Система взаимодействия педагогов, специалистов школы и родителей по обучению и воспитанию учащихся с нарушениями ОДА.
материал на тему

Анкудинова Ольга Александровна

Выступление на тему:Система взаимодействия педагогов, специалистов школы и родителей по обучению и воспитанию учащихся с нарушениями ОДА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема нашего педсовета

1 СЛАЙД  Система взаимодействия педагогов, специалистов школы и родителей по обучению и воспитанию учащихся с нарушениями ОДА.

2 Слайд

Взаимодействие межличностное

- 1) в широком смысле - случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок; 2) в узком смысле - система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

 (Психологический словарь)

3 Слайд.

СИСТЕМА [system] — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство

 Учебно -  воспитательный  процесс  детей с ДЦП это и есть то единство, которое осуществляется при  взаимодействии  педагогов, специалистов, родителей, и  направлено на коррекцию обучения, воспитания, развития.

Коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребёнка. Это действительно обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии детей. Но когда речь идёт о коррекционно-педагогической работе, то нельзя её искусственно вычленить из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.

4 СЛАЙД

  1. Коррекционное обучение – это усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития. Общие принципы обучения разработаны на основе положении общей педагогики с учётом соответствующих аномалий.
  2. Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств личности, качеств позволяющих адаптироваться в социальной среде.
  3. Коррекционное развитие - это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствования психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Сущность системы взаимодействия состоит в стремлении создать для ребенка условия, стимулирующие его жизнедеятельность, и позволяющие наиболее полно и эффективно использовать его индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного развития. В ходе чего, коррекция двигательных нарушений у ребенка происходит с помощью педагогического воздействия на него, а каждодневные реабилитационные мероприятия развивают адаптационные способности, прививают навыки удовлетворять свои потребности с минимальной помощью окружающих.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Семья -  часть  общечеловеческого   коллектива,  важнейший  институт  социализации  подрастающего   поколения. Какую   бы  сторону  мы  не взяли,  всегда  окажется, что  решающая  роль  его  эффективности  на  том  или  ином  этапе  играет   семья.

Взаимодействия   педагога   и  родителей -  практическая   совместная  работа  детей  и  родителей,  которую  организует   педагог. Проживая  вместе  с  детьми   определенные  отношения  в  ходе  праздника, концерта,  беседы, игры,  трудового  дела,  спортивного  состязания  и  других  форм  совместной   деятельности,  родители   переносят  данное  отношение в  дальнейшую   историю   семейной  жизни,  привносят  невольно  новые   отношения,  которых   раньше  не  было  в  семье,  тем  самым  изменяя   поле  семейных   отношений

В работе с семьей  я ставлю  задачи:

1.Просветительские-  научить  родителей  видеть  и  понимать   изменения,

происходящие  с  детьми.

 2.Консультативные-совместный  психолого- педагогический    поиск   методов  эффективного  воздействия   на    ребенка  в  процессе приобретения   им  общественных  и   учебных  навыков.

3.Коммуникативные-обогащение   семейной  жизни эмоциональными впечатлениями, опытом   культуры  взаимодействия   ребенка  и  родителей.  

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Я на родительских собраниях и в личной беседе рассказывала родителям, что необходимо  активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность. Важно, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появится интерес к труду, чувство радости от сознания полезности своего труда, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, ограничивать социальные контакты.

 Сейчас наблюдаю положительную динамику во многих семьях.   Привлечение родителей  Самсоновой Кати к подготовке и выступлениям на массовых мероприятиях дало возможность показать, неадекватность  поведения девочки. В результате чего стало проводиться лечение, и проведены мероприятия для снятия различного рода фобий  – это преодоление фобии громкого звука (работа дрели, громкая речь и музыка на концертах.) Ребенок с удовольствием посещает театр, цирк, концерты. Родители увидели положительные результаты. Поддерживая мотивацию ребенка, я прошу Катю рассказать о спектакле, который она посетила.

СЛАЙД Самсонова К  выступление на конкурсе чтецов.

Родители первые помощники при подготовке к праздникам и всем мероприятиям, которые проводятся в классе и в школе. Это и приобретение костюмов при создании персонажей и оказании помощи при заучивании стихов, песен и т.д.

СЛАЙД  (Праздники в школе: Н.год…) и др.

Стараюсь  на таких уроках, как СБО осуществлять связь с семьей. Предлагаю задания, при которых требуется совместное выполнение заданий, что сближает детей и родителей.

 На классной выставке рисунков и поделок всегда выставлены детские работы: рисунки, поделки, сочинения. Родители видят это. Интересуются. А когда необходимо, то и принимают непосредственное участие (например при написании тематических мини  сочинений.), которые мы зачитываем на уроке.

При прохождении темы «семья» все заполняли родовое дерево, получился очень плодотворный процесс. Родителям пришлось покроптеть, вспоминая своих бабушек и др. родственников. В результате, дети выполнили интересную работу.

 СЛАЙД (Родовое дерево)

А итогом этой работы  был проведён классный праздник  под названием «Неразлучная семья», на котором мы делали старинную русскую куклу, которая в простонародье называлась неразлучники и всю жизнь хранили в Красном углу, подвесив под иконы. Посмотрели  мультфильм «Сказание о Петре и Февронии Муромских, покровителях семейного счастья и брака на Руси»

СЛАЙД (Поделка куклы)

Раскрыть способности  детей класса помогают праздники, которые проводятся на нашем этаже. Где каждый ребенок может показать себя.  

 Взаимодействие воспитателей, с которыми мне пришлось работать,  Новицкой  Р.И. и Скопинской А.В.  осуществлялось и осуществляется  через организацию выполнения домашнего задания

Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Почти все виды самостоятельных работ связаны с требованием учебных программ и осуществляются под руководством учителя. Немалую роль в выработке этих навыков играет воспитатель. Он организует выполнение домашнего задания и приучает детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к четкому, аккуратному выполнению в систематически установленное время; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.

 Выполнение домашнего задания является органичным продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем на уроке. Поэтому за самоподготовку в равной степени несут ответственность, как воспитатель, так и учитель.

Также моё  взаимодействие с воспитателем  осуществляется  через работу при подготовке и участии во всех школьных, окружных мероприятиях.

СЛАЙД Праздники с участием воспитателей.


Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.  

Категория детей, обучающихся по программе 8 вида,   имеет нарушения  всех высших психических функций. Дети моего класса с удовольствием посещают занятия психолога. На которых психолог  воспитывает  у  детей правильное  отношение и способность к обучению, положительную  реакцию на помощь, интерес к окружающему миру, познавательную активность. Специального внимания заслуживает тренировка у детей с умственной отсталостью тактильной, глубокой чувствительности, слуха, зрения и других чувств, с тем, чтобы развивать более дифференцированное и активное восприятие окружающего мира. Совершенствование грубой и особенно тонкой моторики, пространственной оценки движений не только расширяет  возможности перемещения и знакомства с окружающим миром, участия в подвижных занятиях и играх, но и улучшает формирование речи и  коррекцию мышления.

В этом учебном году учащиеся моего класса активно посещают все процедуры по лечебному массажу, лечебной физкультуре.  В беседе с родителями рассказала о возможности занятий детьми  на тренажерах. И  два  человека: Самсонова К.  и Мальцева С. посещают тренажерный зал.   По отзывам родителей, тренажерный зал в нашей школе лучше, чем в некоторых центрах.

СЛАЙД (Массаж т.д.)

Под влиянием массажа с кожи по нервным путям идут потоки импульсов в

центральную нервную систему, особенно в двигательные зоны КГМ, что

стимулирует их функционирование и созревание.

Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при детском

церебральном параличе затрудняют общение этих детей с окружающими,

отрицательно влияют на все их развитие, способствуют формированию

негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности, поэтому взаимодействие с медицинскими  специалистами  помогает скорректировать эти негативные проявления.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, и   включении родителей ребенка в учебно- воспитательный  процесс средствами, созданными всеми специалистами.

 И очень важный вывод, который можно сделать на основание работ Выгодсткого Л. С. (1956 г.), который очень важен для системы коррекционной работы, заключается в следующем: обучение, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые только созревают, (и это главное) двигают развитие вперёд.

И еще: всегда стараюсь  сформировать мотивацию  ребенка, зная о том, что эффективность участия ребенка в реабилитационном процессе в значительной степени зависит от его мотивации. Как правило, дети с ДЦП пассивны в своих действиях. Для стимуляции двигательной активности и достижения спонтанности в действиях ребенка с нарушениями опорно - двигательного аппарата всегда необходимо знать цель и причину действия для начала его осуществления. Немаловажное значение в формировании мотивации в процессе реабилитационной работы является стремление ребенка к успеху и достижение прогнозируемого результата. Поэтому любой, даже совсем не значительный успех получает положительную оценку специалистов.

И, заканчивая своё выступление, хочется вспомнить слова великого Гиппократа: «Нас трое,- говорил он, когда приходил к больному,- ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся, ты и я, то вместе мы победим болезнь». Мы делаем ставку на сотрудничество: «Мы вместе - ученики, родители, педколлектив, медработники постараемся разрешить все проблемы, потому что речевая реабилитация является средством успешной социальной интеграции детей с ОВЗ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития.

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития....

Система взаимодействия педагогов, специалистов школы и родителей по обучению и воспитанию учащихся с нарушениями ОДА.

Выступление на тему:Система взаимодействия педагогов, специалистов школы и родителей по обучению и воспитанию учащихся с нарушениями ОДА....

Взаимодействие педагога дополнительного образования и родителей в образовательном процессе с детьми ОВЗ с речевыми нарушениями

В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентированно внимание на вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтерес...

Сотрудничество специалистов школы и родителей в интерактивной среде «Говорящие уроки» для объективной оценки сформированности навыка чтения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

В статье представлен опыт сотрудничества специалистов школы с родителями (законными представителями) в процессе мониторинга учебных достижений обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развити...

«Организация успешного сотрудничества специалистов школы и родителей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Из опыта работы»

В статье представлены формы успешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т...

Система взаимодействия педагога с родителями в процессе воспитания

В данной статье вы найдёте формы работы педагога и родителей, а также советы и правила для педагогов для взаимосотрудничества...