Наши дети повзрослели
консультация

Цель:

•     вооружить родителей научными данными о возрастной спе­цифике;

•     выработать линию поведения, учитывая возрастные особен­ности подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_deti_povzroslelidoc.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Наши дети повзрослели

Почти все признают, что воспитание требует терпения... но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.

К. Д. Ушинский

Форма проведения собрания: беседа.

Цель:

•     вооружить родителей научными данными о возрастной специфике;

•     выработать линию поведения, учитывая возрастные особенности подростков.

Первая часть собрания

Знакомство родителей с особенностями подросткового возраста, его спецификой, сложностями, проблемами.

Вводное слово учителя

«Переходный», «трудный», «критический» возраст... Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям — родителям и учителям — найти правильную линию поведения по отношению к подростку, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Подростковый возраст — это переход от детства к взрослости, от одной эпохи жизни к другой. Всегда ли мы понимаем значимость этого перехода, умеем ли увидеть первые ростки взрослости? Ведь ребята еще много играют, бегают, шалят, часто они легкомысленны, неустойчивы в интересах и увлечениях, • неуравновешенны. Однако это то, что мы видим, а где-то очень глубоко, в тайниках души идет таинственная работа взросления. Она связана не с изменениями в обстоятельствах жизни ребенка, а с изменениями в нем самом.

Главное, что отличает подростка, как считают психологи, это возникновение у него ощущения собственной взрослости и стремления быть и считаться взрослым. Он стремится войти в мир взрослых и хочет, чтобы окружающие приняли его взрослость. На какой же основе может возникнуть у него это ощущение? Это значительные сдвиги в физическом и половом созревании, это растущая самостоятельность, это общение со старшими товарищами.

Чувство взрослости — это стержневая особенность его личности. Она выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и к миру, определяет содержание его поведения в кругу близких людей, ровесников, накладывает отпечаток на весь внутренний мир ребенка. Подростка отличает совершенно особая, огромная восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Все это определяет его переориентацию — с детских ценностей на взрослые. Он претендует на новые права. Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще, в принципе. Он становится все более нетерпимым к замечаниям, особенно в присутствии других людей. Это идет от обостренного чувства собственного достоинства, от осознания себя личностью, которую нельзя подавлять, уничтожать, лишать права на самостоятельность.

Подросток претендует на то, чтобы быть в известной мере равноправным в отношении со взрослыми, добивается от них, чтобы они признали это равноправие.

Осознавая себя личностью, он усваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения, т. е. делает их своими, теперь они принадлежат его сознанию, и, войдя в сознание, они превращаются в требования, которые он может предъявлять к поведению других людей, своему поведению. Самосознание — это, по выражению советского психолога Л. С. Выготского, социальное сознание, перенесенное внутрь.

В заключение учитель раздает родителям памятку «Особенности возрастной психологии подростков и юношей» с предложением проанализировать свое отношение к подростку, найти в своем ребенке те изменения, которые указаны в этой памятке.

Памятка для родителей «Особенности возрастной психологии подростков и юношей»

Положительные изменения, происходящие с подростком:

•     проявление чувства взрослости;

•     рост самосознания, самооценки, саморегуляции;

•     повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда);

•     проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;

•     появление познавательной мотивации;

•     желание быть не хуже, а лучше других.

Негативные изменения, происходящие с подростком:

•     ранимая неустойчивая психика, высокая тревожность;

•     проявления эгоцентризма;

•     намеренная манипуляция взрослыми;

•     внутренний конфликт с самим собой и окружающими;

•     повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым;

•     страх одиночества (мысли о суициде).

 Вторая часть собрания

Тестирование родителей.

Классный руководитель предлагает родителям ответить на некоторые вопросы (надо подчеркнуть то, что каждый считает правильным):

•     дети вправе (не вправе) обсуждать действия и решения взрослых;

•     дети могут (не могут) принимать участие в обсуждении семейных проблем;

•     с детьми можно (нельзя) обсуждать все, даже самые острые проблемы;

•     самостоятельность детей должна (не должна) быть ограничена;

•     детям можно (нельзя) предоставить свободу выбора;

•     детей можно (нельзя) делать арбитрами взаимоотношений родителей;

•     детям надо (не надо) предоставить полную свободу;

•     могут (не могут) родители стать друзьями своих детей.

В заключение учитель предлагает родителям познакомить с данным текстом своих детей. Несомненно, что ответы подростков, их позиция будут очень интересны и полезны взрослым. Ознакомившись с ними, они смогут изменить свои взгляды на воспитание детей и взаимоотношения с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Здоровье наших детей - в наших руках"

Родительское собрание посвящено одной из самых актуальных тем - здоровью детей. Родителям представлен материал о факторах, влияющих на здоровье подрастающего организма, и даны рекомендации по предотвр...

Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или  игровой   стретчинг, как  элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у ...

Сценарий отчетного концерта «Наши дети – наши таланты», приуроченного к Международному Дню семьи

Отчетный концерт - это итог работы коллектива педагогов и воспитанников Центра детского творчества Печатники. В подготовке и организации мероприятия задействованы все - отрабатывались  номера, ши...

Общешкольное родительское собрание «Проблемы наших детей – наши общие проблемы, нам их решать. Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка».

Данная разработка предназначена для родителей учащихся.Вид мероприятия: общешкольное родительское собрание.Цели: информационно-просветительская работа по вопросам семейного воспитания и профилактике н...

Буклет "Наши дети - это наша старость"

Буклет содержит три притчи о воспитании детей в семье и золотые правила для родителей. Материал может быть использован воспитателями, классными руководителями как памятка для родителей....

Классное родительское собрание «Безопасность наших детей в наших руках»

Соблюдение учащимися техники безопасности в учебное и внеурочное время....