"Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"
консультация (5 класс)

Темникова Татьяна Витальевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_po_adaptatsii.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"

Уважаемые родители! Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к данной теме, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

Одна из болевых точек учебного процесса в школе – это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь:

         - кабинетная система;

        - большое количество учителей предметников;

        - появляются новые виды домашних заданий;

        - увеличивается количество изучаемых предметов,

        - объем и темп работы на уроке, отличаются от начальной школы;

        - сложность адаптации к учителям.

Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости. Во избежание этих проблем в школе разработана программа адаптации учащихся 5-х классов. Уже весной прошлого года учителя-предметники:

        - изучили программы начальных классов, уровень ЗУН учащихся;

        - ознакомились с возрастными особенностями младших школьников,

        - познакомились с уровнем их работоспособности (наблюдение, пробные уроки);

        - изучили систему работы учителя начальных классов: формы и методы         организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.

        - посетили уроки в начальной школе будущих пятиклассников.

Социальная адаптация – это приспособление ученика к условиям социальной среды, является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя и принятие ребенком социальной роли “ученика”.

Социальная адаптация включает:

        1) Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

        2) Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.

        3) Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

        4) Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

        5) Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Целостный образ Я ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно то на уроке математики, то на уроке русского языка. Ребенок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.

Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь не только педагог и психолог, но и родители.

Родителям полезно знать, что трудности в учебе могут быть самого различного характера. Они связаны с необходимостью:

        Вспомнить ранее усвоенный материал, воспроизвести и изложить его.

        Запомнить новые данные, которые с трудом усваиваются.

        Спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и         способы ее выполнения, предвидеть ее результаты.

        С необходимостью самоконтроля и самооценки выполняемой деятельности.

Правильно поступают родители, которые, помогая, в выполнении домашнего задания, обращаются к ребенку с такими вопросами:

        - Что ты думаешь предпринять?

        - Что нужно вспомнить для того, чтобы это сделать?

        - Какими еще средствами и способами можно выполнить данное задание?

        - Как проверить или доказать правильность полученных результатов?

Учебная работа, несмотря на ее сложность и интенсивность, ни в коем случае не должна вызывать переутомление. Поэтому необходимо учебу, режим дня, свободное время поставить под ненавязчивый, но четкий и твердый контроль.

Не забывайте хвалить ребенка, показать ему, что его успех тоже радует вас. Это придает ребенку уверенность в собственных силах и возможностях.

Чтобы процесс адаптации прошел успешно, мы рекомендуем родителям осуществлять:

        Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.

        Поддерживать тесную связь с учителями - предметниками и классным

        руководителем.

        Являться союзниками школы.

        Планировать совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения         хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей.

        Помогать классному руководителю во внеклассных делах.

В дневник родителей.

- Родители, помните, что в данном возрасте одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для детей главное не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение – лидер, авторитет, друг.

- Важно научить детей быть лично ответственными за успешность общения с окружающими.

- Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели, которые бы отвечали актуальным потребностям (например, закончить четверть без троек)

- Научите ребенка составлять план своих действий. После этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению.

- Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых; ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся.

- Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам. Дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые.

Помните, что вы тоже были детьми, совершали ошибки; дети ждут от вас этого признания. Возможно, ваш личный пример поможет им разобраться в себе.

Ритуалы, которые нравятся детям.

Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.

Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.

В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.

Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.

На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.

В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.

Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.

Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование диагностики адаптации пятиклассников к средней ступени обучения

Диагностика педагогической адаптации пятиклассников...

Адаптация пятиклассников к новой ступени обучения

В помощь педегогам-психологм в школе. Презентация по теме "Адаптация пятиклассников"...

Отчет о проведении диагностики готовности пятиклассников ко второй ступени обучения

Отчет о проведении диагностики готовности пятиклассников ко второй ступени обучения(тест Тревожности Филлипса,тест САН,тест отсчитывания минуты)...

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"...

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"

Уважаемые родители!Я рада встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу.Это означает, что нас всех объединяет интерес к данной теме, а она действительно заслуживает внимания.Будет ли...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...