуальные формы взаимодействия: индивидуальные беседы и консультации для родителей)

Данные направления являются основными. Конкретный коллектив и совокупность различных факторов могут потребовать от классного руководителя работы с родителями и в других направлениях.

Результаты работы с родителями

Реализация указанных мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании учащихся моего класса позволила:

  • сформировать, укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и классного руководителя в вопросах воспитания детей;
  • сформировать активную позицию большинства родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и классного руководителя;
  • создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей;
  • добиться положительной динамики во взаимоотношениях в родительском и детском коллективах;
  • сформировать у родителей опыт эффективного планирования и успешной реализации своей воспитательной деятельности.

Таким образом, названные аспекты, направления и формы взаимодействия классного руководителя с родителями позволяют добиться поставленной цели, то есть создают отношения сотрудничества с родителями, направленные на всестороннее развитие личности их детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие школы и семьи по развитию личности ребенка.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.Функции взаимодействия школы и...

Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей....

"Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей."

Статья по итогам совместного занятия детей и родителей в студии мультипликации "Капитошка"...

Общешкольное родительское собрание: "Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности

Родительское собрание для родителей с целью ознакомления с разными способами взаимодействия и совместного интересного времяпровождения дома. Занимаясь обычными домашними делами совместо с детьми можно...