Виды трудностей при подготовке к ГИА + рекомендации родителям
материал (9 класс)

allavlr

Экзамены - это испытание для личности в любом возрасте, особенно - в подростковом. Экзамены - настоящий стресс. Психологическая подготовка и поддержка ребёнка со стороны семьи - важнейшая составляющая его успеха на экзаменах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Три основных вида трудностей, с которыми сталкивается выпускник в процессе подготовки или во время сдачи итоговой аттестации: т рудности, связанные с процессом проведения экзамена; т рудности, связанные с особенностями познавательных процессов; т рудности, связанные с личностными особенностями.

Слайд 2

Трудности, связанные с процедурой проведения экзамена, возникают чаще всего по следующим причинам: недостаточное знакомство с процедурой экзамена; несформированность навыка вписывания ответов в экзаменационные бланки; присутствие на экзамене большого числа незнакомых взрослых; непонимание особенностей оценки отдельных заданий; необходимость решения большого количества задач в условиях жесткого дефицита времени.

Слайд 3

Познавательные трудности включают в себя: недостаточную сформированность общеучебных навыков; недостаточный уровень организации деятельности; недостаточный уровень концентрации внимания в условиях дефицита времени; необходимость распределения временных ресурсов исходя из субъективного представления о собственных знаниях тех или иных разделов экзаменационного теста; необходимость выстраивания эффективной последовательности экзаменационных заданий с учетом «стоимости» определенных видов заданий (понимание оценки баллов за каждое экзаменационное задание).

Слайд 4

На формирование личностных трудностей , прежде всего, влияет отношение к результатам экзамена как к сверхзначимым . Эти установки часто формируются в семье выпускников в результате повышенных ожиданий родителей, что, безусловно, повышает уровень личностной тревоги у старшеклассников и боязнь не оправдать ожидания и «вложенные средства» в подготовку к экзаменам.

Слайд 5

Психологическая поддержка старшеклассников Важно создавать дома определенную обстановку, в которой старшеклассник может полноценно готовиться к итоговой аттестации, не отвлекаясь на посторонние шумы, имея личностное пространство для учебной деятельности; 01. Стараться формировать уверенность у старшеклассника в том, что в случае неуспешной или недостаточно успешной сдачи выпускных экзаменов у старшеклассника все равно есть выбор; 0 2 .

Слайд 6

Психологическая поддержка старшеклассников Помочь р ебёнку в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана также помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно; 0 3 . Учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам. 0 4 .



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители выпускников!

Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в
подростковом. Экзамены - настоящий стресс. Стресс — это реакция мобилизации
всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта
преодоления кризисных ситуаций. Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах.

Слайд 1. Психологи выделяют три вида основных трудностей, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки или во время сдачи итоговой аттестации:

  • связанные с процессом проведения экзамена;
  • связанные с особенностями познавательных процессов старшеклассников;
  • связанные с личностными особенностями старшеклассников.

Слайд 2. Трудности, связанные с процедурой проведения экзамена, возникают чаще всего по следующим причинам:

  • недостаточное знакомство с процедурой экзамена;
  • несформированность навыка вписывания ответов в экзаменационные бланки;
  • присутствие на экзамене большого числа незнакомых взрослых;
  • непонимание особенностей оценки отдельных заданий;
  • непонимание и незнание старшеклассниками своих прав и обязанностей;
  • необходимость решения большого количества задач в условиях жесткого дефицита времени.

Слайд 3. Познавательные трудности, которые включают в себя:

  • недостаточную сформированность общеучебных навыков;
  • недостаточный уровень организации деятельности;
  • недостаточный уровень концентрации внимания в условиях дефицита времени (цейтнота);
  • необходимость распределения временных ресурсов исходя из субъективного представления о собственных знаниях тех или иных разделов экзаменационного теста;
  • необходимость выстраивания эффективной последовательности экзаменационных заданий с учетом «стоимости» определенных видов заданий (понимание оценки баллов за каждое экзаменационное задание).

Слайд 4. На формирование личностных трудностей, прежде всего, влияет отношение к результатам ЕГЭ как к сверхзначимым. Эти установки часто формируются в семье выпускников в результате повышенных ожиданий родителей, что, безусловно, повышает уровень личностной тревоги у старшеклассников и боязнь не оправдать ожидания и «вложенные средства» в подготовку к экзаменам.

Успешность результатов на экзаменах зависит не только от развития предметных компетенций (знаний по конкретному предмету). Не менее важно, чтобы старшеклассник понимал смысл экзамена, имел собственную стратегию деятельности во время написания итоговой работы, чтобы у него были развиты навыки самоорганизации и адекватная оценка собственных возможностей.

Психологическая поддержка старшеклассников родителями

Важное значение имеет восприятие ЕГЭ в семье – какие разговоры ведутся в этот период в семье по поводу возможных последствий сдачи экзаменов для выпускника. Негативные или жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников.

Специфика самой формы проведения экзамена ЕГЭ (письменная форма, заполнение бланков, незнакомое окружение и люди) требует большей собранности и внимания, стратегии организации времени, которые более адекватны во время письменного экзамена. В это время учащимся не столько нужна внешняя поддержка со стороны окружающих, сколько важна ситуация, в которой они могут полностью сосредоточиться.

Слайд 5. Поэтому важно создавать дома определенную обстановку, в которой старшеклассник может полноценно готовиться к итоговой аттестации, не отвлекаясь на посторонние шумы, имея личностное пространство для учебной деятельности.

Важно, чтобы семья оказывала поддержку ребенку не только в сам период сдачи выпускных экзаменов, но и во время всего периода подготовки. Слайд 5. Данная поддержка заключается в формировании уверенности у старшеклассника в том, что в случае неуспешной или недостаточно успешной сдачи выпускных экзаменов у старшеклассника все равно есть выбор: продолжить образование в различных образовательных учреждениях или получить среднее специальное образование для получения профессии. Для этого в семье должна вестись планомерная профориентационная работа, заключающаяся в совместном поиске и обсуждении альтернативных вариантов получения профессионального образования, знакомстве с требованиями образовательных учреждений, необходимых для поступления, обсуждении возможностей поступления в различные образовательные учреждения среднего (специального) и высшего образования.

Отличие ЕГЭ от традиционного экзамена в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Слайд 6.  Для того чтобы задача стала более реальной, ребятам нужна помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто старшеклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.

Сама процедура ЕГЭ может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников.

Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства. Слайд 6. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА( Рекомендации родителям)

Советы родителям, как помочь детям преодолеть тревожность, неуверенность в своих силах успешно пройти итоговую аттестацию в 9 классе....

Психологические рекомендации родителям Как выстроить совместную деятельность родителей и детей при подготовке к экзаменам

Рекомендации психолога для продуктивного взаимодействия родителей и обучающихся в экзаменнационный период....

Как помочь ребенку преодолевать трудности в изучении английского языка.Рекомендации для родителей

Современная образовательная программа школы включает в себя изучение английского языка со 2 класса. Дети с нетерпением ждут встречи с этим предметом, но через какое-то время интерес к предмету начинае...

Трудности воспитания подростков. Рекомендации родителям.

Подсказки для родителей (о способах сохранения контактов) из программы «Teenstar» Dr. H. Klaus....

методическая разработка "Психологическая подготовка к ЕГЭ", рекомендации родителям выпускников

В данной презентации даны рекомендации по подготовке к ЕГЭ в трех напралениях: 1) создание благоприятной среды, 2) методы  повышения умственной активности, 3) техники снижения уровня экзаменацион...