Консультация для родителей «Речевой этикет»
материал

Шарова Наталия Викторовна

Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_rech.etiket.docx57.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия г. Троицка»

Консультация для родителей
«Речевой этикет»

Подготовила учитель – логопед

Шарова Н.В.

г. Москва г. Троицк

2020 год


Консультация для родителей

«Речевой  этикет»

Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет.

Что же такое этикет?

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах). Такое определение дает «Словарь по этике».

Вежливость – способ применения этикета.

В нашем детском саду педагоги обращают особое внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. В интернете на различных форумах родители не раз обращали внимание на поведение педагога, но как правило меньше всего они замечают себя в той или иной ситуации. Нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребенку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие «словечки», «фразочки» их – к большому удивлению детей – наказывают.

В нашем детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом с утра до вечера. Во время общения и происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам.

«Дети - увеличительные стекла зла», - как-то заметил Л.Н.Толстой. Неправильно, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, так как последнее для детей привычнее, это норма.

Дети часто не слышат, что говорит взрослый, но подмечают как взрослый говорит, как общается с родителями, как относится к другим детям, коллегам и др. Нередко мы требуем вежливости к себе, особого внимания к своим словам, но не умеем слушать, благодарить ребенка или извиниться перед ним.

Придя домой, ребенок рассказывает о проведенном дне, невольно начинает сравнивать действия родителя и педагога в той или иной ситуации.

У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонация, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами.

Самых распространенные «волшебные слова»:

- «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь?».

- «Приятного аппетита», «Благодарю» «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».

- «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».

- «Как спалось?», «Как твое здоровье?».

-«Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».

Заниматься воспитанием вежливости можно во время режимных моментов, прогулок, одним словом, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдается таким методам, как прямое объяснение этикетных норм, убеждение, разъяснение (разговоры, беседы). Нельзя забывать об игре, «игра как способ практического осмысления» этикетных норм и применения знаков речевого этикета. Велика также роль художественной литературы, которая дает образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В данной консультации для внимания родителей истолковывается понятие "Речевая готовность детей к школе" и анализируются ее основные компоненты....

Консультация для родителей "Речевая готовность к школьному обучению"

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.Наша речь – процесс общения,...

Консультация для родителей "Речевое дыхание"

Консультация для родителей "Речевое дыхание"...

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе"

В данной разработке представлена информация для родителей старших дошкольников о том, какие специальные речевые умения должны быть сформированы у ребёнка к моменту его поступления в школу....

Консультация для педагогов "Речевой этикет"

Суть понятия "речевой этикет"...