Практико -Ориентированный семинар для родителей и обучающихся " Что я знаю о себе и своей семье"
план-конспект

Энзель Татьяна Геннадьевна

Школа реализует проект «Живые традиции», посвященный знакомству с  обычаями малочисленных коренных народов Севера, населяющих наш регион – ханты и манси. На нашем мероприятии мы узнаем о семейных традициях в воспитании подрастающего поколения, сравним традиционный образ жизни семьи народов ханты и манси с образом жизни семьи в современном обществе. Обобщим полученные данные в книгу, которую так и назовем «Семейный уклад по-угорски»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_20.12.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Практико-ориентированный семинар для родителей и обучающихся.

Тема :

«Семейный уклад по-угорски »

Подготовили:

                                                                                Педагог-психолог: Т.Г.Энзель,

                                                                                           Учитель-дефектолог: Т.В.Вторушина

Леуши, 2022

Цель : создание условий для эмоционального сближения обучающихся и их родителей (законных представителей) через совместное выполнение тренинговых упражнений и игр.

Задачи:

-  познакомить с традициями КМНС народов ханты и манси;

-  сравнить традиции современной семьи и семьи народов ханты и манси ;

-   определить   6 основных критериев гармоничной семьи народов ханты и манси и предложить изх в основу современной семьи;

Место проведения: кабинет № 270

Время проведения: 15.10-15.50

Участники мероприятия: 6 семей, педагог – психолог, учитель- дефектолог.

Материалы и оборудование : электронная презентация, заготовленные страницы книги, пластиковые лыжи 3 пары, палочки счётные 6 наборов, д/и «  Дом». Для поделок : гофрированная бумага жёлтая и красная, скотч, бейджики для родителей и педагогов, музыкальное сопровождение, колокольчик.

Слайд № 1

Ведущая 1: Ставит чум моя семья –

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

Чум, чум, круглый дом,

Побывайте в чуме том!

Гости явятся едва –

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

Слайд № 2

Ведущая 1: Добрый день, уважаемые родители и дети. Мы рады, что вы пришли на нашу встречу. Школа реализует проект «Живые традиции», посвященный знакомству с  обычаями малочисленных коренных народов Севера, населяющих наш регион – ханты и манси. Как вы думаете, почему наша встреча называется «Семейный уклад по-угорски»? (семьи дают ответы)

На нашем мероприятии мы узнаем о семейных традициях в воспитании подрастающего поколения, сравним традиционный образ жизни семьи народов ханты и манси с образом жизни семьи в современном обществе. Обобщим полученные данные в книгу, которую так и назовем «Семейный уклад по-угорски»

 Ведущая 2: Любая встреча начинается с приветствия. В хантыйском языке слову «приветствие» соответствует выражение: «Вуща вула», что означает «Здравствуй, живи!». У народов ханты и манси старший член семьи приветствует остальных домочадцев и желает хорошей погоды, ясного неба, прекрасного утра. Такая форма приветствия является пожеланием добра и счастья всем членам семьи.

Ведущая 2: Взрослые участники встречи поприветствуйте ваших детей согласно традициям северных народов. А начну я: «Яркого солнца» (смотрит на ведущую 1  и говорит пожелание-приветствие).

Ведущая 1: (смотрит на ведущую 2): «Доброго здоровья».

По примеру учителей родители приветствуют детей

        Ведущая 1: У народов ханты и манси считались недопустимыми фамильярность, дёргание за одежду, волосы, похлопывание по плечу, поэтому чтобы поприветствовать знакомых, живущих в одном селении, северные народы говорят «вуща» («Здравствуй») и обмениваются рукопожатием. 

Ведущая 2: Предлагаю поприветствовать друг друга рукопожатием. Для этого встанем и будем свободно ходить по кабинету. По сигналу колокольчика каждый остановится и пожмёт руку тому, кого встретит на своём пути.

Учитель-дефектолог здоровается рукопожатием и говорит «здравствуй» педагогу психологу. Другие участники тренинга следуют их примеру.

Ведущая 2: Мы поздоровались друг с другом, пожелали добрых слов и готовы дальше следовать семейным традициям по-угорски. 

Участники встречи присаживаются на свои места

Ведущая 1: У ханты и манси семья начинается с рода. Что значит род?

- ответы детей и родителей

- Род – это группа людей, которые произошли от одного и того же предка.  Давайте обратимся к таблице и посмотрим отличия между родовыми традициями северян и семей, живущих в современном городе

Слайд № 5.

Ведущая № 2: Я предлагаю игру, которая называется «Зеркало». Вы живёте в одной семье у вас много есть одинаковых привычек, традиций, какие-то общие темы, вы хорошо понимаете друг друга. Мы посмотрим насколько вы друг другу родные.

Описание игры: Нужно встать парами мама-ребёнок друг против друга. Выберите кто будет зеркало, а кто человек, который показывает действия. Человек начинает показывать плавно действия, а зеркало должно повторить его движения, слиться с ним. Можно поменяться ролями. В конце упражнения обмен мнениями.

- Что почувствовали?

- На каком месте было легче и почему?

-  В чём были трудности?

Вывод: род и родственные связи у коренных народов очень крепкие.

Предлагаем начать оформление нашей книги и первая страница - это РОД.

Ведущая 1: Ребята, скажите пожалуйста, кто в семье главный?

Слайд № 6

Мужчина в семье не только отец и глава семьи, он, прежде всего, - добытчик. (Показ слайда № …). Если у семьи большое стадо оленей, то она живет то на одном, то на другом месте, т.е. кочует. Если мужчина в основном ловит рыбу или охотится, то семья живет на одном и том же месте.

Мужчины ханты и манси - не просто мастера на все руки. У них есть традиция – все орудия труда создавать самостоятельно. Поэтому свою вещь хозяин узнает из тысячи других. Лук для северян, как кинжал для кавказца. Он не только основное орудие охоты, но и знак принадлежности к мужскому полу. (Обращаем внимание на таблицу).

- Скажите, а в современной семье роль мужчины какова?

Сравним в таблице. Слайд №7

К основным занятиям мужчин-северян и тогда, и сейчас относятся охота, рыбалка и разведение оленей. Давайте мы сейчас предложим мальчикам, как настоящим мужчинам справиться с лыжами.

Игра «Кто быстрее?». Мальчики надевают пластиковые лыжи, мама помогает, и бегут до берёзы и обратно.

Вкладываем следующую страницу книги.

Ведущая 2: Хранительница семейного очага и хозяйка в доме – как вы думаете кто?

Слайд № 8

-  Конечно женщина.

- Скажите мне ребята, какую работу выполняет женщина – мама в доме?

- Ответы детей.

 Но на Севере слабому полу  приходится порой выполнять далеко не женскую работу. К примеру, заготовка дров и строительство чума - это женские обязанности. Не говоря уже о приготовлении рыбы и мяса, добытых мужчиной, шитье одежды и воспитании детей. Хлебную печь женщина тоже должна была сложить сама, причем располагалась она на улице. По печи судили, какая она хозяйка. У хорошей хозяйки – хорошая печь.

 Дом и все, что с ним связано, в семье ханты и манси полностью держится на женщине. Девочки с раннего детства учились быть покладистыми, что помогало им во взрослой жизни избежать конфликтных ситуаций. Кроме того, главная задача матери – вырастить из дочки хорошую жену.

Давайте посмотрим, чем же отличается современная женщина от женщин ханты-манси.

Вкладываем страницу про женщину –мать в нашу книгу.

Слайд № 9

Ведущая 1: Малыш у коренных северян чаще всего появлялся на свет в "маленьком доме". В общий дом из "маленького" маме и малышу позволено переселиться, лишь когда ребенок начнет улыбаться по-человечески. До двух-трех лет ребенок питался молоком матери. Потом дети ели из общего котла, отдельно им пищу никто не готовил.

Слайд № 10

Главный принцип воспитания – приобщить ребенка как можно раньше к настоящей, взрослой жизни. Считалось, что девочки выросли и стали полностью самостоятельными    людьми в 13–14 лет, а мальчики – в 15–16 лет. Приобщение детей к взрослой жизни находило свое отражение и в играх. Игрушками служили миниатюрные копии вещей взрослых. Или дети играли тем , что находилось в доме.

- Ребята, а скажите какие ваши любимые игры? Может есть игра, в которую вы всегда играете дома семьёй.

- Ответы детей.

- Мы предлагаем вам игру «Рыба», если она вам понравится можете играть в неё дома.

На вашем столе заготовлены палочки ваша задача : выложить из палочек рыбу , любую какую вы придумаете сами. Один человек выкладывает, второй запоминает сколько палочек и какая форма , потом отворачивается.  Палочки ведущий либо убирает, либо меняет местами, а второй человек должен отгадать, что изменилось.

Вывод: у родителей ханты и манси, в отличие от современных родителей, было не принято опекать своих детей. Тем не менее, дети на стойбищах росли не сами по себе, как может показаться на первый взгляд, процесс воспитания не прерывался ни на минуту, но протекал он незаметно.

Выявленные различия в подходах к воспитанию детей на слайде № 11

И в нашу книгу мы добавляем еще одну страницу.

Ведущая 2:  У народов ханты и манси существует более тридцати видов построек. Какие постройки необходимы семье, зависит от того образа жизни, которого она придерживается.

Большое разнообразие построек было в семьях охотников-рыболовов.

Слайд № 12

Какие постройки вы знаете?

Ответы.

Семья оленевода, куда ни приедет, ставит только чум - "дом, который всегда с собой". Порядок в чуме обеспечивается тем, что у каждого человека и вещи есть определенное место, а живущие в нем поддерживают установленные веками предписания и этикет.

 Ведь дом в представлениях северян не ограничивается рамками жилой постройки, а включает весь обжитой участок леса, тундры или берега реки.

Вывод: отношение к своему жилищу у коренных народов также отличается от принятых в современном обществе норм. Главное отличие заключается в том, что дом в понимании ханты и манси - это не благоустроенное жилье с большой площадью. Дом – это все, что их окружает.

Отличия традиционного дома коренных народов приведены в слайде, давайте рассмотрим Слайд № 13

Дидактическая игра «Дом». Перед вами три карточки с изображением домов. Выберите пожалуйста сообща один дом, который подходит вам для вашей семьи. Расскажите пожалуйста почему вы выбрали этот дом?

Вкладываем в книгу 5 страницу.

Ведущая 1:  Слайд № 14

Очаг, по мнению ханты и манси, – это центр жилища, центр вселенной и именно здесь сходятся стороны горизонта.

 - Скажите пожалуйста, важен ли для вашей семьи очаг ? Что для вас означает огонь?

- Ответы семей.

Также огонь считался частью семьи, потому что объединял вокруг себя всех домочадцев и связывал землю с небом.

Огонь охраняет и очищает, выгоняет злых духов из дома, снимает порчу. К огню относятся очень почтительно, с его помощью предсказывают будущее. Огонь дает жизнь другим, но он и сам живой, по мнению ханты и манси. Считалось, что в пламя нельзя бросать мусор или плевать, класть грязные дрова, трогать его железными предметами - все это оскорбляет его или причиняет боль.

Вывод: огонь в жизни ханты и манси играл наиважнейшую роль, поэтому ему воздавались особые почести. Северяне боялись остаться без огня, хотя умели его добывать. Они считали, что огонь не гаснет, а уходит и уносит с собой мир и благополучие из семьи.

А сейчас мы предлагаем вам создать очаг вашей семьи, пусть ваш очаг всегда будет ярким, теплым и оберегает ваш дом от невзгод.

Семьи мастерят символ костра по алгоритму ведущего, из ранее заготовленных материалов.

Встают со своими поделками в полукруг.

Ведущая 2 :

Вкладываем в книгу заключительную страницу. Уважаемые дети и родители, у нас получилась книга «Семейный уклад по- угорски». Давайте вспомним из каких страниц она состоит. (Пролистываем и вспоминаем).

У нас получилась книга, которую мы назвали «Семейный уклад по-угорски», эту книгу мы оставим в библиотеке, чтобы желающие могли с ней познакомиться.

ЛИТЕРАТУРА :

1. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992;

2. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984;

 3. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985;

4. Семь ключей мироздания. Культура и традиции народов ханты и манси.

5. Презентационное издание. Ханты-Мансийск, 2015. 5. www.wikipedia.or

6.https://www.school1-sozonov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практико-ориентированного семинара для педагогов школы по организации исследовательской и проектной деятельности с учащимися

Представленный материал поможет вам провести эффетивную подготовку коллег школы по организации  исследовательской деятельности с учащимися  1-11 классов...

Практико-ориентированный семинар по теме «Современные требования к уроку».

Практико-ориентированный семинар по теме «Современные требования к уроку»....

Открытый практико-ориентированный семинар на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды». «Создание условий для социализации школьников в открытом образовательном пространстве»

Выступление по теме:"Роль социально-педагогического сопровождения в создании условий социализаций подростков с девиантным поведением"...

Практико-ориентированный семинар для обучающихся 8-10 классов «Путь к вершине».

Цель:  осознание  необходимости  целеполагания  с  учетом  потребностей  и  мотивов.Задача: обучение  пошаговому  способу  достижения  цели....

Практико-ориентированный семинар для родителей на тему: «Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку?»

Предлагаю вам конспект практико- ориентированного семинара для родителей по теме «Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку?». Данная работа будет полезной не только для родителей, но и воспитател...