Справка по результатам диагностики «Готовность детей к школе» (по речевым картам)
методическая разработка на тему

Железнова Светлана Серафимовна

В справке сделан подробный анализ речевой готовности  к школе детей выпускных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_rechevoe_razvitie.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Справка

по результатам диагностики «Готовность детей к школе»

(по речевым картам)

Цель: выявить уровень речевой готовности детей к обучению в школе.

Сроки проведения: с 26.04.14 по 14.05.14г.

Экспертная группа: учителя-логопеды – Железнова С.С., Конычева А.А.,  Сайфуллина Р. С., Федяшкина М.М.

Объект анализа: дети седьмого года жизни (всего - 62 человека)

Группа № 1 – 21 ребенок,

группа № 8 – 14 детей,

группа № 9 – 15 детей,

группа № 12 – 12 детей,

Инструментарий: разработанный и апробированный инструментарий к речевой карте для детей с тяжелыми нарушениями речи по обследованию устной речи воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста, основанный на методических рекомендациях и картинном материале О.Б Иншаковой, Н.В. Нищевой по разделам:

  • лексико-грамматический строй;
  • фонематический слух;
  • звуко-буквенный анализ;
  • связная речь: серия картин (5 картин);
  • звукопроизношение;
  • слоговая структура слова.

Результаты анализа:

В группах коррекционной направленности для детей 7–го жизни обследование речевого развития на конец учебного года проводилось по речевым картам. Особое внимание уделялось следующим разделам:

- звукопроизношение и слоговая структура слова;

- лексико-грамматический строй;

- фонематический слух и  звукобуквенный анализ;

- связная речь.

Обследовано 62 ребенка.

Диагностика речевого развития показала:

- звукопроизношение и слоговая структура полностью сформированы у 13 ребенка (20%); у 37 детей (60%) звуки поставлены и находятся в стадии автоматизации (1-2 группы звуков), из них - у 25 детей отмечаются негрубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости сложного слова; у 12 детей (19%) не сформировано звукопроизношение нескольких фонетических групп (щипящие и соноры) и выражено нарушена слоговая структура  сложного слова – 7 детей;

- лексико-грамматический строй сформирован на достаточном уровне у 48 детей (77%). Дети всех групп (№1, 8, 9, 12)  хорошо овладели навыками:

  • классификации и обобщения внутри логических групп;
  • подбора антонимов;
  • употребления предложно-падежных конструкций;
  • согласования количественных числительных с существительными;
  • словообразования (приставочные глаголы и относительные прилагательные).

Но наряду с этим наблюдаются затруднения:

  • в названии частей предметов, особенно петля, манжета, рама, подоконник, кузов, кабина;
  • в образовании глаголов от звукоподражаний («Кто как голос подает?») – лошадь – ржет, курица – квохчет, кудахчет, гусь – гогочет)
  • в подборе антонимов: широкий – узкий, толстый - тонкий;
  • в употреблении предложно-падежных конструкций, особенно сложных предлогов (с (со), из-за, из-под, между, через);
  • в употреблении притяжательных прилагательных (лисий, медвежий, волчий);

- фонематический слух сформирован на достоточном уровне у 54 детей (87%), на низком у 8 детей (13%).

- навыки звуко-слогового анализа хорошо сформированы у 59 детей (95%), - связная речь сформирована на достаточном уровне у 54 детей (87%). Дети верно устанавливают причинно-следственные связи и раскладывают картины в правильном порядке. Их рассказы логичны, состоят из 6-8 достаточно распространенных предложений, без выраженных аграмматизмов.

17 детям (27%) при составлении рассказов требовалась стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. Дети допускают ошибки при восстановлении нарушенного порядка в серии картин. Их рассказы малы по объему, бедны по содержанию (отмечается перечисление действий, представленных на картинках) и скудны по использованию выразительных средств языка, (недостаточное употребление слов - признаков), отмечаются аграмматизмы.

        

В итоге дети показали следующие результаты  речевой готовности к школе:

группа

высокий

средний

низкий

№ 1

6

29%

14

66%

1

5%

№ 8

1

8%

12

96%

№ 9

5

34%

6

40%

4

26%

№12

4

33%

6

50%

2

16%

В итоге, по  результатам  речевой готовности к школе детей выпускных групп на высоком уровне – 27%  (16 человек),

на среднем уровне –  62 %  (38 человек),

на низком уровне –  11%  (7 человек).

Из всего количества детей (62 чел.): 7 детей остаются в ДОУ для продолжения обучения по рекомендации ТПМПК. Выпускаются в школу:

  • с чистой речью – 14 человек;
  • со значительным улучшением – 46 человек;
  • без значительного улучшения – 2 человека

Причинами  недостаточного уровня овладения разными сторонами речи, на наш взгляд, являются следующие:

  • сочетанность моторной, сенсомоторной алалии с выраженной дизартрией и задержкой психического развития (1 группа – 7 человек; 8 группа -  2 человека;  9 группа -  7 человек; 12 группа – 4 человека.);
  • позднее начало коррекционной работы (дети, прошедшие 2 года обучения (2 группы), дети прошедшие обучение в течение 1 учебного года – 5 человек);
  • частые пропуски по болезни, в связи с реабилитацией, и без уважительных причин (1 группа – 2 человека, 8 группа – 2 человека, 9 группа – 3 человека, 12 группа – 3 человека);
  • отсутствие в течение всего учебного года – 1 (воспитанник 12 группы).

Выводы: признать результаты коррекционной логопедической работы удовлетворительными.

Рекомендации:

всем логопедам и воспитателям продолжать работу соответственно перспективным планам и индивидуальным маршрутам речевого развития, обращая особое внимание на:

  • коррекцию звукопроизношения и слоговой структуры слова;
  • использование выразительных средств языка (наречия, прилагательные, синонимы);
  • правильность употребления предложно-падежных конструкций и притяжательных прилагательных;
  • на правильность согласования слов в предложении;
  • развитие связной речи (серия сюжетных картин, составление творческих рассказов и рассказов из личного опыта);
  • систематически использовать игры на развитие фонематического слуха и автоматизацию поставленных звуков на индивидуальных занятиях, во всех видах деятельности.

Справку подготовили:                       

13. 05.1014                                                Железнова С.С.

                                                                Конычева А.А.

                                                                Сайфуллина Р.С.

                                                                Федяшкина М.М.