Педагогический проект по работе с детьми и родителями детей с ОВЗ в ДОУ "Рука в руке"
проект

Кулагина Нина Степановна

В детском саду №77 «Сказка» горпода Якутска работает  группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, которую посещают дети с ОВЗ, а так же дети с ОВЗ посещают общеразвивающие группы детского сада. Педагогический коллектив, работая с ними, пришел к выводу, что необходимо объединить усилия для создания условий по наиболее эффективной подготовке детей с ОВЗ к школе, помочь детям лучше развиваться с учетом их возможностей и потребностей, активнее вовлекать родителей в процесс коррекции и развития, ведь родители – наши единомышленники! Таким образом в нашем детском саду начал работу педагогический проект "Рука вруке".

Обучение и воспитание детей с ОВЗ, в нашем детском саду, проводится по специальным методикам, с использованием разнообразных форм и методов, разработанных для каждого вида нарушений. Чтобы заинтересовать учащихся, используем в своей работе нестандартные подходы, инновационные технологии, разрабатываем и реализуем индивидуальные программы развития. Но, несмотря на имеющийся опыт работы с детьми с ОВЗ, важнейшей проблемой является поиск наиболее эффективных условий обучения и воспитания дошкольников.

Создание условий: 

- индивидуальные консультации с родителями и индивидуальные занятия с участием родителей, составление плана совместных действий, уточнение сроков коррекции, использование ИКТ, проведение кружковой работы.

- налаживание доверительных, партнёрских отношений с родителями детей с ОВЗ, повышение их психолого-педагогических знаний, обучение приёмам коррекционной работы для эффективных домашних занятий с ребенком,

- системность во взаимодействии педагогов ДОУ: составление плана совместных действий (инд. корр. программа ППк), коррекционные занятия с психологом, индивидуальные занятия воспитателей с ребёнком по заданию логопеда (развитие ВПФ) др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Совместная работа ДОУ с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений, педагогический проект «Рука в руке»

Автор проекта: учитель-логопед Кулагина Н.С.

Руководитель проекта: Старший воспитатель Прокопьева Т.В.

Город Якутск

Место проведения: МБДОУ Д/с №77 «Сказка», логопедический пункт

Адрес организации: г. Якутск, ул. Хабарова 27/1, телефон: 438-616

Участники проекта: педагоги, родители и дети дошкольного возраста

Возраст детей: 3-7 лет.

Вид проекта: долгосрочный, с привлечением родителей, комплексный

Сроки реализации: 2019 – 2022 год.

Образовательные области: познавательно-речевое, социально-коммуникативное.

Аннотация проекта:

Данный проект разработан для педагогов, родителей и детей дошкольного возраста.

Актуальность: Тема профилактики и коррекции речевых нарушений с каждым годом становится для родителей наших воспитанников все более актуальной. Все родители желают, чтобы их ребенку была оказана квалифицированная коррекционная помощь в детском саду, но охватить всех детей, нуждающихся в логопедической помощи, становится с каждым годом все сложнее. Ежегодно в детском саду по 2 старшие и 2-3 подготовительные группы. Соответственно, если в среднем в группе около 35 детей, то из них, порядка 70% - это дети с РН. Общее число детей, нуждающихся в коррекции речевого развития, приблизилось к цифре 100. Исходя из этого, остро встал вопрос: как добиться повышения эффективности профилактики РН и что предпринять для улучшения эффективности коррекционной работы на логопункте ДОУ? Ежегодно планируя и проводя общеизвестные мероприятия по работе с родителями, такие как: проведение родительских собраний, различных видов консультаций, показ открытых занятий для родителей и т.д. мы, педагоги детского сада, пришли к необходимости объединить усилия по профилактике и коррекции РН у детей. Решение этой задачи мы видим в более активном привлечении родителей к процессу профилактики и коррекции речевых нарушений. Таким образом, возник педагогический проект «Рука в руке».

Цель проекта:  

Повышение качества развития, воспитания и обучения дошкольников, начиная профилактику и коррекционную работу с детьми уже со второй младшей группы, используя совместные усилия педагогов и родителей.

Задачи проекта:

  1. Повышение мотивации родителей к более эффективному развитию детей, пропедевтика   РН нарушений у детей.
  2. Развитие речевой компетентности детей.
  3. Создание эффективных условий в ДОУ для реализации совместной проектной деятельности.

Проект «Совместная работа ДОУ с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений, педагогический проект «Рука в руке» предполагает создание:

  1. условий для эффективного социально-коммуникативного и познавательно-речевого развития дошкольников;
  2. поэтапную разработку проекта с учетом потребностей всех участников;
  3. организацию более эффективной информационной, пропедевтической и коррекционной помощи родителям детей с нарушениями речи, начиная со второй младшей группы;
  4. дополнительных образовательных услуг для реализации проекта;
  5. интеграции в работе педагогов ДОУ по профилактике и коррекции развития детей младшего дошкольного возраста;
  6. взаимосвязи и взаимодополняемости в процессе воспитания и развития детей между педагогами и родителями;
  7. осуществления мониторинга процесса для более эффективного развития педагогического проекта «Рука в руке».

Оборудование: Диагностирующие материалы, методические материалы, ИКТ, материально-техническое оснащение групп по коммуникативно-речевому развитию детей в соответствии с возрастом детей.

Содержание проекта:

Данная работа представляет собой долгосрочный педагогический проект по объединению усилий педагогов и родителей детей Д/с для развития, профилактики и коррекции речевых нарушений. Практическую ценность представляют авторские разработки воспитателей и педагогов ДОУ (презентаций занятий, подборка дидактических материалов для НОД и игр по закреплению родителями в домашних условиях, организация и проведение занятий логопедического кружка «Школа звуковедов» для малышей и их родителей, организация родительского клуба «Росток» и др.). Поскольку педагогический проект является пропедевтическим, интегративным, охватывает работу педагогов не только с детьми, но и с родителями, то углубленная работа по коммуникативно-речевому развитию детей проводится с учетом потребностей и возможностей всех участников проекта. Интеграция в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и других педагогов Д/с осуществляется в развитии не только речевых способностей детей и основных видов речевой деятельности, но и в формировании мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативе дошкольников.

Взаимосвязь в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда всем понятна, данный процесс координируется деятельностью Психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Взаимозависимость и взаимодополняемость в работе психолога и логопеда прослеживается при проведении коррекции развития ВПФ ребенка, в процессе помощи ребенку по преодолению страхов, при повышении самооценки, при организации совместной коррекционной работы с семьей и др. Во многом психолог и логопед могут и должны дополнять деятельность друг друга, для более эффективного коррекционного развития детей.

Особо хочется отметить, что большую роль в профилактике РН играет взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей. В нашем Д/с, начиная со II младшей группы, воспитатели активно привлекают родителей к профилактике нарушений речи. Так же мы решили сделать упор и на работу по выявлению проблем в общем развитии детей. Роль родителей в процессе воспитания, в эффективном развитии своих детей первостепенна. Воспитатели, педагоги детского сада помогают родителям обратить внимание, если у ребенка есть патологические привычки, говорящие о неврологических причинах; если имеется отставание в развитии тех или иных областях знаний и умений, по сравнению с возрастной нормой; стараются объяснить родителям, что ранняя диагностика и своевременная помощь специалистов, в том числе медицинских, во многом помогают развить и корригировать имеющиеся у детей особенности здоровья.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств и их ранняя диагностика, подготовка детей с речевыми нарушениями к школьному обучению. Взаимодействие родителей и логопеда – основа успешности ребёнка. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Необходимо отметить, что в категорию детей с РН, которые попадают на логопедический пункт Д/с, входят дети с ФН, ФФН, а также и дети с ОНР. Всем понятно, что сроки и сама суть коррекционной работы с детьми с ТНР предполагают работу специализированной группы. Обсуждая все это с руководством нашего ДОУ, исходя в первую очередь из потребностей детей и запросов родителей, в 2016-2017 учебном году мы открыли старшую логопедическую группу (набрано 20 детей с ОНР), а осенью 2018 г. в логопедической группе начнется работа с детьми среднего дошкольного возраста.

В течение трех учебных годов используется практика активного привлечения родителей к проведению логопедических занятий на логопункте, особенно с детьми с ОНР.

Уч. г.

2019 – 2020 уч. г.

2020 – 2021 уч. г.

2021 – 2022 уч. г.

Кол-во детей на л/п

всего

ФН/ФФН

ОНР

всего

ФН/ФФН

ОНР

всего

ФН/ФФН

ОНР

41

36

5

49

40

9

30

26

4

Число родит.

Дети с ФФН – 1

Дети с  ОНР - 3

Дети с ФФН – 2

Дети с  ОНР - 5

Дети с ФФН – 4

Дети с  ОНР - 3

Начиная с 2019-2020 учебного года, в детском саду начал работу логопедический кружок «Школа звуковедов» для детей младшего дошкольного возраста и их родителей. Набрано две возрастные группы по десять детей (соответственно с родителями) – «Малышарики», дети из двух IIмл. гр.; «Смешарики», дети из средней группы со своими родителями. Занятия проходят раз в неделю в вечернее время. Разработана программа кружковой работы. Авторская разработка занятий по совместной речевой деятельности детей и родителей, с использованием презентаций, ИКТ технологий.

Учитывая пожелания родителей, совместно с руководством ДОУ принято решение провести обследование и набор детей в логопедическую группу среднего возраста, где коррекционная работа рассчитана на три учебных года.  

Проводя работу в рамках педагогического проекта «Рука в руке», мы пришли к необходимости соблюдения ряда условий:

  • системность во взаимодействии педагогов ДОУ
  • составили план совместных действий и регулярно вносим необходимые изменения, по ходу работы с ребенком
  • ведем коррекционно-развивающие занятия психолога и логопеда
  • проводятся индивидуальные занятия воспитателей с ребёнком по заданию логопеда и психолога
  • ведется налаживание доверительных, партнёрских отношений с родителями, постоянно работаем над повышением их психолого-педагогических знаний,
  • обучаем родителей приёмам коррекционной работы для эффективных домашних занятий с ребенком
  • изменили график работы логопункта – два дня в неделю работа ведется с 15 - 19 часов, родителям удобно планировать совместные занятия
  • составили четкое расписание занятий для каждого ребенка
  • оговариваются сроки ведения коррекционной работы с ребенком и роль родителей в домашних занятиях, исходя из особенностей развития ребенка, какие проблемы могут возникнуть у ребенка в школе, когда начнется процесс оформления устной речи в письменную.

Краткое содержание проекта:

I этап: Подготовительный.    
- Пополнение развивающей среды.
- Подбор методической литературы и сбор информативных ресурсов по теме проекта.
- Организационно-просветительская работа с педагогами и с родителями детей.
II этап: Основной - реализация проекта.

План осуществления проекта (ежегодно)

        Мероприятия

Участники

Сроки

Подготовительный этап

   1.

Диагностика: первичная диагностика развития детей по всем возрастным группам, проводится два раза в уч. году; обследование логопедическое и психологическое детей с особенностями развития.

Учитель-логопед, педагог-психолог

Сентябрь

2.

Определение проблемы, постановка цели.

Воспитатели, педагоги-специалисты, медик, председатель ПМПк ДОУ

Октябрь

3.

Сбор информационных источников, материалов для работы с детьми и родителями.

Педагоги-специалисты, воспитатели

Сентябрь – октябрь и далее

Основной этап

1.

Выступление специалистов (логопед, психолог, медик) на педчасах с ознакомлением результатов презентаций.

Педагогический коллектив ДОУ

По плану методиста

  1. 2

2.

Подготовка и ведение информационно-консультативной работы с родителями

Воспитатели, родители

С октября

3.

Обмен опытом по работе с детьми и родителями на педчасах, во время консультаций специалистов, в беседах.

Логопед, психолог и воспитатели

С ноября

Обмен опытом на родительских собраниях, на заседаниях ПМПк, на собраниях родительского клуба «Росток»

Специалисты, воспитатели, родители

С ноября

Занятия логопедического кружка «Школа звуковедов»

Дети младших групп, их родители, учитель-логопед

С сентября

Создание отдельных блоков презентаций к каждому занятию логопедического кружка.

Учитель-логопед

С сентября

Конкурс мини проектов «Моя семья»

Дети и родители, психолог, воспитатели

Октябрь

Совместная работа педагогов Д/с и членов ПМПк по детям «группы риска» и их родителями.

Родители и дети, воспитатели, члены ПМПк

В течение года

9.

Ведение коррекционно-развивающей работы с детьми

Учитель – логопед, педагог-психолог

Сентябрь-май

Итоговый этап

1.

Использование созданных материалов.

Учитель-логопед, воспитатели, педагоги ДОУ

Октябрь –

февраль

2.

Проведение диагностики

Учитель – логопед, педагог-психолог

Май

3.

Подведение промежуточных итогов работы педагогического проекта «Рука в руке»

Педагогический коллектив Д/с

Май

III этап: Заключительный.

Поскольку наш педагогический проект «Рука в руке» является долгосрочным, то, по окончанию каждого учебного года, подводятся итоги: уровень речевого развития детей по группам; уровень работы коллектива ДОУ по профилактике речевых нарушений у детей; уровень эффективности развивающей совместной работы с детьми педагогов и родителей.

Результативность:

Для детей: положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом родительской помощи; налаживание доверительных, партнерских отношений детей и родителей на фоне совместных игр и упражнений; стремление к успеху в преодолении РН, повышение самооценки.

Для родителей: расширение знаний родителей о речевых нарушениях;

использование практических знаний по развитию речи детей в домашних условиях; готовность и желание помогать своему ребенку, осознавая его реальные возможности, совместно с логопедом планировать и достигать целей для нормализации речевого развития ребенка;

самодисциплина родителей, соблюдение распорядка дня, помощь в выработке самоконтроля и самокритичности у ребенка.

Для педагогов: учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью.

Для ДОУ: благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышение статуса ДОУ.

Проект «Рука в руке» будет продолжать свою деятельность, планируем включать и пробовать новые формы работы по коррекции и профилактике речевых нарушений, развивать и укреплять совместную работу с родителями.

Вместе с положительными моментами выявлена проблема: необходимо повышать компетентность воспитателей по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ.

Продукт проектной деятельности:

  • 2018 г., Участие в республиканском смотре-конкурсе наглядно-дидактических пособий по развитию лексико-грамматического строя речи детей с речевыми нарушениями, сертификат

Мною были составлены дидактические материалы для занятий логопедического кружка «Школа звуковедов»,  пособия для родителей и воспитанников:

  1. Авторское дидактическое пособие «Хорошо у нас в деревне»
  2. Презентации к занятиям «Школы зуковедов»:

- «Школа звуковедов – что это за школа?»

- «Осенние листочки»

- «Кто у нас самый внимательный?»

- «Звуки вокруг нас»

- «На что похож звук [c]?»

- «Кто у нас самый активный?»

- «Говоруша»

-«Хорошо у нас в деревне!»

             3.  Набор звучащих предметов к игре «Ушки на макушке»

             4.  Подборка информационных статей для родителей «Я помогу своему малышу!»

             5.  Подборка раскрасок «Игры для карандашей»

Презентации для проекта «Рука в руке»:

  1. «Развиваем речь малыша», 2019 г.
  2. «Здоровье сберегающие технологии в работе логопеда», 2019 г.
  3. «Речевая азбука» развитие речи детей среднего дошкольного возраста, 2019 г.
  4. «Советы логопеда перед школой», 2019 г.
  5. «Причины речевых нарушений», 2020 г.
  6. «Артикуляционная гимнастика для детей и их родителей», 2019 г.
  7. «Движение и речь», 2021 г.
  8. «Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии детей», 2019 г.
  9. «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики – наши помощники», 2020 г.
  10. «Дети с ТНР и инклюзивное пространство ДОУ», 2022 г.
  11. «Развитие речи дошкольников», 2020 г.
  12. «Нарушения поведения детей», 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе"

Если школьник с первого класса подготовлен к тому,что он должен учиться создавать, придумывать,находить оригинальные решения,то формирование личности будет проходить на основе обогащения её инте...

Методичечкая разработка: педагогический проект.Тема работы: проект «Одаренные дети»

Данный проект работал в течении трех лет.Мероприятия проекта были направлены на поддержку творчески равивающихся,способных  обучающихся района Проект был частью единой районной программы "...

презентация "Социально-педагогическое сопровождение в работе с детьми и родителями группы риска"

Данная презентация является выступление на городском семинаре для педагогов-психолоогв и социальных педагогов....

Педагогический проект: "Организация работы с одарёнными детьми на уроках математики"

При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познават...

Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Для  коррекции  у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков,  умения выражать  свои...

Социально-педагогический проект "Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передаче детей под опеку"

     Проект направлен на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы «социального сиротства», актуализировали задачи социально-педагогичес...

Использование современных педагогических технологий: метод учебного проекта в работе с детьми с ОВЗ

Использование современных педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ...