Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"
консультация на тему

Морозова Людмила Геннадьевна

В данной консультации для внимания родителей истолковывается понятие "Речевая готовность детей к школе" и анализируются ее основные компоненты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 181 «Крепыш» комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики

Консультация для родителей на тему:

«Речевая готовность

детей к школе»

 Составитель:

Учитель – дефектолог

Морозова Л.Г.

2012 г.


 Будущим первоклассникам и их родителям.

Для успешного обучения в школе ребёнок, поступающий в первый класс, должен не только уметь считать и писать, ему необходимо иметь достаточный уровень развития устной формы речи во всех ее проявлениях:

- иметь достаточный словарный запас;

- владеть навыками словообразования;

- уметь правильно использовать предлоги;

- уметь правильно согласовывать слова в предложении;

- составлять предложения с заданным словом по картинке,  заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать деформированное предложение;

- составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картинок, о событии из собственного опыта;

- уметь пересказать сказку или рассказ;

- иметь навыки ведения диалога.

         Своевременная сформированность данных навыков  имеет огромное значение в успешном обучении ребенка в школе. Если у ребёнка возникают трудности в рассказывании и пересказывании, он допускает ошибки в грамматическом оформлении фразы, согласовании слов, выборе предлога (возможен пропуск предлогов), то велика вероятность возникновения подобных проблем в школьном обучении, ребёнок может допускать ошибки в письменных работах, его изложения и сочинения будут отличаться бедностью,  что окажется следствием общей неуспеваемости по русскому языку.

         Таким  образом, первостепенная задача родителей  совместно с педагогами детского сада – предупредить школьную неуспеваемость, устранив имеющиеся несовершенства устной речи еще в период дошкольного возраста.  

         Необходимые умения и навыки формируются не только в ходе специально организованных занятий, но и в результате повседневного общения со взрослыми, прослушанных и просмотренных телепередач, выбранных взрослым для чтения произведений.

         Предлагаем вашему вниманию некоторые обучающие игры и упражнения, с помощью которых вы можете закрепить навыки ребенка, приобретенные в детском саду и лучше подготовить его  к успешному обучению в первом классе.

Расширение словарного запаса:

1.     Подбор глаголов и прилагательных к существительным:

     - Что делает кошка? Кошка бегает, прыгает, мяукает, ловит, ласкает и т.д.

     - Мяч какой? Резиновый, цветной, красивый, большой.

2. Подбор предмета к действию.

   - Кто умеет летать? Птицы, бабочки, мухи и т.д.

3. Обобщение: посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки,     мебель, животные, птицы, транспорт, профессии и т.д.

4. Подбор антонимов (весёлый – грустный, узкий - широкий).

5.Формирование навыков родовой принадлежности:

   - О каких предметах можно сказать «мой»? (мяч, лист, кубик); «моя»? (кукла, машина, майка).

- О каких предметах можно сказать «он»?(стол, шкаф); «она»? (лампа, книга);  «оно»?(окно, ведро).

6. Согласование прилагательных с существительными:

- О чём можно сказать  «зелёный»? (пенал, ботинок); «зелёная»? (лента, тетрадь).

7. Образование формы родительного падежа:

- Скажи чего нет?

- Деревья – нет деревьев, окна – нет окон.

8. Согласование числительных с  существительными:

- Посчитайте мышек: одна мышка, две мышки, три мышки  и т.д.

Формирование навыков словообразования.

1.     Образование названия детёнышей животных и птиц:

- «Кто у кого?» козлёнок у козы, котёнок у кошки, воронёнок у вороны.

     2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных:

- «Назови ласково»: дом-домик, лист – листик, зелёный – зелёненький.

3. Образование качественных и относительных прилагательных от существительных:

- дом из кирпича – кирпичный, лист берёзы – берёзовый, воротник из меха – меховой.

4. Образование притяжательных прилагательных:

- хвост лисы (чей?) – лисий, берлога медведя (чья?) – медвежья, сумка мамы (чья?) – мамина.

5. Образование названия предметов,  служащих для названия чего-либо:

- игла – игольница, сахар – сахарница, конфеты – конфетница.

6. Образование названия профессий:

- камень – каменщик, музыка - музыкант, писать – писатель.

Развитие понимания пространственного значения предлогов.

         Поиграйте с ребёнком в такую игру. Возьмите любую игрушку, например обезьянку. Попросите рассказать, какая она? Обезьянка весёлая, озорная, ласковая, красивая, коричневая и т.д. (ребёнок тренируется в подборе прилагательных к  существительным, согласуя их в роде). Что умеет делать обезьянка? Обезьянка бегает, прыгает, играет, ест, лазает  и т.д.

 Составление предложений.

Цель этих упражнений – научить ребёнка грамматически правильно формировать предложение.

1.     Дайте ребёнку задание-  придумать предложение с каким либо словом. Например, «кошка». Если в предложении возникают ошибки, необходимо помочь ребёнку исправить их.

2.      Рассмотрите вместе с ребёнком картинку. Составьте все возможные предложения.

3.     Одно из самых сложных заданий – это восстановление деформированных фраз. Предложите ребёнку составить предложение из беспорядочно расставленных слов, употреблённых в начальной форме.

- «Слова рассыпались, сделай так, чтобы они подружились: заяц, под, жить, куст» (заяц живёт под кустом).

Составление рассказа по картинке.

Чтобы научить составлению рассказов по картинке, попросите ребёнка внимательно её рассмотреть, а затем ответить на вопросы, например, кто или что нарисовано, кто что делает, каков результат действий. Затем ребёнок должен самостоятельно составить небольшой рассказ.

Предлагая ребёнку серию сюжетных картинок, обратите внимание на то, как он рассматривает их, на что обращает внимание. Следите за тем, допускает ли он ошибки при составлении рассказа, умеет ли увидеть их и исправить. Первоклассник должен уметь определять последовательность событий: начало, середина и конец, устанавливать причинно-следственную связь. Ещё раз рассмотрите каждую картинку и составьте рассказ.

Обучение пересказу.

Прочитав текст, задайте ребёнку вопросы по его содержанию.

- Как называется сказка или рассказ?

- Какие имена у главных героев?

- Чем начинается произведение?

- Чем оно заканчивается? и т.д.

Прочитав ещё раз, попросите ребёнка рассказать о том, что он запомнил, обращая внимание, на соблюдение логической последовательности.
     

 Соблюдая эти рекомендации, вы родители, закрепите знания, приобретенные в детском саду,  и можете оказать своевременную помощь своему ребёнку, тем самым, создав условия для его успешного обучения в школе.

Желаем вам успехов и хорошей учебы в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по результатам диагностики «Готовность детей к школе» (по речевым картам)

В справке сделан подробный анализ речевой готовности  к школе детей выпускных групп....

Презентация для родительского собрания:"Психологическая готовность детей к школе".

Презентация наглядно и кратко отображает составляющие компоненты психологической готовности к обучению в 1 классе и признаки дезадаптации у уч-ся 1-го класса....

Консультация для родителей "Готовность ребёнка к школе"

В данном материале представлена консультация  для родителей "Готовность ребёнка к школе"...

Родительское собрание " Готовность детей к школе"

Материал знакомит родителей с основными критериями речевой готовности к школе....

Физическая готовность детей к школе!

Физическая готовность ребёнка к школе            Когда наши дети идут в школу, все мы хотим, чтобы они хорошо учились. Важным фактором успешного ...

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"

C ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей.Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепен...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе".

Вот и пролетела половина учебного года. Уже скоро начнется тревожная и суетливая пора поступления в школу. Вы, уважаемые родители, уже во многом определились и вместе с ребенком ожидаете первых собесе...