Мастер-класс для родителей «Развитие фантазии и воображения у дошкольников»
материал

Коротаева (Плотникова) Наталья Леонидовна

Цель: повышение компетентности родителей в вопросе развития воображения и фантазии у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить родителей со способами развития воображения и фантазии у детей.
  2.  Продемонстрировать упражнения для развития воображения, которые можно использовать на прогулке, при занятии изобразительной деятельностью.
  3. Создать условия для овладения некоторыми способами и приемами развития воображения в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_roditeley_korotaeva_nl.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

Слайд 1 Тема: «Развитие фантазии и воображения у дошкольников»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросе развития воображения и фантазии у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить родителей со способами развития воображения и фантазии у детей.
  2.  Продемонстрировать упражнения для развития воображения, которые можно использовать на прогулке, при занятии изобразительной деятельностью.
  3. Создать условия для овладения некоторыми способами и приемами развития воображения в практической деятельности.

1.Теоретическая часть.

Уважаемые родители! Я очень рады видеть вас. Сегодня наша встреча посвящена развитию воображения у дошкольников и будет проходить в форме мастер – класса. Это значит, что вы сами сможете проявить свою фантазию и творчество.

Я предлагаю вам, уважаемые родители, ненадолго вернуться в чудесный мир детства, представить, что вы опять дошколята и вокруг так много удивительного.

Больше всего на свете мы, конечно же, любим играть. Давайте поиграем!

Слайд 2 2. Игра «Киндер-сюрприз»

Начнем мы нашу встречу с игры «Киндер-сюрприз». Сейчас я предлагаю каждому выбрать киндер. Во всех шарах-киндерах есть фантастические гипотезы «Что было бы, если…»), которые нужно продолжить.

Что было бы, если дома были бы на колёсах?

Что было бы, если вдруг исчезло бы солнце?

Что было бы, если снег не таял?

Что было бы, если оставили бы холодильник открытым?

Что было бы, если дети забили мяч в окно?

Что было бы, если человек научился летать?

Всем родителям известна такая ситуация — ребенок рассказывает своим друзьям о том, как вы ходили в зоопарк: «Мы видели слона, он мне улыбался и махал мне хоботом. А еще он ел мороженое...». А вы стоите и удивляетесь — этого же не было! Не надо удивляться и улыбаться. А еще хуже — обрывать ребенка и говорить ему: «Такого не бывает».

У ребенка вся жизнь — игра, а в ней всегда есть место фантазиям. Ведь игра — это воображаемая ситуация. Не все же время ему быть учителем или врачом, как мама, или шофером или директором, как папа.

А может, он вырастет и изобретет новую машину или станет конструктором и построит новый мост? Кто знает! Не бойтесь того, что фантазии унесут его неизвестно куда. Это пройдет. А останется его смекалка, сообразительность, творческое мышление.

Слайд 4 Чем отличается фантазия от воображения?

Воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний.

Фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов. Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила» — это фантастические образы.

Слайд 5 Различают несколько видов воображения:

1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.

3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

Слайд 6 Зачем развивать фантазию и воображение?

Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления. Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

Слайд 7 Как развивать у детей фантазию и воображение?

Есть три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Слайд 8 Способы развития фантазии и воображения

Перечислим основные способы развития фантазии и воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?

1. Сформировать мотивацию!

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.

3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

4. Влюбить детей в себя. На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются. Уметь выслушать и восхититься выдумкой ребенка.

5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.

6. Читать, обсуждать и анализировать небылицы, сказки, фантастические рассказы. Научите детей восхищаться хорошей фантазией! Сочиняйте сказки вместе с ребенком.

7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»

8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

Слайд 9 Для того чтобы дать хороший «старт» развитию фантазии, есть 3 главных пути:

1. Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и др.). Именно сказочные образы – это «кирпичики», фундамент фантазии.

2. После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: «Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки – руль. Садись, поехали к бабушке в гости… Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)».

Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло – гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!

3. Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: «Давай мы с тобою побудем кисками». Имитируйте движения кошек, говорите «мяу-мяу». Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное развитие ребенка. В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.

«Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне «чай», да не просто, а с «конфетой», деталькой от конструктора. То вдруг примется «тушить пожар», «наливая воду» из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает дрелью, - рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика.

Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

2. Практическая часть

Слайд 10 С чего начать родителям?

Чтобы развить у маленького человека воображение, не нужно тратить много времени или денег на дополнительные занятия с педагогами. Что могут сделать родители?

Рассказывать интересные истории. Вспомните, что связь между поколениями устанавливалась посредством передачи информации от старших, умудренных опытом, членов семьи младшим. Можно использовать красочные, иллюстрированные книги или специальные пособия. Малышу будет интересно услышать историю от родителей по дороге в детский сад, перед сном, на прогулке. Например, наблюдая за облаком, можно представить, на кого оно похоже, и сочинить историю про это существо.

Игра «Какой?»

Я предлагаю Вам апельсин. Мы будем передавать его, при этом говоря, какой это апельсин. Постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы все приняли участие в работе».

Ведущий обращает внимание, когда происходит переход в другую содержательную плоскость, отмечает нестандартный вариант ответа (испанский, цитрусовый, переспелый, круглый).

В завершении игры рекомендую проводить эту игру, используя мяч, книгу, карандаши и т.д.

Слайд 11-15 Игра «На что похоже облако?»

Родителям предлагается придумать образ из облака, изображенного на фотографии.

Слайд 16 Игра «Сочиним сказку вместе»

Ведущий начинает, например, жил-был Котенок… по кругу следующий продолжает, последний участник должен закончить сказку, так чтобы было логическое завершение.

Сочинение сказок развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребёнка, помогает в творческой форме закрепить имеющиеся у ребёнка знания, готовит к успешному школьному обучению, сплачивает семью и доставляет массу положительных эмоций, формирует у ребёнка чувство своей успешности.

Если ребёнок еще маленький (3-4 года), то начинайте фразу, а малыш её закончит. Это будет выглядеть примерно так: «Жил да был… кто? (ребёнок – «листочек»). И жил он на… (ребёнок заканчивает). Наступила…. Подул сильный ветер. Однажды ветер…Листочек испугался… Он спросил… Рябина ответила. И полетел он….» и т.д.

Задавая начала фраз, Вы помогаете ребёнку построить связи между предложениями и частями текста. Такое сотворчество очень полезно для ребёнка, потому что в нём малыш накапливает своеобразный «словарь» связок и сказочных слов (жили-были, вдруг, однажды, спросил, сказал, ответил, удивился, начался, и стали они и т.д.). Часто сочиняя сказки с мамой и «впитывая» в себя этот опыт, через некоторое время произойдет перелом: Вы вдруг заметите, что малыш начал активно использовать сказочные слова и связки в своей речи, в своих сочинениях без Вашей помощи, он легко строит текст и не запинается между предложениями, у него плавная богатая выразительная речь! Это именно тот результат, к которому мы и стремимся!

Слайд 17 Использовать подручные средства. Не обязательно использовать дорогие краски, кинетический песок, специальные наборы для творчества. Простые вещи, которые всегда под рукой, также способствуют развитию детской фантазии. Например, во время прогулки в песочнице можно построить город из песка, а из шишек и желудей смастерить забавных зверушек.

Игра «Волшебный предмет» Родители выбирают один предмет и превращают его в другой. Например, клей-карандаш может превратиться в мамину помаду или мороженое.

Работа с бросовым материалом учит как взрослых, так и детей не только творить и развиваться, но также находить нестандартные решения. Учит бережливости и любви к окружающей среде. Прежде чем отправлять какой-либо предмет, пришедший в негодность, в мусор, стоит приглядеться к нему внимательно. А может, это вовсе не бросовый материал, а основа будущего шедевра. Выбросить то, что уже не нужно, можно всегда, а вот подарить вторую жизнь – это уже искусство.

Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.

Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Технологию изготовления изделий из бросового материала можно приравнять к декоративно-прикладному творчеству; так как в процессе работы дети знакомятся с правилами построения композиции, цветовым решением, применяют дизайнерские навыки, у них развивается эстетический вкус, чувство ритма, стиля и гармонии.

Слайд 18 Заниматься творческой деятельностью. 

Поиграем в игру «Я нарисовала, а вы угадайте!»

Правила игры. Один из родителей на листочке рисует одушевленный или не одушевленный предмет. Никому не показывает. На другом листочке рисует один элемент, деталь и передает листочек следующему родителю. Он подрисовывает еще элемент и передает следующему. Так цепочкой подрисовывают и передают друг другу. Последний завершат рисунок и сравнивают с рисунком на первом листочке.

Игра «Заколдованные вещи»

Родителям предлагается вырезать картинку из любого журнала с изображением неживого предмета, потом дорисовать «оживить» предмет с помощью наделения его человеческими способностями - петь, танцевать и т.д. Например, гитара может превратиться в веселого толстячка, если дорисовать ей глаза, рот, ручки и ножки. А гриф может быть антенной на голове, которая выполняет функции сотового телефона. Когда готовы несколько полученных героев, можно объединить их в один сюжет, наклеить на бумагу и придумать историю с ожившими предметами.

Вместе рисуйте, лепите, мастерите поделки из природных или бросовых материалов, стройте из деталей конструктора. Идей, как завлечь маленького непоседу, много. Предоставьте малышу свободу в творчестве. Пускай рисует пальчиками, вырезает детскими ножницами фигурки и наклеивает в альбом, мастерит игрушки для кукольного театра. Тактильные занятия развивают мелкую моторику, и в результате работы ребенок сможет проявить творческие способности. Обязательно похвалите малыша, когда он закончит работу. Картинку, даже если она нарисована неаккуратно, повесьте на видное место или заботливо сложите вместе с другими поделками.

3. Рефлексия.

Подведение итогов занятия.

«В ресторане»

А сейчас я предлагаю вам представить, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь повар ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:

  • - Я съел бы еще этого...
  • - Больше всего мне понравилось...
  • - Я почти переварил...
  • - Я переел...
  • - Пожалуйста, добавьте…

Получая удовольствие от игры, ребёнок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

Родителям нужно способствовать развитию фантазии и воображения, чтобы в будущем ребенок рос любознательным, творчески мыслил, быстро принимал верные решения в сложных ситуациях.

Слайд 19 Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Развитие фантазии и воображения в художественно-творческой деятельности детей. Основы цветоведения"

Данный урок для обучающихся средних классов на  кружковом занятии "Бисероплетение". На нем дети учатся основам цветоведения....

Консультация для родителей. Развитие правильного дыхания у неговорящих дошкольников.

Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия. Родители могут познакомится с различными видами упражнений по развитию правильного дыхания....

Мастер — класс: “Игра как средство развития творческих способностей дошкольников” Муз/руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур» ГП Терек» Озрокова Тамара Борисовна 2018 г.

Мастер — класс:“Игра как средство развития творческих способностей дошкольников”Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур2» ГП Терек»Озрокова Тамара ...

Рекомендации родителям развитие у детей воображения и исследовательской активности

Рекомендации родителям развитие у детей воображения и исследовательской активности...

Мастер-класс для учителей-логопедов «Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры»

Мастер-класс для учителей-логопедов«Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материалетекстов цепной структуры»...

мастер класс «Игровые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников».

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Умение общаться и...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"...