Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"
консультация

Лаптева Инна Алексеевна

C ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей.

Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепенно усваивает все эти правила самостоятельно. Помощь взрослого заключается преимущественно в том, чтобы давать ему образец той правильной речи, из которой ребенок сможет «добывать» необходимую для него языковую информацию. Однако не все дети могут самостоятельно справиться с этой работой. Здесь требуется помощь педагогов или родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_detey_k_shkole.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Речевая подготовка детей к школе»

C ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей.

Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепенно усваивает все эти правила самостоятельно. Помощь взрослого заключается преимущественно в том, чтобы давать ему образец той правильной речи, из которой ребенок сможет «добывать» необходимую для него языковую информацию. Однако не все дети могут самостоятельно справиться с этой работой. Здесь требуется помощь педагогов или родителей.

 Она заключается в том, чтобы привлечь внимание ребенка к тем скрытым процессам, которые протекают в языке и находят свое выражение в речи, на практическом уровне показать ему действие этих правил.

Родителям, заинтересованным в том, чтобы их ребенок смог полноценно овладеть речью, интуиция подсказывает, что начинать нужно прежде всего с пополнения и расширения его словарного запаса. И это действительно так. Беседуя с малышом, посещая вместе с ним музеи, театры, рассматривая и читая книги, родители не только расширяют его представления об окружающем мире, но и вводят в словарь ребенка много новых слов. Однако полноценно усвоить значение слова в отрыве от других, без установления между ними смысловых связей, невозможно. Мало ввести в лексикон малыша нужное слово, необходимо помочь ему найти место этого слова в формирующейся системе, научить применять и комбинировать слова в соответствии с существующими правилами, показать, как в реальной речевой ситуации действуют эти правила и какие ограничения накладываются на них в родном языке.

 В связи с этим у родителей закономерно возникает вопрос: на какие явления языка нужно обратить внимание ребенка, каков объем и содержание лингвистического материала, подлежащего усвоению детьми этого возраста, какие задания, упражнения, игры помогут сформировать в языковом сознании малыша системные представления о лексике родного языка? Организуя совместные занятия со своим ребенком, достаточно часто родители сталкиваются и с такой проблемой: в какой последовательности можно предлагать те или иные задания и почему? Далеко не все употребляемые ребенком слова понимаются им правильно.  Наибольшую трудность у всех детей вызывает усвоение значений омонимов, паронимов, многозначных слов, фразеологических оборотов. Известно, что эти явления в языке становятся серьезным препятствием при его освоении. Действительно, когда неясно, в каком значении употреблено слово,  или   в   речи присутствуют   слова, имеющие  различный смысл, но трудно различимые на слух, общение сильно осложняется.

Таким образом, при работе над лексикой ребенка дошкольного возраста задача чутких педагогов и родителей состоит в том, чтобы активизировать природную языковую способность ребенка, развить внимание к слову, показав его в совокупности разнообразных связанных друг с другом значений.

Речевая готовность ребенка к школе

 

Приходя в первый класс, у ребёнка должен быть 

соответствующий уровень речевого развития.

На что необходимо обратить внимание:

●речевая коммуникация;

●связная речь;

●словарь;

●грамматика;

●звуковая сторона речи;

●готовность к звукобуквенному анализу и синтезу 

звукового состава речи.

Речевая коммуникация: к 7 годам ребёнок должен быть 

достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать 

речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в 

контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно 

выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Связная речь: к 7 годам ребёнок должен уметь 

пересказывать небольшие по объёму незнакомые 

рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание 

на понимание ребёнком текста (он должен правильно 

формулировать основную мысль), на структурирование 

текста (он должен уметь последовательно и точно строить 

пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на 

грамматику (он должен правильно строить предложения, 

уметь использовать сложные предложения), на плавность 

речи ( отсутствие подсказок по ходу пересказа).

Словарь: к 7 годам у ребёнка должен быть достаточно 

большой словарный запас. В своей речи он должен 

активно использовать антонимы (грустный - весёлый, 

молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, 

разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, 

собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), 

слова – действия, слова – признаки. 

Грамматика: к  7 годам ребёнок должен уметь понимать 

различные грамматические конструкции. Например, Папа 

прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал 

вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) 

и т. д. А также правильно образовывать слова и 

предложения. Например, варенье из сливы – сливовое, 

шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – 

львята и т. д. 

Звуковая сторона речи: ребенок должен владеть 

правильным, четким произношением звуков всех 

фонетических групп, должен отчётливо произносить звуки 

в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их 

пропускать, искажать, заменять другими. Фонемы родного 

языка ребенок должен уметь слышать, различать и 

дифференцировать.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового 

состава речи: 

-умение выделять начальный гласный звук из состава 

слова;

-анализ гласных из трех звуков типа ауи; 

-анализ обратного слога гласный — согласный типа aп; 

-слышать и выделять первый и последний согласный звук 

в слове и т.д. 

Дети должны знать и правильно употреблять термины 

«звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, 

согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются 

умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, 

навыки послогового чтения. 

Общие рекомендации при проведении занятий родителей с детьми:

  Не проводите работу с ребенком сразу по всем заданиям. 6-7 лет работоспособность, в том числе и умственная, еще невелика. Они быстро утомляются, поэтому задания могут быть выполнены неверно.

  Используйте время, когда и вы, и ребенок в хорошем настроении. Очень важен ваш положительно-эмоциональный настрой

  У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют, знает он это или не знает. Хорошо если занятия будут проводиться в игровой форме.

   Не говорите ребенку, что он ответил или нарисовал неправильно, после такой оценки желание заниматься дальше может пропасть. Если это возможно, похвалите ребенка и вселите в него уверенность в собственные силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по результатам диагностики «Готовность детей к школе» (по речевым картам)

В справке сделан подробный анализ речевой готовности  к школе детей выпускных групп....

Презентация для родительского собрания:"Психологическая готовность детей к школе".

Презентация наглядно и кратко отображает составляющие компоненты психологической готовности к обучению в 1 классе и признаки дезадаптации у уч-ся 1-го класса....

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В данной консультации для внимания родителей истолковывается понятие "Речевая готовность детей к школе" и анализируются ее основные компоненты....

Консультация для родителей "Готовность ребёнка к школе"

В данном материале представлена консультация  для родителей "Готовность ребёнка к школе"...

Родительское собрание " Готовность детей к школе"

Материал знакомит родителей с основными критериями речевой готовности к школе....

Физическая готовность детей к школе!

Физическая готовность ребёнка к школе            Когда наши дети идут в школу, все мы хотим, чтобы они хорошо учились. Важным фактором успешного ...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе".

Вот и пролетела половина учебного года. Уже скоро начнется тревожная и суетливая пора поступления в школу. Вы, уважаемые родители, уже во многом определились и вместе с ребенком ожидаете первых собесе...