ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
статья по психологии по теме

Торкаленко Татьяна Ивановна

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования — на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школь­ника умения учиться и достижение при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных

особенностей каждого ученика. Это особенно важно на пер­вом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.

Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанны­ми компонентами: физическая готовность, т.е. состояние здо­ровья и физическое развитие ребёнка; интеллектуальная и личностная готовность.

Физическая готовность ребёнка к школе определяется ме­диками и заносится в медицинскую карту. Личностная готов­ность характеризует ориентировку ребёнка в окружающем мире, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребёнка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрос­лыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внима­ние, наблюдательность, память, воображение), умственное и ре­чевое развитие. Интеллектуальная и личностная готовность к школьному обучению могут быть определены специалис­том — психологом, если он есть в школе. Но отсутствие ква­лифицированного психолога никак не снимает острой потреб­ности учителя иметь информацию об этих важнейших сторо­нах готовности ребёнка к школьному обучению. В то же время учитель, как правило, не имеет достаточной психологической подготовки и не может проводить психологическую диагнос­тику, делать выводы о состоянии психической личностной и интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обуче­нию. Но учитель может и должен проводить педагогическую диагностику, которая не сводится к проверке у детей при при­ёме в школу умения читать, писать и считать, т.е. к проверке тех предметных знаний, умений и навыков, которые являются содержанием обучения в 1 классе. Наиболее существенным для педагогической диагностики является определение сфор­мированности предпосылок к овладению грамотой и матема­тикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвое­ния этих предметов. Причем такую диагностику должен осу­ществлять именно учитель и  использовать данные, полученные в процессе её проведения, для осуществления ин­дивидуально-дифференцированного подхода к детям при обу­чении в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

1. Сущность и задачи педагогической диагностики

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования — на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школь ника умения учиться и достижение при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных

особенностей каждого ученика. Это особенно важно на пер вом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.

Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанны ми компонентами: физическая готовность, т.е. состояние здо ровья и физическое развитие ребёнка; интеллектуальная и личностная готовность.

Физическая готовность ребёнка к школе определяется ме диками и заносится в медицинскую карту. Личностная готов ность характеризует ориентировку ребёнка в окружающем мире, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребёнка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрос лыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внима ние, наблюдательность, память, воображение), умственное и ре чевое развитие. Интеллектуальная и личностная готовность к школьному обучению могут быть определены специалис том — психологом, если он есть в школе. Но отсутствие ква лифицированного психолога никак не снимает острой потреб ности учителя иметь информацию об этих важнейших сторо нах готовности ребёнка к школьному обучению. В то же время учитель, как правило, не имеет достаточной психологической подготовки и не может проводить психологическую диагнос тику, делать выводы о состоянии психической личностной и интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обуче нию. Но учитель может и должен проводить педагогическую диагностику, которая не сводится к проверке у детей при при ёме в школу умения читать, писать и считать, т.е. к проверке тех предметных знаний, умений и навыков, которые являются содержанием обучения в 1 классе. Наиболее существенным для педагогической диагностики является определение сфор мированности предпосылок к овладению грамотой и матема тикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвое ния этих предметов. Причем такую диагностику должен осу ществлять именно учитель и  использовать данные, полученные в процессе её проведения, для осуществления ин дивидуально-дифференцированного подхода к детям при обу чении в 1 классе.

Каковы же предпосылки успешного овладения языко вой и математической грамотностью? Это достаточная степень развития ряда неречевых функций (состояние про странственного восприятия, в том числе, осознание схемы собственного тела, состояние зрительного восприятия, состоя ние моторики и зрительно-моторных координации); соответ ствующий возрасту уровень развития устной речи (состояние слухо-речевой памяти, состояние словарного запаса и грамма тического строя речи, состояние связной речи); соответствую щий возрастной норме уровень общего развития (обучаемость ребёнка, произвольность психических процессов, достаточно развитое наглядно-образное мышление, основы логического мышления). Кроме того существует ещё и некоторый мини мум специфических элементов готовности к школьному обу чению, касающихся только обучения языку или математике. К их числу следует отнести: наличие интуитивных дочисловых, представлений, овладение представлениями, лежащими в ос нове счёта и самим счётом, хотя бы в пределах 6, представле ния об операциях сложения и вычитания, умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематическо го слуха и восприятия, сформированность предпосылок к ус пешному овладению звуковым анализом и синтезом.

Большое число общих компонентов, определяющих готов ность ребёнка к обучению чтению, письму и математике, по зволяет осуществить комплексный подход к проведению педа гогической диагностики и тем самым затратить минимальное время на получение необходимой учителю информации.

Задания педагогической диагностики должны максималь но учитывать особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предмет ных знаний, которые входят в программу первого класса.

Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит не только задача выявить у ребёнка какое-либо наруше ние, но, главное, проанализировать характер этого нарушения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения. Поэтому после проведения фронтальной педагогической диагностики необходимо провес ти дополнительную индивидуальную беседу с теми детьми, которые допустили существенные ошибки. В ходе этой инди видуальной диагностики ребёнок выполняет задания с помо щью учителя. Но это особый вид помощи, когда учитель вы ясняет, что именно ребёнок не может сделать самостоятельно, но выполняет с его помощью. Такая форма заданий даёт воз можность выяснить не только тот уровень, на котором нахо дится ребёнок в данный момент, но и, как говорил выдающийся психолог Л. С. Выготский, «зону его ближайшего развития», т.е. то, что ребёнок может сделать с помощью взрослого, и определить педагогические средства, которые следует приме нить, чтобы поднять данного ребёнка на более высокий уро вень. Это позволяет сделать заключение о таком важнейшем компоненте готовности к школе как обучаемость, т.е. способ ность к усвоению знаний"в сотрудничестве с учителем, вос приимчивость к помощи взрослого, быстроту освоения новых способов действий.

Обязательным условием успешного проведения педаго гической диагностики является переход учителя с пози ции обучающего на позицию человека, проводящего диагно стику. Если в процессе повседневной педагогической, рабо ты основная цель — научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное — получить досто верные данные о состоянии готовности ребёнка к школе. По этому даже при оказании помощи ребёнку основной целью учителя должно стать не обучение определённому действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребёнку в процессе выполнения работы.

2. Особенности проведения педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика включает в себя два взаимо связанных этапа. Первый этап — групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им рабочих листах. Второй этап — индивидуальное обследование, в про цессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребёнка и фиксирует его устные ответы.

Ценность группового (фронтального) обследования состо ит не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке — в новом детском коллек тиве, в отсутствии родителей. В то же время, нельзя ограничи ваться только групповой работой, т.к. целый ряд параметров, особенно касающихся речевого развития и определения уровня обучаемости детей, невозможно выявить в процессе фрон тального обследования. Важно учесть и то, что данные группо вого обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребёнок может растеряться в но вой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребёнку в индивиду альной беседе ряд дополнительных вопросов.

Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового, чтобы учитель имел возможность про анализировать результаты группового обследования и позна комиться с медицинской картой ребёнка. Результаты выпол нения групповой и индивидуальной диагностики вносятся в бланк обследования (см. ниже).

При проведении групповой педагогической диагностики необходимо придерживаться следующих правил:

1. Если учитель работает один, без ассистента, то число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.

2. На каждой парте сидит один ребёнок, для которого дол жны быть заранее подготовлены рабочие листы и набор ка рандашей: красный, синий, зелёный, жёлтый и простой.

3. Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет проводиться таким образом, необходимо предуп редить родителей заранее.

4. Рассаживая детей по местам, необходимо обратить осо бое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.

5. Работа начинается с краткого объяснения: «Дети, приго товьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по поряд ку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже начала читать следующее, то нужно оставить это задание и сразу перейти к работе над новым. Будьте внимательны. Слу шайте первое задание».

6. Каждое задание даётся в точном соответствии с инст рукцией, никаких слов «от себя» добавлять не нужно.

7. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спо койном темпе. Можно повторить текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняясь от текста.

8. Переходить к чтению следующего задания следует толь ко тогда, когда большинство детей (более 75 %) закончили выполнение предыдущего.

9. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трёх минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: «Слу шайте следующее задание».

10. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).

11. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30—35 минут (с учётом 3—5 минутной паузы).

12. Во время работы важно поддерживать доброжелатель ную атмосферу, не высказывать своего недовольства непра вильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выно сить оценочных суждений, почаще говорить слова: «Очень хо рошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас всё замечательно получается!».

Второй этап педагогической диагностики (индивидуальное обследование) включает в себя обязательную для всех детей часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили' ошибки в ходе группового обследования.

При проведении индивидуального обследования важно вы полнить следующие условия:

1. После проведения 1 этапа педагогической диагностики проанализировать рабочие листы всех детей и определить ве роятностную причину каждой ошибки.

2. Собеседование можно проводить как в присутствии ро дителей, так и без них. Следует спросить самого ребёнка, как ему будет спокойнее и лучше — если родители подождут за дверью, или пройдут в кабинет вместе с ним. Если родите ли присутствуют при собеседовании, стоит предупредить их о том, чтобы они не вмешивались в беседу, не подсказывали, не комментировали ответы своего ребёнка, не делали ему замеча ний.

3. Приглашая ребёнка в класс, учитель должен назвать его по имени, дать возможность освоиться в новой обстановке.

4. Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы ребёнка не могли слышать дру гие дети.

5. Данные индивидуальной педагогической диагностики — результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребёнку помощи — необходимо сразу же заносить в протокол обсле дования.

6. Общая продолжительность индивидуального обследова ния не должна превышать 20—25 минут.

В ходе обследования, после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предло женной системой оценок, записываются замечания об особен ностях выполнения заданий, о поведении и стиле работы каж дого ребёнка: насколько он самостоятелен, активен, инициати вен и т.п. Для получения достаточно достоверного результата на проверку отдельных компонентов готовности (зрительно-моторные координации, фонематический слух и т.д.) даётся несколько заданий. Каждое задание оценивается отдельно, а затем выводится средний балл.

Оценивание выполнения заданий построено с таким рас чётом, чтобы обеспечить единство количественных и каче ственных показателей.

Три балла выставляется при высоком уровне развития дан ного параметра, такая оценка по большинству параметров сви детельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Это значит, что при обучении в 1 классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного раз вития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий, выбрать углублённую программу обучения1.

Два балла свидетельствует о среднем уровне развития па раметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребёнка к обучению. Дети, получившие такие оценки, в 1 классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно, либо с незначитель ной помощью учителя!

Один балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе2

Данные педагогической диагностики не могут, конечно, ле жать в основе далекоидущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребёнка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребёнка. Вместе с тем, педагогическая диагностика имеет прогностическое значе ние, т.к. позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребёнка, и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликви дации пробелов в его развитии.

3. Диагностические методики, определяющие готовность детей к школьному обучению.

1 этап — фронтальное обследование

Задание 1.

Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычер чивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твёрдости руки ребёнка, умении рисовать прямоли нейные отрезки и углы, не округляя их.

Материал для выполнения задания1: лист, на котором на рисована фигура----

Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Вы видите фигуру. Рассмотрите её на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру.

Оценка выполнения задания.

3 балла — изображена подобная или равная фигура, про порции между элементами фигуры в основном сохранены.

2 балла — изображена подобная или равная фигура, про порции слегка изменены, при этом не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ста вится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропор ции между элементами фигуры существенно изменены, одна ко все углы прямые и параллельность соблюдена.

1 балл — существенно изменены пропорции между эле ментами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

0 баллов — не схвачена общая форма фигуры, но изобра жена какая-либо замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена нетвёрдой рукой, ставит ся значок «—»   в дополнение к баллу.

Задание 2.

Цель: Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверк, вниз), умения пересчитывать клеточки.

88

Материал для выполнения задания: лист бумаги в клеточ ку, примерно в середине листа одна клетка закрашена чёрным цветом.

Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в чёрный цвет.

1) Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной кле точки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным каранда шом.

2) Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступи те вниз две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3) Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположен ную слева от синей и через одну клеточку от неё, закрасьте зелёным карандашом.

4) Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым каран дашом.

Оценка выполнения задания.

При оценивании данного задания за каждые 2 неверных шага снимается один балл из расчёта общих 3 баллов. К невер ным шагам относятся ошибки в направлении, счёте, начале отсчёта. В случае если клетки плохо раскрашены, в дополне ние к баллу ставится «- ».

Задание 3.

Цель: Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному понима нию текста задачи, перейти от числа к соответствующему ко нечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Материал для выполнения задания: чистый лист бумаги.

Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье зада ние (указывается место для выполнения задания № 3). По смотрите на свои листки. Послушайте задание».

1. «На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте сколько кружков, сколько детей играют на полянке». (Текст задачи можно повторить).

2. «В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в ма шине. (Текст задачи можно повторить).

Оценка выполнения задания.

3 балла — выполнены верно обе задачи.

2 балла — одна задача выполнена верно (нарисовано или 5 кругов, или 4 квадрата), есть попытка: решить вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

1 балл — выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.

0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4.

Цель: выявление интуитивных топологических представ лений, понимания терминов «внутри», «вне»; выявление спо собности правильно понимать высказывание, например, «От метьте точку внутри квадрата».

Материал для выполнения задания: Лист бумаги, на нём фигуры:---

Текст задания: «Посмотрите на доску» (Учитель чертит на доске треугольник). «Я начертила треугольник». (Отмечает точку внутри треугольника). «Я отметила точку внутри треу гольника». (Отмечает точку вне треугольника) «Я отметила точку вне треугольника». «Теперь посмотрите на этот рисунок (указывается рисунок к заданию № 4). На своих листках най дите круг, найдите квадрат».

1) Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри кру га, но вне квадрата.

2) Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

3) Возьмите зелёный карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.

4) Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата».  

Оценка выполнения задания:

3 балла — всё выполнено верно.

2 балла — выполнено верно 2-3 пункта задания.

1 балл — выполнен верно только 1 пункт задания.

0 баллов — задание не выполнено.

Задание 5.

Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счёта).

Материал для выполнения задания: На листе бумаги нари совано в три-четыре строчки 25-30 кругов, в которые вписа ны треугольники:---Примерно в середине один круг пу стой.

Текст задания: «Найдите у себя на листках рисунок, на ко тором изображены круги и треугольники» (указывается рису нок к заданию № 5). «Чего больше: кругов или треугольни ков? Если кругов, то нарисуйте рядом ещё один круг; если треугольников, то нарисуйте ещё один треугольник».

 Оценка выполнения задания:

3 балла — сравнение проведено верно, дано объяснение.

2 балла — сравнение проведено верно, но не дано объясне ния.

0 баллов — сравнение проведено неверно. Сравнивая два множества (круги и треугольники), ребёнок

оказывается в конфликтной ситуации: импульсивное желание дорисовать треугольник, чтобы треугольников было столько же, сколько кругов, не совпадает с требованием инструкции «Если кругов больше, дорисуйте ещё один круг». Правильное выполнение этого задания позволяет судить об умении ребён ка точно следовать инструкции взрослого, подчинять ей свои действия, то есть об уровне его произвольности.

 Задание 6.

Цель: выявление умения классифицировать; умения нахо дить признаки, по которым произведена классификация.

Материал для выполнения задания: на листе бумаги нари сованы (или наклеены) в одной рамке 4 птицы (например, дятел, воробей, сова и т.п.), в другой 5 зверей (лиса., заяц и т.п.). Между двумя рамками — белка.

Текст задания: «Рассмотрите эти два рисунка» (указыва ются рисунки к заданию № 6). «На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы её нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».

Оценка выполнения задания:

3 балла — линия проведена правильно: от белочки к зве рям; признак связан с характеристикой класса.

2 балла — линия проведена неверно: от белочки к птицам; дано объяснение, но признак связан с количеством предметов.

1 балл — линия проведена неверно, объяснение не дано. О баллов — задание не выполнено (линия не проведена).

Задание 7.

Цель: обследование состояния моторики и зрительно-мо торных координации, умения копировать заданный письменны ми буквами образец.

Материал для выполнения задания: На листе бумаги за пись «Ann can рlay».

Текст задания: «Видите, здесь что-то написано на английс ком языке. Конечно, вы ещё не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Вниматель но посмотрите, как на вашем листе написаны буквы и ниже перерисуйте так же».

Оценка выполнения задания:

3 балла — хорошо и разборчиво скопирован образец. Пра вильно передано количество букв в каждом из 3-х слов.

2 балла — достаточно разборчиво скопирован образец, но имеется пропуск буквы; неверно написаны 2-3 буквы.

1 балл — с образцом совпадают 2-3 буквы.

0 баллов — каракули.

Задание 8.

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фоне матического восприятия.

Материал для выполнения задания: картинки: солнце, со бака, зонт, самолёт, коса, слон, лиса, роза, цыплёнок, ваза, кисточ ка для рисования, капуста. Все картинки наклеены на один лист бумаги, под каждой нарисован кружок.

Текст задания: «Посмотрите на эти картинки. Видите, под каждой картинкой нарисован кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок под ней, если в названии есть звук [с1. Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с1, значит, нужно зачеркнуть кружок (показать, как), а на этой картинке нарисован зонт. В слове «зонт» нет звука [с], поэтому не зачёркиваем кружок. Теперь приступайте к само стоятельному выполнению задания».

Оценка выполнения задания:

3 балла - правильное выполнение задания

2 балла - выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет

1 балл - наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков

[с] - [з])

0 баллов — отсутствие дифференциации звуков

 [с] - [з], 1с] - [ц], [с) - [ш] или полное непринятие задания.

Задание 9.

Цель: выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Материал для выполнения задания: на листе три схемы звукового состава слова:

---Вокруг них картинки: рак, лев, волк, сыр, бант.

Текст задания: «Вы видите домики с разным количеством окошечек и рядом с ними картинки. Постарайтесь определить какой картинке соответствует, каждый из этих домиков. Вот, например, картинка «рак». В слове «рак» три звука. Я соединю эту картинку с домиком, в котором три окошечка. Попробуй те теперь продолжить работу самостоятельно». Оценка выполнения задания:

3 балла — правильное выполнение задания

2 балла — наличие единичных ошибок

1 балл — наличие большого числа ошибок

0 баллов — неприятие задачи: полное отсутствие соответ ствия количества звуков в слове и количества «окошечек».

2 этап — индивидуальное обследование. 

1-И Обследование слухо-речевой памяти.

Это обследование следует проводить, предлагая ребёнку запомнить и повторить предложение, состоящее из 8 слов. Ребёнку даётся три попытки.

Задание: «Послушай, а потом повтори то, что я тебе сейчас скажу: «Летом в лесу поспевают ягоды: земляника, черника, ежевика». Если ребёнок воспроизвёл меньше 7 слов, ему пред лагается послушать предложение ещё раз. Если и вторая по пытка оказалась недостаточно удачной (менее 6 слов), предла гается послушать предложение третий раз.

Оценка:

3 балла — за воспроизведение 7-8 слов после первого предъявления

2 балла — за воспроизведение 6-8 слов после второго предъявления

1 балл — за воспроизведение 6-8 слов после третьего предъявления

0 баллов — при воспроизведении менее 6 единиц после третьего предъявления.

2-И Обследование связной речи.

Обследование связной речи проводится с помощью серии из трёх картинок, связанных единым сюжетом. Ребёнок дол жен сам установить последовательность картинок и соста вить по ним рассказ.

Текст задания: «Вот по этим картинкам, если их правильно разложить, можно составить очень интересный рассказ. Ты каждую картинку рассмотри внимательно, потом разложи их так, как ты считаешь нужным, и расскажи мне историю, кото рую ты по ним придумал».

В процессе выполнения этого задания можно оказать та кие виды помощи:

1. Уточнение задания, если ребёнок в течение длительного времени не приступает к выполнению задания: «Где же кар тинка, на которой нарисовано то, с чего всё началось?» «А где картинка, на которой нарисовано продолжение истории?» «Ос талась только одна картинка, значит, на ней нарисован конец истории». «Посмотри ещё раз внимательно, всё ли ты правильно разложил, а теперь расскажи свой рассказ».

2. Если ребёнок не может воспользоваться первым видом помощи, постоянно меняет местами картинки и утверждает, что у него всё равно ничего не получится, следует перейти ко второму виду помощи, разложив картинки в правильном по рядке и предложив ребёнку составить рассказ.

Оценка:

3 балла — за логически верно выстроенный рассказ с пра вильным речевым оформлением

2 балла — за логически правильный рассказ, но выполнен ный с небольшими затруднениями в речевом оформлении, проявившимися в трудностях выбора нужного слова, в повто рах одних и тех же слов, в неточном выборе слова, в ошибках согласования слов в предложении

1 балл — за рассказ, составленный после помощи учителя, состоящей в раскладывании картинок в необходимой после довательности

0 баллов — за невыполненное задание даже после оказа ния помощи

3-И Обследование состояния фонематического слуха и восприятия.

Проводится только с теми детьми, которые допустили ошибки в задании № 8 в условиях фронтальной педагогичес кой диагностики. Это делается для определения степени обу чаемости ребёнка по данному параметру. В набор картинок необходимо включить не только картинки, в названия которых входит заданный звук, но и картинки, названия которых содер жат звуки, близкие к заданному по артикуляторно-акустическим признакам. Примерный набор картинок: шапка, шарф, шар, шалаш, душ, карандаш, матрёшка, шишка, кошка, груша, жук, журнал, пожарник, щётка, собака, слон, весы.

Задание: Называй каждую картинку. Если в её названии есть звук [ш], положи эту картинку вот сюда.

В ходе выполнения ребёнком этого задания важно обра щать внимание на следующие моменты: сохраняет ли ребёнок инструкцию в процессе работы, либо постоянно уточняет, на личие какого звука он должен определять; отбирает ли кар тинки, в названии которых нет заданного звука; определяет ли наличие заданного звука только в начальной позиции, или в позициях начала, середины и конца слова.

Если ребёнок отобрал только картинки, в названиях кото рых звук [ш] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: «Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропу стил и оставил вот здесь. Сейчас послушай, я назову картинки ещё раз, а ты будешь говорить — есть звук [ш] или нет». Таким образом, вы спускаетесь на «ступеньку» ниже, предла гая ребёнку определить наличие звука, опираясь не на соб ственное произношение, а на восприятие слова на слух. Учи тель должен слегка интонационно выделить звук «ш-шап-ка».

Если при первой самостоятельной попытке ребёнок отло жил наряду с картинками, названия которых содержит звук [ш], картинки, названия которых содержат звук [ж] или [с], так же важно прибегнуть к обучающему моменту: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отложенные тобой картинки, а ты будешь говорить — есть звук [ш1 или нет, можешь после меня повто рять слова». При произнесении учитель интонационно выде ляет в словах звуки [ш], [ж], [с].

Оценка.

3 балла — за правильное выполнение задания

2 балла — за самостоятельное выделение звука из началь ной позиции, и при умении выделить звук в середине и конце слова при помощи учителя; за правильное выполнение зада ния, но при отсутствии дифференцировок [ш] — [щ]

1 балл — за выделение звука только из позиции начала слова даже после введения обучающего элемента

0 баллов — за невыполнение задания даже с помощью учителя (раскладывает картинки, не руководствуясь предло женным принципом)

4-И Выявление умения сравнивать множества по числу элементов.

Если ребёнок ошибся в выполнении задания № 5 и полу чил 0 баллов, то ему предъявляется лист с его работой и зада ётся вопрос: «Почему ты думаешь, что треугольников больше?» Если в этот момент ребёнок заметил свою ошибку и дал правильный ответ («Кругов больше»), то учитель может уточ нить: «Почему теперь ты считаешь, что кругов больше?»

 Оценка:

3 балла — в случае правильного ответа

2 балла — в случае неправильного ответа или его отсут ствия, но при выполнении ребёнком более простого аналогич ного задания («Чего больше, кругов или треугольников? Даны 6 треугольников, в каждом из них, кроме одного, нарисован круг) и верного объяснения.

1 балл — задание выполнено, но не объяснено

0 баллов — не выполнено и не объяснено

5-И Выявление умения классифицировать

Если ребёнок ошибся при выполнении задания № 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Для этого следует спросить у ребёнка: «Почему ты провёл линию от белочки к этому рисунку?»

Оценка.

2 балла — если объяснение даётся с опорой на внешние признаки: «Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов, или «Птицы и белки живут на деревьях» и т.п.

1 балл — если ребёнок не может объяснить своих дей ствий

6-И Обследование степени овладения навыком чтения.

Это задание дополнительное, т.к. умение читать до начала школьного обучения ни в коем случае не является обязатель ным. Задание: «Скажи, ты знаешь какие-нибудь буквы? Если ты уже учился читать, почитай вот здесь, пожалуйста».

Для чтения можно предложить любой несложный текст из букваря. Если ребёнок читает пока очень плохо, лучше остано вить его; если он читает по слогам в быстром темпе, дать ему возможность прочитать весь рассказ, предложив повторить его, проверяя тем самым осознанность чтения.

Оценка.

3 балла — слитное чтение;

2 балла — слоговое чтение; 1 балл — побуквенное;

0 баллов — не знает букв.

Все результаты педагогической диагностики заносятся учителем в протокол обследования, составленный по следующей схеме.

Протокол обследования.

Фронтальная и индивидуальная педагогическая диагностика

Зрительно-моторные координации:

 Задание № 1 —

Задание № 7 —

Общий балл —

Пространственные представления:

Задание № 2 —

 Задание № 4 —

Общий балл —

Сравнение множеств:

Задание № 5 —

4-И (индивидуальное обследование)

Общий балл —

Классификация:

 Задание № 6 —

5-И (индивидуальное обследование)

 Общий балл —

Предпосылки к овладению арифметическими операциями:

Задание № 3 —

Предпосылки к успешному овладению звуковым анали зом: Фонематический слух:

 Задание № 8 —

3-И (индивидуальное обследование)

Общий балл —

Звуковой анализ:

Задание № 9 —

 Слухо-речевая память:

 Задание 1 И Связная речь:

 Задание 2 И Навык чтения:

 Задание 5 И

Анализ результатов педагогической диагностики позволя ет определить «болевые точки» в готовности детей к обучению в школе.

      Дети, получившие по большинству заданий низкие баллы, Ж   не владеют элементарными графическими навыками, что свидетельствует о низком уровне развития зрительно-моторных координации (задания № 1, № 7); плохая ориентировка в пространстве листа бумаги (задания № 2, № 4) говорит о недоста ча точном развитии пространственных представлений, непонимании пространственных отношений между предметами; ошибки в выполнении заданий № 3, № 5, № 6 показывают, что ребёнок не умеет следовать инструкции, у него недостаточно развита произвольность; плохо обстоят дела у этих детей и с уровнем развития фонематического слуха, что приведёт (без специальной дополнительной работы учителя) к очень боль шим сложностям при обучении чтению и письму.

Результаты педагогической диагностики ни в коем слу чае не являются основанием для незачисления ребенка в шко лу. Дети, получившие низкие баллы, это — дети «группы рис ка», требующие особого внимания.

Результаты педагогической диагностики ни в коем слу чае не являются основанием для незачисления ребенка в шко лу. Дети, получившие низкие баллы, это — дети «группы рис ка», требующие особого внимания учителя.

Для того, чтобы предотвратить или хотя бы смягчить труд ности в обучении детей с низким уровнем готовности к шко ле, необходимо до начала учебного года, в течение 10-12 дней организовать занятия с такими детьми. В ходе этих занятий учитель специально будет формировать у будущих перво классников те важнейшие предпосылки к овладению грамо той и математикой, которые оказались по тем или иным при чинам несформированными в дошкольном возрасте1.

4. Методические рекомендации для работы с детьми с низким уровнем готовности к обучению в школе.

Первая область — моторика.

Сюда необходимо включить задания, направленные на раз витие мелких движений пальцев и кисти руки, на совершен ствование зрительно-моторных координации.

С приходом в школу резко изменяется соотношение меж ду динамическими и статическими нагрузками в сторону уве личения утомительного статического напряжения. Перво классникам трудно удерживать длительное время определён ное положение тела, поэтому учителю следует менять место своего положения в классной комнате (перед классом, около окон, около стены, в конце класса). Дети поворачиваются за учителем, тем самым снимается утомление. Это важно ещё и потому, что у детей достаточно хорошо развиты крупные мыш цы туловища и конечностей, но мелкие мышцы спины, которые имеют значение для удержания правильного положения позво ночного столба, развиты слабее. Особой тренировки требуют мелкие мышцы пальцев и кисти рук. Поэтому перед началом любой работы в тетради целесообразно проводить небольшой массаж, иногда в сочетании со стихотворным сопровождени ем, типа: «Этот пальчик самый сильный, самый сильный и боль шой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине и т.д.» Учитель при этом сам показывает образец действий.

Дети проводят линии по заданной траектории, соединяют •предметы линиями, проводят линии в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.), выполняют различные штриховки. При этом решаются не только задачи, связанные с развитием мелкой моторики, но и вырабатывается умение слы шать и понимать задание, уточняются пространственные пред ставления. Для развития моторики большое значение имеют занятия рисованием, раскрашиванием, конструированием, вык ладыванием мозаики, лепкой, аппликацией.

Следующая область — зрительное восприятие.

Сюда должны быть включены задания на уточнение свойств предм-етов; сравнение предметов по их свойствам (самый большой, самый маленький, короче, длиннее, шире, уже и др.); на нахождение заданной фигуры в фигурах сложной конфигурации; на совершенствование умения передавать фор му фигуры.

Следующая область — пространственные представления.

Сюда должны войти задания на установление взаимного расположения предметов и фигур (выше, ниже, рядом, между); на совершенствование умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз, внутри, вне).

До начала выполнения заданий в тетради важно провести упражнения на ориентировку детей в реальном окружающем пространстве, начиная с ориентировки в схеме собственного тела и соответствующих пространственных направлениях:

- Покажи правую руку, левую руку (ребёнок стоит спиной к классу). Если ребёнок ошибается, учитель исправляет его.

- Какая из моих рук правая? Левая? (учитель находится рядом с ребёнком).

- Какие варежки можно надеть на правую руку? Какие на левую? (Можно использовать реальные предметы или иллюст рацию в тетради).

После этого уточняются пространственные направления: впереди - там, где лицо, позади (сзади) - там, где спина, спра ва - там, где правая рука, слева - там, где левая рука и т.д. Затем задания выполняются ребёнком, который стоит в лю бом месте класса, выполняет команды учителя или отвечает на вопросы, типа:

-Что расположено слева от тебя, справа от тебя, перед тобой, сзади тебя (за тобой). — Что ближе к тебе: окно или дверь? Что дальше от тебя: доска или шкаф?

Хорошо использовать игровую ситуацию, когда учитель заранее прячет игрушку, а ребёнок, выполняя последователь ные просьбы учителя, находит игрушку: «Стань спиной к две ри, сделай 3 шага вперёд, повернись налево, сделай 2 шага назад, повернись направо. Что ты нашёл за коробкой?» К этой обла сти относятся задания на установление взаимного расположе ния предметов и фигур:

1. Учитель устанавливает на доске в ряд 4-5 различных предметов и фигур (карандаш, кисточку, ластик и линейку) — можно прикрепить их липкой лентой, — а затем задаёт детям вопросы типа: Что находится слева от ластика? Что располо жено справа от кисточки? Между какими предметами находит ся ластик? Какие предметы расположены между карандашом и линейкой? и т.п.

2. На столе лежат тетрадь и карандаш. Учитель предлага ет положить карандаш на тетрадь, под тетрадь, справа от тетра ди, слева от тетради. Это упражнение можно провести по-дру гому: предметы перекладывает сам учитель,, а ребёнок должен рассказать о соответствующих изменениях взаимного распо ложения этих предметов.

3. Учитель предлагает сложить из красного, зелёного и синего кубиков башню так, чтобы синий кубик был располо жен выше красного, а красный выше зелёного; зелёный кубик был расположен ниже синего, но выше красного и т.п.

Следующая область работы — множество.

Вначале следует предложить задания, которые помогают фиксировать внимание на определённом предмете или на мно жестве предметов. Например:

— Покажи и назови предметы, которые лежат на парте. (Ребенок берёт в руки предмет и говорит: «Это — тетрадь, это — карандаш» и т.д.)

— Как одним словом назвать все цветы, стоящие в вазе? Назови каждый из цветков в букете (роза, гвоздика, ромашка).

— Как одним словом назвать всех коров, пасущихся на лугу? Птиц, летящих вместе?

 — Как одним словом можно назвать девочек и мальчиков, гуляющих на площадке?

Учитель показывает на стол, стул, шкаф. Назови все эти предметы одним словом.

В дальнейшем указываются свойства предметов (цвет, размер, форма, расположение предметов в пространстве и др.) Например: «Покажи красную машину». «Раскрась большой; мяч». Полезны упражнения, в которых дети самостоятельно выявляют свойства предметов. Из набора предметов ребенок выбирает игрушку, которую должен охарактеризовать: боль шая синяя машина, маленький красный кубик, большой жёлтый круг. Выполнение подобных заданий предусматривает уточне ние слов все, каждый, какой-нибудь, любой, некоторый и др.

Упражнения на различение и выделение предметов и мно жеств предметов имеют большое математическое значение, они служат подготовкой к изучению арифметических дей ствий и решению- текстовых задач.

— Раскрасьте в верхнем ряду 5 квадратов, а в нижнем ещё 4.

— Обведите все машины, кроме синей.

— Покажите все игрушки. Покажите куклу, покажите всё игрушки без куклы.

— Покажите помидоры, покажите огурцы. Покажите все овощи вместе.

— Нарисуйте 5 кружков. Раскрасьте два кружка красным карандашом. Покажите остальные кружки.

— Положите перед собой все красные палочки. Уберите три из них. Покажите палочки, которые остались..

Очень важны упражнения на сравнение двух множеств. Для сравнения множеств составляются пары: один предмет из одного множества и один предмет из другого множества; за тем второй предмет из первого множества и второй предмет из второго и т.д. Устанавливать такое соответствие детям предлагается различными путями: проводить линии; выклады вать предметы один под другим; раскрашивать одним цветом пару предметов из разных множеств, другим цветом другую пару и т.д.

Тесно связаны с этой работой задания на классификацию. Дети выделяют множества зверей, рыб, птиц, разные виды транспорта, мебель, посуду и т.д.

Следующая область — слуховое восприятие, подготовка к проведению звукового анализа слов.

С детьми, обнаружившими в ходе педагогической диагнос тики низкий уровень развития фонематического слуха, неуме ние выделить звук из слова, нельзя начинать занятия с обуче ния звуковому анализу слов. Эти дети нуждаются в дополни тельных упражнениях, направленных на совершенствование более простых форм фонематического восприятия. Более лег кой для ребёнка формой звукового анализа является вычлене ние первого гласного звука в ударной, а потом безударной позиции, затем вычленение согласного звука из положения конца слова, а потом из положения начала слова. За время дополнительных занятий дети должны научиться выделять первый и последний звук в слове; интонационно выделять нужный звук; определять частотный звук в стихотворении; называть слова с заданным звуком.

С этой целью нужно давать детям задания на определение первого звука, на поиск картинок с заданным первым, а потом и последним звуком в их названии. Вся группа детей опреде ляет 1 звук в слове «шар». Затем на картинках находят слова, в которых есть этот звук (паук, шарф, самолёт, шишка). Опре деляется последний звук в слове «мак». Затем из картинок рак, лук, жук, стол, стул выбираются те, в названии которых есть этот звук.

Очень полезны задания, направленные на совершенствова ние не только звукового анализа, но и синтеза. Выделив пер вые звуки из слов «шишка», «арбуз», «рыба», дети сливают пер вые звуки и находят картинку с изображением шара.

При выполнении всех этих заданий учитель показывает детям особый способ произнесения слова с интонационным выделением заданного звука «ш-ш-шишка», «а-а-арбуз», «р-р-рыба» и т.д. Сначала дети могут повторить это только за учи телем, потом начинают так произносить слова самостоятель но. Учитель просит произнести слово «слон» так, чтобы был хорошо слышен первый звук. Ребёнок должен ответить: «с-с-слон». Следующее задание: произнести слово «коса» так, что бы был хорошо слышен звук «с». И это нужно сначала пока зать на образце: «кос-с-са». Учитель должен помнить, что для группы детей с низким уровнем готовности к обучению гра моте это очень трудное задание, такому произношению детей нужно довольно долго и терпеливо учить. Но это — основ проведения звукового анализа слов.

Введение понятия «первый звук» можно организовать сле дующим образом. Учитель показывает полоску бумаги, симво лизирующую слово, объясняет детям, что у полоски есть нача ло, середина и конец, так же и у слова есть начало, середина и конец. Слова состоят из звуков; звук, начинающий слово — первый звук в слове, а звук, которым слово кончается — пос ледний звук в слове. Затем учитель выставляет на доске кар тинки с изображением аиста, утки, облака; показывая пооче рёдно картинки, учитель произносит каждое слово, интонаци онно выделяя первый звук, называет его изолированно. Затем учитель выставляет на наборное полотно ещё ряд картинок (астра, уши, озеро, окна и т.д.), обязательно произносит вместе с детьми названия картинок, предлагает найти слова, начинаю щиеся со звука [а], потом [о] и т.д. В случае затруднений сле дует ещё раз назвать все картинки, интонационно выделяя при этом первые звуки их названий и снова попросить детей на звать слово, начинающееся со звука [а].

Такого рода упражнения нужно проводить ежедневно. По степенно учитель перестаёт произносить слово с интонацион ным выделением нужного звука, предлагает детям делать это самостоятельно: «Кто назовёт картинку так, чтобы все смогли догадаться — какой первый звук в слове «астра»? Ребёнок должен произнести слово, выделяя первый звук

 «а-а-астра», потом назвать звук изолированно [а].

Работа по выделению частотного звука в стихотворении проводится следующим образом. Учитель читает стихотворе ние, интонационно выделяя звук [а]. Просит детей определить, какой звук чаще других повторяется в стихотворении.

Алеет над лесом закат,

Алые аисты к лесу летят,

Алые астры покрыли сады,

Алыми стали ручьи и пруды.

Дети называют звук [а]. Далее учитель предлагает ещё раз послушать это стихотворение и запомнить как можно больше слов со звуком [а]. После повторного чтения детям предлага ется называть эти слова, интонационно выделяя звук [а]. За тем детям предлагается называть любые слова со звуком [а].

Следующий вид работы направлен на нахождение слов с заданным гласным звуком. Проводиться он может так. На доске висят картинки: гусь, дым, рысь, жук, рак, мак, дом, зонт, винт, кит, лев. Учитель предлагает детям сначала просто назвать все картинки, а потом только те, в названиях которых есть звук [а]. «Звук [а] заблудился и ищет картинки, в назва ниях которых он живёт. Помогите ему».

Проводится несколько занятий с различными гласными звуками, затем с согласными звуками. Сначала следует подби рать стихотворения, в которых частотным является такой со гласный, который легко интонационно выделяется (р, л, м, н, с, ш и т.д.). Но наряду с этим нужно обязательно учить детей работать и с такими звуками, которые трудны для интонацион ного выделения (д, г, к, б, п).

И, наконец, последняя область — связная речь.

Очень полезной формой работы представляется составле ние рассказа по «перепутанным» картинкам. Предлагать для такого рассказа нужно не более 4-х картинок. Дети должны сначала разложить картинки в нужной логической последова тельности, а затем составить короткий рассказ. Следующий этап-составление рассказа по несложной сюжетной картинке. Эта форма работы хорошо известна учителям.

На всех занятиях идёт работа по расширению словарного запаса детей. Большое количество картинок, дидактических материалов способствуют устранению пробелов в развитии словаря.

Проведение занятий, направленных на устранение тех не достатков в умственном и речевом развитии, которые были обнаружены у ряда детей в ходе педагогической диагностики, дает возможность учителю до начала учебного года подгото вить этих детей к обучению в 1 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления и содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В статье представлена система обучения дошкольников основам грамоты; даны рекомендации и примеры игр и упражнений по развитию у детей различных умений и навыков, которые необходимы для успешного овлад...

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку....

Диагностика развития детей дошкольного возраста

Материал будет интересен не только педагогам, но и родителям.                                       ...

Программа дополнительного образования «Читай-ка» (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)

Программа дополнительного образования «Читай-ка» разработана по методике Н.А.Зайцева, рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспита...

Диагностика развития детей дошкольного возраста по программе «Развитие интеллекта и творческих способностей с элементами ТРИЗ"

Каждый год взволнованные мамы приводят на занятия своих малышей.  Все хотят, чтобы их ребенок был умным, внимательным, думающим, чтобы он не терялся, не отвлекался, а умел сосредоточиться и выпол...

Памятка для родителей детей дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения

Памятка для родителей детей дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте»

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подтовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма...