Памятка для родителей "Когда нужен логопед"
консультация

Кузнецова Наталья Николаевна

Закономерности развития речи детей

Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до 1 сентября.

 А ведь когда ребенок молчал в 2,5 года — одни говорили: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил». Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.

Признаки благополучного развития ребенка:

Раннее физическое развитие:

Держит голову   - N к 2 месяцам                Переворачивается – N к 4 месяцам                    Сидит – N к 6 месяцам                                              Стоит  - N к 7 – 8 месяцам                                              Ходит – N к 1 году                                                         

Раннее речевое развитие:                                    

Гуление - N в 3 месяца
Лепет -     N в 5 месяцев                                                                                                                  Первые слова – N  к 1 году                                                                                                              Первая фраза – N к 2 годам простая,                             к 3 годам – фразовая речь.                                                     Словарь – 3-4- летнего ребенка составлять должен от 600 до 2000 слов.

 Основания для беспокойства

0 - 6 месяцев

Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; отмечается недостаточная интонационная выразительность крика, отдельные вскрики, всхлипы, произносимые на вдохе, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

 7 - 10 месяцев

Отсутствие лепета, носовой оттенок лепета; невыполнение простых словесных команд, отсутствие простых подражательных игровых действий.

 10 - 12 месяцев

Ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

 1 - 2 года

Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам (такая остановка может быть и при нормальном речевом развитии, но не дольше полугода после появления первых трех-пяти слов). При появлении речевого подражания ребенок воспроизводит часть слова вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова (например: дека - девочка, пику - купи, пэха - хлеб).

 2 -3 года

Ребенок называет предметы только в конкретных ситуациях, как правило, после образца взрослого. Использует в общении только жесты, движения, требовательные возгласы. Ребенок не строит из накопленных слов предложений, пользуется отдельными словами, не появляются глаголы. Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: "Аня хочет нет" -              Я не хочу.                                                             Прибавляет к основе слова гласный звук после согласного, например: мальчик - "матика", кот - "котика", мяч - "мяса". Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением "Я").                                                                 Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с "хлюпаньем", имеют носовой оттенок.

 4 - 7 лет

У ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья...; затрудняется заменить слово синонимом: собака - пес, смотреть - глядеть ...; подобрать к слову антоним: сахар - соль, холодный - горячий, улыбаться - хмуриться... Ребенок не активен в речевом общении. Не может связно рассказать о происходящих событиях.

После 5 лет неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.

Советы логопеда:

1.  Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку:  «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе

3. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

4. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

5.  Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

6. Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним.

 

Ваш ребенок самый замечательный!

      

 

 

 

 

 

При слове "логопед" многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма                                                       "По семейным обстоятельствам".           Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

Что же делать тогда?

  • Не оттягивайте с визитом к логопеду.
  • Пройдите полное обследование у следующих специалистов:                                               невролог, психоневролог, лор-врач, окулист, педиатр.                               
  • Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

 

                

 

 

МБОУ «СОШ с УИОП №2»

 

 

КОГДА НУЖЕН

ЛОГОПЕД ?

 

 

image

 

 

 

 

Кашира 2023 г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_sovety_logopeda.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

 

Памятка для родителей детей в возрасте от 1 года до 3 лет

Признаки благополучного развития ребенка
1. Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
2. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
3. Ребенок активно «гулил».
4. Начало лепетной речи не позже 11 мес.
5. Активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми, вступает с ними в контакт после некоторого привыкания.
6. Охотно повторяет за вами все, что слышит.
7. В возрасте 2 лет имеет словарный запас около 50 слов, строит предложение из двух слов, понимает инструкцию из двух заданий, показывает пять частей тела, лица.
8. Понимает смысл прочитанных коротких рассказов с опорой на картинки и без нее, охотно слушает чтение.
9. Охотно решает свои проблемы с помощью речи.
10. Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития ребенка
1. Развивается с задержкой.
2. Перенес тяжелые заболевания.
3. Есть неврологическое заболевание.
4. Гуление и лепет появились поздно (в норме в 3—6 мес.).
5. Активно использует для общения жесты.
6. Можете сказать о своем ребенке: «Все понимает, но не говорит».
7. Неохотно повторяет за Вами слова и предложения, которые слышит, или вовсе не пытается их повторить.
8. Предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к Вам за помощью («самостоятельный ребенок»).
9. Ребенку безразлично, понимают ли его окружающие. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания: «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
10. Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед - специалист, исправляющий нарушения речи.

 

 

                                             Уважаемые родители!
                   

                     При выполнении домашних заданий следует                

                                    соблюдать ряд условий:

1 Приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

2 Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

3 Домашние задания выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.

4 У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

5 Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

6 Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

7 Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

8 Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха
                                                                                   

       

                                     Уважаемые родители!
                   

                     При выполнении домашних заданий следует                

                                    соблюдать ряд условий:

1 Приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

2 Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

3 Домашние задания выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.

4 У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

5 Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

6 Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

7 Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

8 Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха

Закономерности развития речи детей

Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до 1 сентября.

 А ведь когда ребенок молчал в 2,5 года — одни говорили: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил». Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.

Признаки благополучного развития ребенка:

Раннее физическое развитие:

Держит голову   - N к 2 месяцам                Переворачивается – N к 4 месяцам                    Сидит – N к 6 месяцам                                              Стоит  - N к 7 – 8 месяцам                                              Ходит – N к 1 году                                                         

Раннее речевое развитие:                                    

Гуление - N в 3 месяца
Лепет -     N в 5 месяцев                                                                                                                  Первые слова – N  к 1 году                                                                                                              Первая фраза – N к 2 годам простая,                             к 3 годам – фразовая речь.                                                     Словарь – 3-4- летнего ребенка составлять должен от 600 до 2000 слов.

 Основания для беспокойства

0 - 6 месяцев

Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; отмечается недостаточная интонационная выразительность крика, отдельные вскрики, всхлипы, произносимые на вдохе, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

 7 - 10 месяцев

Отсутствие лепета, носовой оттенок лепета; невыполнение простых словесных команд, отсутствие простых подражательных игровых действий.

 10 - 12 месяцев

Ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

 1 - 2 года

Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам (такая остановка может быть и при нормальном речевом развитии, но не дольше полугода после появления первых трех-пяти слов). При появлении речевого подражания ребенок воспроизводит часть слова вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова (например: дека - девочка, пику - купи, пэха - хлеб).

 2 -3 года

Ребенок называет предметы только в конкретных ситуациях, как правило, после образца взрослого. Использует в общении только жесты, движения, требовательные возгласы. Ребенок не строит из накопленных слов предложений, пользуется отдельными словами, не появляются глаголы. Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: "Аня хочет нет" -              Я не хочу.                                                             Прибавляет к основе слова гласный звук после согласного, например: мальчик - "матика", кот - "котика", мяч - "мяса". Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением "Я").                                                                 Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с "хлюпаньем", имеют носовой оттенок.

 4 - 7 лет

У ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья...; затрудняется заменить слово синонимом: собака - пес, смотреть - глядеть ...; подобрать к слову антоним: сахар - соль, холодный - горячий, улыбаться - хмуриться... Ребенок не активен в речевом общении. Не может связно рассказать о происходящих событиях.

После 5 лет неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.

Советы логопеда:

1.  Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку:  «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе 

3. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

4. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

5.  Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

6. Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним.

Ваш ребенок самый замечательный!

       

При слове "логопед" многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма                                                       "По семейным обстоятельствам".           Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

Что же делать тогда?

  • Не оттягивайте с визитом к логопеду.
  • Пройдите полное обследование у следующих специалистов:                                               невролог, психоневролог, лор-врач, окулист, педиатр.                              
  • Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

                 

МБОУ «СОШ с УИОП №2»

КОГДА НУЖЕН

ЛОГОПЕД ?

Кашира 2023 г.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Когда нужен логопед детям до 3 лет?"

Консультация для родителей...

Буклет: "Зачем нужен логопед?"

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это ...

Зачем нужен логопед?

О роли логопеда в развитии речи ребенка...

Консультация для родителей "Когда нужен логопед?"

В представленном материале даны нормы речевого развития детей по возрастам, учитывая которые, родители смогут сделать вывод об уровне речевого развития ребенка и необходимости обращения к логопеду....

Консультация для родителей "Кому нужен логопед"

     Консультация для родителей            «Кому нужен логопед» Каждый ребенок должен побывать на приеме у...

Консультация для родителей "Когда нужен логопед?"

Консультация для родителей "Когда нужен логопед?"...