Система взаимодействия педагога с родителями в процессе воспитания
статья

Лихина Наталья Александровна

В данной статье вы найдёте формы работы педагога и родителей, а также советы и правила для педагогов для взаимосотрудничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_lihina_n.a.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Система взаимодействия педагога с родителями в процессе воспитания.

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя могут дать

 детям большое человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский

Современные родители очень заинтересованы во всестороннем развитии и образовании своих детей, но зачастую им не хватает на такой серьезный процесс времени, а у родителей в селе ещё и  компетенций   в области педагогики. Однако, успешность образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями.

Если рассматривать в системе нравственных отношений подсистему «учитель – родители ученика», нужно исходить из того, что семья – важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок.

Как показывают многие исследования и наблюдения, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.

Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.

Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы    отношений. Здесь важно заметить ещё одно условие, что взаимодействие педагога и родителей не должно носить стихийный характер, то есть по мере необходимости, а стать системой во взаимосотрудничестве.

Отношения между учителями и родителями строятся через посредника, т. е. через ученика, который оказывается включенным в две автономно воздействующие на него микросреды: школьную и семейную. В оптимальном варианте эти две микросреды должны сливаться. Учитель должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).

При таком слиянии микросреды и возможны подлинное взаимопонимание, взаимная забота, взаимопомощь и все то, что составляет богатство, культуру нравственных отношений в непосредственном окружении школьника.

Для обеспечения нормального физического и психического здоровья школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям

Классный руководитель + семья

Психолого педагогическая

просветительская деятельность

Вовлечение в учебно воспитательный процесс

Участие семей в управлении учебно воспитательном процессом

Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями  школьников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

Формы работы

Коллективная

Индивидуальная

Групповая

1.Родительские собрания

2.Круглый стол

3.Лекторий

4.Конференция

5.диспуты

6.Дни открытых дверей

7.Вечер вопросов и ответов

1.Беседы

2.Консультации

3.Поручения

4.Посещение на дому

5.Переписка

6.Телефонный разговор

1.Работа с родительским комитетом

2.Родительские клубы

Для организации и проведения любого мероприятия необходимо подчеркнуть:

Способность к общению – профессиональное качество учителя.

Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать

Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.

Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.

Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

Людям нравится ощущать собственное значение.

Один из способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание его значения в этом процессе. Укрепите уверенность родителей  в том, что они, безусловно, могут быть терпеливыми и настойчивыми,  что могут наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.

Покажите родителям свою любовь по отношению к его ребенку.

Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует и даже любит его

Ведение конструктивного диалога с родителями – основа системы взаимоотношений с родителями.     Добиться конструктивного диалога помогут следующие правила:

Правило 1.

Не стремитесь, во что бы то ни стало отстаивать собственную позицию.

Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка, а тем самым сможет объединить усилия школы и семьи.

Правило 2.

Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.

Если ребенок запустил учебный материал, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться; если подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он постоянно само утверждается и демонстрирует свою «смелость» перед одноклассниками – предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их сын смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении, например, занятие спортом.  При этом очень важно, чтобы родители            чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

Правило 3.

«Не верьте генетике»

Если с первого класса в школе относится как к ребенку «из плохой семьи», то он действительно начинает плохо учиться и нарушать дисциплину. И наоборот, удается выровнять успеваемость и поведение ребенка «из плохой семьи» при положительном, подкрепляющем отношении к нему учителя.

Правило 4.

«Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Ваша беседа с    родителями  ученика пройдет успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если вы смогли удержаться от упреков и обвинений. В третьих, если вы удачно сформулируете проблему воспитания и родители поняли и приняли формулировку. И, в четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Следовательно, с полным основанием вы можете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями. Вы сумели объединиться с ними против общего «врага» воспитательной проблемы, разработать план конкретных действий.   

О результативности системы взаимодействия между школой и родителями можно судить по непосредственным наблюдениям: родители обращаются ко мне с вопросами, сомнениями, радостью, благодарностью, с удовлетворением говорят о том, что они довольны положением дел в классе.

Также с удовольствием отслеживают вашу школьную страничку, делают положительные комментарии, восхищаются, да и просто выражают свою реакцию лайками.

Если рассматривать в процентном соотношении взаимодействия семьи и школы. 52% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 64% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 80% в оценке результатов, 92% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Взаимодействие родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя.

Мы, педагоги – люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только мы имеем возможность пускать «семейные кораблики» по реке с названием «Жизнь». Поэтому необходимо крепко держать штурвал, чётко знать маршрут, помогать своим подшефным корабликам обогнуть и «подводные камни», и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели в солнечную погоду. Нужно помогать экипажу каждого корабля стать командой, постоянно учиться и учить других, не бояться признавать и исправлять свои ошибки, шагать только вперёд. Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система взаимодействия педагогов, специалистов школы и родителей по обучению и воспитанию учащихся с нарушениями ОДА.

Выступление на тему:Система взаимодействия педагогов, специалистов школы и родителей по обучению и воспитанию учащихся с нарушениями ОДА....

Система взаимодействия педагогов, специалистов школы и родителей по обучению и воспитанию учащихся с нарушениями ОДА.

Выступление на тему:Система взаимодействия педагогов, специалистов школы и родителей по обучению и воспитанию учащихся с нарушениями ОДА....

Локальные акты во взаимодействии педагога с родителями в системе дополнительного образования

В данном материале рассмотриваются основные элементы образовательных отношений, раскрывается понятие участников образовательных отношений. представлен обзор локальных актов, применяемых для регулирова...

Стратегия взаимодействия ОДОД с семьей в процессе воспитания и развитие личности ребенка

Работа ОДОД образовательного учреждения с семьями обучающихся...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Взаимодействие педагога с родителями – очень важная составляющая в работе с детьми. Важно начинать работу с ребёнком со знакомства с родителями, которые могут помочь педагогу лучше узнать детей,...

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...