Взаимодействие учителя и родителей в музыкальном воспитании учащихся
статья

Колесник Лариса Николаевна

Результаты различных социально–психологических исследований свидетельствуют о том, что семья может и должна оказывать помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой и подготавливать почву для формирования у него музыкальных потребностей и вкусов. Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей, о педагогическом взаимодействии учителя музыки с семьей школьника.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя и родителей в музыкальном воспитании учащихся

(Работа в экспериментальной площадке)

 Воспитание есть процесс социальный                                                      

в самом широком смысле.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и больше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.                                      

А.С.  Макаренко

Основные задачи российского образования базируются на положении о том, что воспитательная работа в образовательных учреждениях должна быть направлена на развитие личности ученика, его созидательных качеств и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений, самообразования и самовоспитания. Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка, как указано в Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение».

Эстетическое  воспитание  в  семье  призвано  развивать   таланты   и дарования детей  или,  как  минимум  дать  им  представление  о  прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние  эстетические ориентиры  подвергаются  сомнению,  появилось  множество  ложных  ценностей, сбивающих и детей,  и  родителей  с толку,  разрушающих  их  внутренний  мир, заложенную природой гармонию.       «Эстетическое общественное  сознание  выражается  в  форме  искусства, которое является важным средством, снимающим у детей  напряжение  от  учёбы, труда,  спорта.  И  можно  смело  утверждать,  что  искусство   осуществляет своеобразную психотерапию», так говорил Б.Г. Лихачёв. Музыка в нашей стране вошла в каждый дом. Разобраться в этом потоке музыкального  звучания  бывает  порой  очень трудно, особенно детям. Сама жизнь убеждает нас  в  том,  что  мы  часто  не всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны  к  музыке  глубокого содержания. И всё потому, что в детские годы в семье не  уделялось  должного внимания музыкальному воспитанию. В  настоящее  время  проблема  участия  семьи  в воспитании  у  ребёнка интереса к музыке приобретает особую остроту.  Это  прежде  всего,  связано  с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда ещё музыка  не  была столь доступна во всём своём многообразии буквально каждому.

Роль семьи несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, поскольку именно семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей жизни. Однако, в современном обществе, система семейного воспитания претерпевает отрицательные изменения, что связано с обострением социальных и экономических трудностей, гипертрофированной политизацией общества, когда у родителей не достаточно времени на общение с детьми.

В России музыкально-эстетическое воспитание в семье имеет глубокие исторические корни. Возникнув в эпоху Петра I, оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Умение владеть каким-либо музыкальным инструментом было почти обязательным. Домашнее музицирование, которое начиналось обычно еще до поступления в школу и продолжалось затем параллельно школьным занятиям, играло значительную роль в приобщении подрастающего поколения к музыке, воспитывало у него любовь к искусству.

Русская теоретическая мысль уделяла вопросам семейного музыкального воспитания большое внимание.

Д.И. Писарев, В.П. Острогорский, А.П. Юдин, В.В. Демьянский и др. сделали ряд выводов, интересных и полезных для современной практики домашнего музыкального воспитания:

а) домашнее музыкальное воспитание не должно сводиться лишь к обучению игре на музыкальном инструменте. Большое внимание следует уделять воспитанию эстетических потребностей, вкусов, интересов у детей, развитию их творческих способностей, формированию социальных чувств и стремлений;

б) полноценное музыкальное воспитание в семье предполагает руководство со стороны родителей;

в) в домашнем музыкальном воспитании, как и воспитании вообще, очень важен учет возрастных особенностей детей.

Не менее значимую роль играет и школа, которая является важнейшим социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, семьи и социума. По мнению Л.М. Кашаповой, совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на сотрудничество.

Безусловно, школа помогает ребенку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно, если занятия проводит любящий свое дело учитель, который тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает ее и сможет привить детям любовь к ней. По мнению О.Л. Латышева, задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого ученика в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих студиях, группах и т. д. Однако, старания учителя станут более эффективными, если и в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.

Результаты различных социально–психологических исследований свидетельствуют о том, что семья может и должна оказывать помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой и подготавливать почву для формирования у него музыкальных потребностей и вкусов. Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей, о педагогическом взаимодействии учителя музыки с семьей школьника.

Как привлечь родителей к совместной работе со школой по музыкально-эстетическому воспитанию детей, какую помощь оказать им, чтобы общие усилия дали положительные результаты?

Просветительская работа, связанная с приобщением родителей к решению задач,  связанных с воспитанием детей музыкой должна исходить от школы,  ибо она является ведущим воспитательным институтом, в котором работают профессиональные педагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними.

Соотношение домашнего музыкального воспитания и обучения в общеобразовательных учебных заведениях может принимать разные формы. О.Л. Латышев указывает, что основные направления работы учителя музыки по совместному взаимодействию с семьей ученика могут заключаться в следующем:

– информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания;

– привлечение родителей к тесному сотрудничеству; родители и преподаватель–музыкант – партнеры и единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог – родители – дети;

– создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата;

– приобщение родителей к музыкальному искусству;

– понимание родителями значимости того, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса и уважения к музыке, к этому источнику радости и вдохновения;

– понимание родителями ответственности за подготовку подрастающего поколения.

Как отмечает Л.В. Матвеева, среди форм музыкально–педагогического взаимодействия с семьей, центральное место следует отвести музыкально–педагогическому лекторию, который познакомит взрослых с особенностями детей определенной группы, конкретными задачами музыкального воспитания. Достижению же наибольшей результативности будет способствовать сочетание педагогического лектория со следующими формами: музыкально–педагогическое самообразование родителей; индивидуальные консультации с родителями; организация концертов для родителей силами детей; совместные походы в театр, на концерты, в филармонию и др.

На лекториях родители должны узнать о том, что необходимо готовить почву для воспитания музыкального интереса детей родительским вниманием к их музыкальным занятиям и успехам, уместными советами и собственным участием в этих занятиях.

На лекториях целесообразно раскрыть значение активной музыкальной деятельности, в процессе которой развивается и закрепляется приобщение детей к музыке. Родителей следует учить тому, что педагогически целесообразно организовывать домашнее музицирование ребенка (пение, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку). Хорошо, если взрослые в домашних условиях будут вместе с ребенком петь любимые песни, слушать вместе с ним высокохудожественную музыку, постоянно стимулировать его желание проникать в содержание исполняемого или воспринятого произведения.

Домашнее музыкальное воспитание может выполнять не только вспомогательную функцию, но и играть самостоятельную роль. Привязанность ребенка к родителям и, главное – его доверие, стремление к постоянным и интенсивным контактам с ними позволяют взрослым активно формировать и развивать детский интерес к подлинно художественной музыке.

Важно создание дома благоприятного музыкального климата, родители должны показать детям, что общение с музыкой доставляет радость, удовольствие, вызывают бодрость, желание делать хорошие дела и улучшает настроение.

На восприимчивую психику детей очень большое влияние могут оказывать книги о музыке. Семейные чтения рассказов о жизни музыкантов и исполнителей, их творчестве, истории создания отдельных музыкальных произведений, просмотр передач на музыкальную тематику (например, канала «Культура») помогут вызвать интерес детей к музыкальному искусству.

Большое внимание следует уделять посещению музыкальных концертов. Очень интересными и полезными являются встречи с артистами театра, с композиторами и исполнителями.

Таким образом, музыкальное окружение в семье – особый мир, который может повлиять на формирование художественных интересов ребенка. Отзывчивое отношение и готовность родителей к решению задач музыкально-эстетического воспитания способствует разностороннему развитию детей. Важную роль при этом играет взаимосвязь семьи и образовательного учреждения. Взаимодействие семьи и школы в процессе приобщения детей к музыкальному искусству является важнейшим фактором формирования и развития у подрастающего поколения музыкальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя и родителя

Взаимодействие учителя и родителя...

Оптимизация взаимодействия "учитель - ученик - родитель" при изучении английского языка

Статья представляет собой описание одной из форм работы с родителями при изучении английского языка....

Взаимодействие учителя и родителей учащихся

Выступление на РМО учителей физической культуры: "Взаимодействие учителя и родителей учащихся"...

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ.

С каждым годом в России увеличивается количество детей, которым врачи ставят диагноз – аутизм. Методическая работа с такими детьми находится в самой начальной стадии. Специалисты, в основном, ис...

Консультация для родителей "Родителям о музыкальном воспитании дошкольников"

Консультация для родителей "Родителям о музыкальном воспитании дошкольников"...

Система взаимодействия педагога с родителями в процессе воспитания

В данной статье вы найдёте формы работы педагога и родителей, а также советы и правила для педагогов для взаимосотрудничества...