ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
методическая разработка (5 класс)

Смирнова Наталия Александровна

Программа обусловлена сложным комплексом факторов и условий жизнедеятельности с детьми из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В программе содержится информационный материал о сопровождении социальных условий детей из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательном  учреждении, содержание программы содержит комплексный, интегрированный  подход  классного руководителя к оказанию помощи детям-сиротам, имеющим проблемы в развитии, воспитании, обучении и успешной социализации.

Реализация программы позволит создать условия для развития, воспитания и защиты интересов детей, их гражданского становления и тем самым решить проблему социализации и интегрирования в общество данной категории детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_2.doc82.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ШАРЬЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ​​

Номинация «Авторские программы воспитательной деятельности»

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ   В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Автор: Смирнова Наталия Александровна, учитель английского языка первой квалификационной категории, МБОУ СОШ № 6 город Шарья Костромской области

Шарья, 2025 г.

Автор: Смирнова Наталия Александровна

Программа организационно – педагогической деятельности классного руководителя с детьми из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательном учреждении»: г. Шарья, 2025 г. - 24с.

Аннотация

Программа обусловлена сложным комплексом факторов и условий жизнедеятельности с детьми из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В программе содержится информационный материал о сопровождении социальных условий детей из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательном  учреждении, содержание программы содержит комплексный, интегрированный  подход  классного руководителя к оказанию помощи детям-сиротам, имеющим проблемы в развитии, воспитании, обучении и успешной социализации.

Реализация программы позволит создать условия для развития, воспитания и защиты интересов детей, их гражданского становления и тем самым решить проблему социализации и интегрирования в общество данной категории детей и подростков.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...........

3

АННОТАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………

4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………………..

4

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПОВОЖДЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……………………………………………………

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………......

9

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………

12

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РОГРАММЫ…………………..

12

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………

12

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………...

13

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ С ДЕТЬМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ…………………………………………………….

14

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-

СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ …….

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ …………

23

ВВЕДЕНИЕ

 В последние годы отмечается неуклонный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  В связи с этим возникла острая необходимость в поиске и разработке новых моделей организационно – педагогической деятельности классного руководителя, которые бы создавали условия для максимально успешного личностного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Комплексный, интегрированный подход классного руководителя к оказанию помощи детям-сиротам, имеющим проблемы в развитии, воспитании, обучении и успешной социализации, будет способствовать достижению положительных результатов. В последнее время более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, затрагивающая вопросы физического и психического развития каждого из них. Уделяется внимание   эмоциональной поддержке их внутри класса, созданию в ней положительного психологического климата, развитию самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ученику раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Получая и обрабатывая информацию о детях-сиротах и детей, оставшихся без попечения родителей, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, классный руководитель контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности, нравственных качеств, координирует учебную деятельность, как целой учебной группы, так и отдельно каждого ученика.

Положительный результат организационно – педагогической работы классного руководителя достигается формированием мотивации к обучению каждого ученика, изучая его возрастные и индивидуальные особенности через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, образовательных навыков и творческой индивидуальности.

АННОТАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. Одновременно претерпевает изменения сама традиционная система начального, основного и среднего уровней образования. Перед ней сформулирован запрос на поиск моделей и механизмов социокультурного воспроизводства — воспитания человека с инновационным поведением.  В условиях перемен именно дети-сироты испытывают на себе и первыми сталкиваются с новейшими реалиями жизни, нуждаются в образовании и воспитании, при помощи которого они могут обрести стабильность в будущем.

Важнейшим условием благополучной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их общеобразовательная подготовка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

  • создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития личности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с индивидуальными личностными особенностями и способной к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;
  • способствовать личностному росту обучаемого, нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению, поиску жизненных ценностей.

Задачи программы:

  • образовательные – организация целостного воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на личностное развитие                                      
  • воспитательные – воспитание доброты, чуткости, сострадания,  доброжелательности, заботы и милосердия как основных черт русского характера; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания;  воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
  • развивающие – способствовать личностному росту, нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению, поиску жизненных ценностей.
  • обеспечивать правовую поддержку детям-сиротам.
  • оказывать помощь в построении взаимоотношений подростка и среды его нахождения.
  • формировать качества, необходимых для позитивной жизнедеятельности, прежде всего толерантного отношения к окружающим.
  • способствовать развитию мотивации к получению профессии.
  • способствовать развитию мотивации к здоровому образу жизни через организацию досуга.
  • способствовать развитию творческой и общественной активности, способности к самопознанию и самореализации.

Таблица 1. Деятельность по реализации программы

Деятельность по реализации программы будет способствовать для педагога:

Деятельность по реализации программы будет способствовать для студента:

  • повышению профессионального роста; возникновению потребности в инновационных технологиях;
  • повышению уровня качества проводимых мероприятий;
  • укреплению деловых и межличностных отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса в результате деятельности;

  • принимать эффективные решения в разных ситуациях;
  • понимать собственные мысли и чувства;
  • руководствоваться в действиях позитивными мыслями и утверждениями;
  • верить в свои способности и возможности;
  • чётко формулировать свои желания и намерения;
  • слышать и услышать окружающих людей, их желания и намерения;
  • уважать права окружающих людей;
  • видеть и увидеть прекрасное в окружающей обстановке и поступках людей;
  • объективно анализировать ситуацию, включая свои знания и навыки в собственное поведение;
  • отдавать отчёт своим действиям и поступкам;
  • уметь сотрудничать и самоорганизовываться;
  • выстроить диалог с человеком другой культуры; письменного и устного общения;
  • быть общественно активным гражданином;
  • применять знания, умения и накопленный жизненный опыт для продолжения непрерывного образования и решения различных жизненных ситуаций.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПОВОЖДЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Организация предоставления социальных гарантий и фактический учет за период обучения.
  • Работа по адаптации и сохранности контингента обучающихся. Организация досуга.
  • Работа по повышению мотивации к образовательному процессу.
  • Соблюдения условий проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Ведение нормативного пакета документов
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        

СРТУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа состоит из 3-х основных направлений:

   

Диаграмма 1. Направления программы

Механизм организации воспитательного процесса по реализации программы:

Рисунок 1. Механизм организации воспитательного процесса

Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности:

Схема 2. Виды деятельности

Управление воспитательным процессом

Принципы управления:

  1.   Принцип природосообразности;
  2.   Принцип индивидуализации;
  3.   Принцип субъектности;
  4.   Принцип выбора;
  5.   Принцип доверия и поддержки;
  6.   Принцип системности;
  7.   Принцип коллегиальности;
  8.   Принцип самоактуализации;
  9.   Принцип успешности;
  10.   Принцип открытости и гласности.

Основные концептуальные подходы в управлении воспитательным процессом:

 1. Личностный подход;

       2. Компетентностный подход;

       3. Системный подход;

       4. Мотивационный подход;

       5. Рефлексивный подход;

       6. Культурологический подход.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • ·ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
  • стремление активно участвовать в делах школы, города; области;
  • любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, на улице, в общественных местах, на природе;
  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил этики, культуры речи;
  • стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;                                                                                                            
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к  имуществу школы, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  •  элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  •  бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  •  формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  •  интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  •  интерес к занятиям художественным творчеством;
  •  стремление к опрятному внешнему виду;
  •  отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Программно-методическое обеспечение.
  • Модернизация плана воспитательной работы  
  • Методологические и практико-ориентированные семинары для педагогов по организации мероприятий по всем направлениям воспитательно-образовательного процесса.
  • Постоянное пополнение программы методическими разработками проведённых мероприятий.
  • Консультирование   по вопросам содержания, форм и методов проведения мероприятий, способствующих реализации программы.
  • Анализ работы   по реализации программы.
  • Разработка вопросов мониторинга результатов воспитательной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РОГРАММЫ

  • Принцип целостности воспитательного процесса 
  • Принцип системности и преемственности 
  • Принцип компетентностного подхода 
  • Принцип педагогической поддержки индивидуальности 
  • Принцип природосообразности 
  • Принцип личностно ориентированного воспитания  
  • Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности 
  • Принцип творчества  и успеха

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1.  Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности как главного условия и средства развития детей - сирот, формирования у них практических умений и навыков самосовершенствования. Любые воспитательные воздействия на личность   проверяются в деятельности, выступающей критерием истины.
  2. Деятельность обучаемых должна быть по возможности продуктивной, творческой.
  3. Учёт индивидуальных особенностей    
  4. Личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе.
  5. Создание отношений сотрудничества и сотворчества
  6. Процесс социализации как последовательность разрешения возникающих перед личностью жизненных   проблем, использование идеи социальных ситуаций, т.е. упражнений по самооценке детей - сирот своих возможностей и выбору способов поведения в различных социальных ролях.
  7. Предоставление   дополнительных возможностей для самовыражения, самоопределения и саморегуляции в положительной деятельности.\
  8. Развитие уверенности детей - сирот в себе, самоутверждение, т.е. – вывести личность в режим саморазвития.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы позволит создать условия для развития, воспитания и защиты интересов детей, их профессиональной подготовки и гражданского становления и тем самым решить проблему социализации и интегрирования в общество данной категории детей и подростков.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы – 2 года .

 

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ С ДЕТЬМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

п/п

Направления работы

Содержание работы

1

Работа с документацией на вновь поступивших детей – сирот

Ознакомление с личными делами, с правоустанавливающими документами на соответствие статуса.

2

Организация предоставления социальных гарантий и их фактический учет

Отражение текущей информации в информационном стенде для детей-сирот. Знакомство с Уставом школы, а также с основными нормативными документами для данной категории обучающихся, видами и нормами социальных гарантий

3

Работа по адаптации и сохранности контингента.

Вовлечение в кружки, секции, объединения. Вовлечение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в работу актива класса, ученического самоуправления.

4

Психолого-педагогическое сопровождение

Индивидуальная работа социального педагога.  

5

Активизация творческой активности

Отражение результатов творческой деятельности на информационном стенде

6

Работа по повышению профессиональной мотивации и мотивации к учебе в целом

Индивидуальная работа с детьми – сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей по ликвидации задолженностей по предметам.

Посещение уроков с целью стимулирования активности   на уроках, анализа качества успеваемости, дальнейшей работы по профилактике неуспеваемости среди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Индивидуальная работа.

7

Организация летних и зимних каникул

Проведение инструктажа по технике безопасности на каникулы. Согласование с опекунами и родственниками о занятости несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период каникул.

8

Работа с документаций

Анализ-отчет о работе с детьми-сиротами за каждый учебный год.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

№ п/п

Направление программы

Цели и задачи направления

Содержание деятельности

Основные формы работы:

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Гражданско –правовое воспитание

 (Главное в  гражданско-правовом  воспитании личности   - системный подход к формированию гражданской позиции, создание условий для его самопознания и самовоспитания)

Цель: Создание условий для формирования навыков социально-активного поведения, проявляющихся в осознанном правомерном поведении, эффективной реализации своих прав, умелой и цивилизованной их защите, ответственном отношении к обязанностям гражданина РФ, готовности к достойной самореализации и самоопределению

Задачи:

1.Формирование активной жизненной позиции через создание условий для проявления инициативности и самостоятельности, ответственности в реальных жизненных ситуациях и через повседневное «социальное участие».

2.Формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений.

3.Развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, научить детей пониманию принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.

4.Использовать преемственность традиций различных поколений защитников Отечества, воспитание детей на основе исторических достижений и культурных традициях  России, края

5.Воспитание умения противостоять негативному влиянию, умения делать правильный, социально-одобряемый выбор.

Изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;

ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;

развитие способности соотносить социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности;

формирование нравственного и гражданского самосознания;

ознакомление с историческим прошлым  своей страны, края, города;

формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости

посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;

активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции.

Встречи с представителями законодательной и исполнительной власти. Экскурсии по музейным выставкам

Уроки мужества

Встречи с известными и интересными людьми

Сбор и оформление материалов по истории техникума и музея А.С.Пушкина

Проведение военно-спортивных мероприятий «Парад юнармейцев»

Проведение памятных акций, посвящённых дню Победы

Конкурс военно-патриотической песни

Проведение классных часов на правовую тематику

Проведение недели правовых знаний

Проектная деятельность детей-сирот

Проведение акций, направленных на укрепление правопорядка

Тренинговые занятия

Обсуждение проблемных ситуаций

Ролевые игры

Дискуссии

Викторины

Написание сочинений

Перечень традиционных мероприятий:

День Победы,

«А, ну-ка, парни»,

Встреча с ветеранами локальных войн, ветеранами ВОВ,

Акции: «Подарок ветерану», «Поделись своим теплом», «Письмо    солдату,

Конкурс презентаций «Память жива», «Родина моя»

Знают и принимают ценности и понятия гражданско-правового воспитания.

Знают и применяют на практике нормы социального поведения.

Знают норм гражданского поведения, позитивного разрешения конфликтов.

Умеют отстаивать свои права.

Имеют навыки саморегуляции и социальной адаптации.

Владеют навыками эффективного общения, активного слушания, диалога, дискуссии.

Повышение социальной и гражданской активности участие в различного рода социальных акциях, самоуправлении.

Ведущими качествами личности станут:

   -ответственность;

   - принимать на себя обоснованные решения в разных ситуациях;

   -объективная самооценка;

   -дисциплина, умение подчиняться и руководить;

   -нравственная позиция;

   -способность к сотрудничеству;

   -организованность;

   -способность формулировать обоснованное мнение по существу проблем и явлений.

 Духовно –нравственн -ое воспитание

Цель: Создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития личности   в соответствии с индивидуальными личностными особенностями и способной к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях; способствовать личностному росту ребёнка, нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению, поиску жизненных ценностей.

Задачи:

1.Оказывать психолого-педагогическую поддержку процесса познания и самопознания воспитанников.

2.Способствовать расширению кругозора воспитанников, овладению ими основами психологических, культурологических знаний.

3.Создание условий, способствующих саморазвитию и самореализации творческого потенциала детей.

4.Создание условий для проявления и практического применения нравственных знаний, умений; развитие потребности в совершении нравственных поступков.

5.Способствовать личностному росту, нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению, поиску жизненных ценностей.

Воспитание доброты, чуткости, сострадания, сопереживания, терпимости, доброжелательности, заботы и милосердия как основных черт русского характера;

-приобщение   к православной христианской культурной традиции; формирование целостного отношения к духовному и культурному наследию русского народа;

-обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств за счёт приобщения к мировой художественной литературе, поэзии, в которых описываются нравственные поступки людей в разные эпохи;

-изучение нравственной воспитанности детей и определение возникших проблем путём коррекции;

-развитие и совершенствование индивидуальных творческих возможностей детей;

-развитие художественного вкуса, умения видеть, понимать и анализировать прекрасное;

-предоставить каждому, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в любых видах деятельности;

-формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, о смысле жизни, идеале, счастье;            

-формировать объективную самооценку, стремление к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;

-формирование культуры поведения в обществе, культуры общения , чувство меры в общении;

-формирование личностных качеств (черт характера) воспитанника: сознательная дисциплинированность, стойкость, умение переносить трудности, порядочность, честность, правдивость

Тематические классные часы;

-тренинги нравственного самосовершенствования;

-дискуссии по нравственной тематике;

-конкурсы сочинений «Моя нравственная позиция»

-читательские конференции;

-часы общения и беседы.

Перечень традиционных мероприятий:

Проведение выставок декоративно-прикладного творчества детей (живопись, вышивание, конструирование, моделирование и т.д.);

Продолжение активного участия в городских, окружных смотрах творческих достижений воспитанников;

Проведение коллективных посещений театров и кинотеатров;

Проведение конкурса чтецов;

Конкурс инсценированной военно-патриотической песни;

Тематические литературно-книжные выставки;

Тематические встречи с представителями городской библиотеки;

Проведение встреч с представителями православной церкви и других религиозных направлений;

Проведение традиционных мероприятий:

          -День Именинника, Праздник Учителя, Новогодний бал, Праздник труда, Праздник детства, Рождество Христово, Пасхальные мотивы, Любовью дорожить умейте.

Знают и применяют на практике нормы и правила нравственного поведения в различных жизненных ситуациях;

Знают особенности своего характера и исходя из этого владеют навыками самосовершенствования;

-повышение уровня толерантност;

-воспитанники участвуют в различного рода акциях, направленных на оказание помощи престарелым людям, инвалидам;

- -рост социальной и личностной активности;

-«видимое» расширение социального опыта воспитанника в его общественных связях, разнообразии социальных действий;

-наличие чёткой перспективной линии развития (карьерных и образовательных планов);

-воспитанники учатся видеть прекрасное в окружающем мире;

-умение понимать собственные мысли и чувства, чётко формулировать свои желания и намерения, руководствоваться в действиях позитивными мыслями и утверждениями;

Здоровьесберегающее воспитание

(Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к самоутверждению и счастью человека)

Цель: Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья, создание наиболее благоприятных условий для формирования отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

1.Создание условий для формирования физически развитого, психически здорового и социально-адаптированного человека.

2.Повышение уровня информированности  в вопросах сохранения здоровья путём использования различных форм и методов профилактической работы.

3.Формирование мотивации здорового образа жизни, воспитание убеждённости и потребности в нём – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.

4.Обучение педагогов здоровье сберегающим технологиям в воспитательной деятельности.

5.Организация высокоэффективной системы оздоровительного лечения, медицинской реабилитации и психической релаксации.

6.Повышение качества воспитательных мероприятий, ориентированных на здоровый образ жизни; поиск новых форм работы с детьми с целью вовлечения их в процесс решения поставленных задач

-Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и охраны жизни и здоровья;

-развитие материально-технической базы с целью создания здоровьесберегающей среды обитания;

 -организация деятельности спортивных кружков, секций;

разностороннее просвещение и активное привлечение к занятиям физкультурой и спортом;

содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников;

-всесторонняя демонстрация достижений, занимающихся спортом;

-поощрение демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, физической культурой;

-пропаганда здорового образа жизни;

-увеличение двигательной активности путём проведения подвижных игр, утренней зарядки, экскурсий и т.д;

-увеличение количества заданий творческого характера, направленных на обучение навыкам самоконтроля, формированию ответственного поведения, критического мышления, и таких черт характера, как сила воли, выносливость, умение преодолевать трудности

-беседы, дискуссии, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом;

-спортивные конкурсы в семье, в масштабе детского дома;

-викторины, посвящённые спортивной тематике;

-конкурсы плакатов, рисунков по ЗОЖ;

-интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику;

-проведение малых олимпийских игр;

-игровые программы.

Перечень традиционных мероприятий:

День Здоровья;

-Конкурс «Сильные, ловкие, смелые»;

-Олимпиада;

-Кросс (весенний, осенний);

-Весёлые старты;

 -Акция «Мы за здоровый образ жизни»;

-Выпуск  плакатов по пропаганде ЗОЖ;

-Конкурсы рисунков;

-Участие в соревнованиях, проводимых на уровне города, области;

-

-Снижение количества наиболее часто встречающихся заболеваний.

Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья: употребление алкоголя, табакокурения.

Создание благоприятного психологического климат

Привлечение к массовым занятиям

спортом всех воспитанников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Классный руководитель является одной из ключевых фигур в воспитательном процессе. Его работа должна представлять собой целенаправленную, системную и планируемую деятельность, только тогда можно будет говорить об эффективности воспитательного процесса. Именно от работы классного руководителя может зависеть, какое место займет его подопечный в жизни.

   Главная задача классного руководителя – научить обучающегося творить, иначе он будет в жизни только копировать, подражать и потреблять. И в конечном итоге, учитель – это творец, создающий сегодня будущее: свое и других поколений, и от его ежедневной работы зависит, каким оно будет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Байбородова, Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. – Ярославль, 2021.
  2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. // Под ред. Д.И. Фельдшейна. 2-е изд. М.: Воронеж, 2021.
  3. Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М.: Гос.НИИ семьи и воспитания, 2020.
  4. Кочкина, Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению: автореферат. М., 2024.
  5. Мейли, Р. Структура личности. – В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1975, вып.5.
  6. Особенности   развития  личности   ребенка,   лишенного   родительского попечительства: Сборник научных трудов. М: Прометей, 2019.
  7.  Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов технических вузов / Под ред. В.С. Кукушкина. – Москва: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2022. – 624 с. (Серия «Учебный курс»).
  8.  Психическое развитие детей-сирот. // Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: ИСП и П, 2022.
  9. Плоткин, М.М., Цыпурский В.Г. Содержание и организация работы классного руководителя. М.: Просвещение, 2022.
  10.  Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,2021.
  11. Прихожан, М.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика,2020.
  12. Сидорова, Л.К. Организация и содержание работы с детими-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. – М.: Айрис-пресс, 2020. – 112 с. – (Методика).
  13. Шульгин, В.Н. Основные вопросы социального воспитания. М., 2024.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-

В ГКОУ РО  школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...

"Подготовка выпускников колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни"

Статья об организации работы социальной службы колледжа в рамках подготовки учащихся выпускных групп из числа детей-сирот и дтей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятелльной жизни и трудово...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.

Проблемы адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников детских домов,  становятся все более актуальными в современной ...

ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.         Детство - период, когда закладываются фундаментальные кач...