Родительское собрание " Готовность детей к школе"
консультация на тему

Хазикова Оксана Валерьевна

Материал знакомит родителей с основными критериями речевой готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit.sobran.gotovost_k_shkole.2014g.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка»

Родительское собрание

«Готовность детей к школе»

                                                                Подготовила:

                                                                Учитель – логопед

                                                                Хазикова О.В.

                

г.  Десногорск

2014г.

                                                

Цель: повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательный процесс, ознакомление родителей с основными критериями речевой готовности к школе.

Наглядные материалы: использование ИКТ (презентация), выставка литературы и рабочих тетрадей по подготовке детей к школе.

Ход собрания:

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или « неготовность» к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на :

- правильное произношение всех звуков речи ;

- умение различать звуки речи на слух ;

- владение навыками звукового анализа и синтеза ;

- словарный запас ;

- связную речь ;

- речевую коммуникацию ;

- мелкую моторику рук

- психические процессы (память , внимание, мышление, восприятие.)

Остановлюсь на каждом из этих компонентов поподробнее.

Звукопроизношение и фонематический слух

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребенком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребенок должен уметь различать звуки на слух и в произношении . Приходя в школу, он должен отчетливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать , искажать , заменять другими.

Владение навыками звукового анализа и синтеза

- уметь выделять  звук на фоне слова

- слышать и выделять первый и последний звук в слове

- определять позицию звука в слове ( начало, середина, конец )

- определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим

- называть слова с заданным звуком

- уметь составлять слова из звуков

- знать и правильно употреблять термины «звук», « слог», « слово», «предложение»

Слоговая структура речи

Ребенку 6 – 7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, регулировщик ).Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает , не добавляет звуки и слоги.

Словарный запас

К 7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные),подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Дети должны знать , что в русском языке есть слова, которые имеют множество значений. Так, слово ключ может означать: ключ дверной, ключ гаечный , ключ родниковый; кран – может быть строительным, а может быть водопроводным; ручка – ручка для письма, ручка дверная, ручка детская (ласковое от «рука»).

Дети должны уметь подбирать к определенным словам:

- слова с противоположным значением : антонимы (холодный – горячий, день – ночь, сухой – мокрый, сесть – встать).

-слова,  похожие по значению:  синонимы (храбрый – отважный, смотреть – глядеть, ребенок – малыш, машина – автомобиль).

Дети должны уметь группировать предметы по обобщающему признаку, одним словом, насекомые – это бабочка, стрекоза, кузнечик, божья коровка и т.д.; дикие животные – это – лиса, волк, медведь, заяц и т.д.; домашние животные – это корова, коза, свинья, лошадь и т.д.

Сформированность  грамматического  строя речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных,  изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Связная речь

К 7 годам ребенок должен уметь:

- пересказывать небольшие по объему сказки

- составлять рассказ по картине

- составлять рассказ по серии картин

- отвечать на вопросы по тексту

При пересказе (рассказе ) обращается внимание:

- на понимание ребенком текста ( он должен правильно формулировать основную мысль )

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ)

- на лексику ( полнота и точность использования слов)

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения)

Речевая коммуникация

Ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Мелкая моторика рук

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, использование шариков су – джок, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение , вырезание ножницами ит.д.)

Психические процессы

Все психические процессы взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский всеобуч: «Готовность детей 6-7 лет к обучению в начальной школе»

             Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу....

Родительское собрание "Роль родителей и школы в духовно-нравственном воспитании детей"

Родительское собрание, которое тронуло многих родителей и заставило задуматься о том, зачем мы живем!...

Презентация для родительского собрания:"Психологическая готовность детей к школе".

Презентация наглядно и кратко отображает составляющие компоненты психологической готовности к обучению в 1 классе и признаки дезадаптации у уч-ся 1-го класса....

ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...

Родительское собрание : "Готовность ребёнка к школе"

В жизни родителей наступает ответственный момент – скоро  дошкольники станут школьниками. Это важное событие в  жизни ребёнка. У них появятся новые обязанности, новые друзья, новые общ...

Выступление на родительском собрании «Сотрудничество семьи и школы в работе по физическому воспитанию детей »

        С началом обучения ребенка в школе происходит смена ведущего вида его деятельности; игровая деятельность сменяется учебной. На уроках физкультуры процесс смены видов...