Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников
статья

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ре­бенка в раннем детском возрасте (ст. 18, п. 1 Закон Российской Федерации «Об образовании». Федеральный Закон №122-ФЗ в редакции от 22.08.2004). Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родите­лями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон (ст. 18, п. 3 Закон Российской Федерации «Об образовании». Федеральный за­кон №122-ФЗ в редакции от 22.08.2004).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18, п. 1 Закон Российской Федерации «Об образовании». Федеральный Закон №122-ФЗ в редакции от 22.08.2004). Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон (ст. 18, п. 3 Закон Российской Федерации «Об образовании». Федеральный закон №122-ФЗ в редакции от 22.08.2004).

В современной дошкольной логопедии определены разнообразные формы, методы и задачи работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения. Доказано, что семья может внести значительный вклад в процесс автоматизации поставленных звуков, в развитие связной речи дошкольника, в дело подготовки ребенка к школьному обучению. Но для этого объяснить родителям сущность процесса коррекции и развития речи ребенка, нужно научить родителей заниматься дома со своими детьми, совершенствуя речь своих сыновей и дочерей. Целесообразно партнерский контакт с родителями начать с анкетирования. Анкета — замечательное средство привлечь внимание родителей к речи собственного ребенка, прислушаться и оценить ее, постараться определить трудности, возникающие у ребенка в момент речевой коммуникации. По полученным анкетным данным специалист может сделать вывод о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и насколько родители ориентированы на получение положительного результата, хотят ли они сотрудничать с ДОУ, с педагогами группы, которую посещает ребенок, готовы ли они к такому взаимодействию, компетентны ли в педагогических вопросах. После обработки анкет целесообразно провести с родителями консультацию или занятие-консультацию с участием детей, например, по обучению родителей простейшим упражнениям артикуляционной гимнастики, где учитель-логопед сначала сам, а потом с ребенком или подгруппой детей продемонстрирует упражнения, даст разъяснения и рекомендации по их проведению.

Анкета для родителей

  1.  Фамилия, имя ребенка
  2.  Дата рождения. Подчеркните ответы на данные вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование

3. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка (родители, детский сад, никто)?

4.        Проводите пи вы со своим ребенком работу по совершенствованию речи (да, нет)?

  1.  Хотели бы вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка (да, нет)?
  2.  Вы следите за тем, как говорит ваш ребенок (да, нет)?
  3.  Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка (да, нет)?
  4.  Вы хотите научиться исправлять дефекты речи (да, не»)?

9. Знаете ли вы, какие знания и умения получает ваш ребенок на занятиях с логопедом (да, нет)?        

Работу с родителями воспитанников, поступивших в специальные логопедические группы, целесообразно в течение учебного года выстраивать поэтапно. Начать можно с Дня открытых дверей. Часто родители не представляют, как занимаются с детьми учителя-логопеды, психолога. Пригласить родителей на День открытых дверей можно в первые дни пребывания малыша в группе. Пусть родители познакомятся с условиями, созданными для детей в ДОУ, побеседуют со специалистами учреждения, посетят медицинский кабинет, спортивный зал, кабинеты логопеда и психолога. В течение года назначаются и другие дни, когда родитель может получить консультацию любого специалиста ДОУ по интересующим его вопросам. Иногда администрация специального дошкольного учреждения изыскивает возможность приглашать врача-психиатра для консультирования родителей непосредственно в учреждении. Врач-психиатр (психоневролог) консультирует родителей по вопросам:

  • подбора медикаментозных средств;
  • выбора и корректировки схемы лечения в соответствии с динамикой обучения ребенка.

Логопед:

  • в начале года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого воспитанника группы, подчеркивая сильные стороны ребенка и перспективы улучшения речи;
  • обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения;
  • показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную гимнастику, пальчиковые и дыхательные упражнения, закреплять поставленные звуки;
  • подчеркивает успехи и трудности ребенка, указывает, на что следует обратить внимание дома.

Психолог:

  • исследует личностные способности детей;
  • консультирует родителей по результатам диагностического психолого-педагогического обследования;
  • помогает скорректировать условия семейного воспитания, эффективного взаимодействия и общения с ребенком, развития интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер воспитанника.

Система работы с родителями I Работа с родителями ]

Поскольку все специалисты ДОУ осуществляют консультирование семей воспитанников, нам кажется весьма удобным для родителей проведение единых консультационных дней для всех специалистов в дошкольном учреждении, о которых родители заранее должны быть проинформированы. К таким дням можно приурочить проведение других мероприятий информационно-просветительского характера для семей воспитанников: открытых занятий, родительских собраний, заседаний родительского клуба, занятий школы молодых родителей, тренингов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников .

Родители  дошкольников  могут  стать  полноправными  участниками  интегрированных  занятий, участвуя в их подготовке и художественном оформлении, подключаясь к работ...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьями воспитанников в условиях ФГОС (из опыта работы).

О тесном сотрудничестве учителя-логопеда с родителями, в каких формах это осуществляется и об организации педагогического просвещения родителей....

«Формы успешного взаимодействия учителя-логопеда с семьей»

laquo;Формы успешного  взаимодействия учителя-логопеда с семьей»...

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...

Методическая разработка: Инновационная форма взаимодействие учителя-логопеда с семьей – творческий мастер-класс «Мои достижения»

В данной методической разработке представлена инновационная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи - тво...

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в системе культурно-досуговой деятельности с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста

МБДОУ «ЦРР - д/с «Золушка»Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в системе культурно-досуговой деятельности (из опыта работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста) Совр...

Формы взаимодействия учителя – логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Презентация и выступление по теме: Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников....