Консультация для родителей «Детское экспериментирование - эффективный метод познания окружающего мира»
консультация

Решетникова Людмила Алексеевна

Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie.docx196.06 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ВЦО №1 им.И.И.Мусатова структурное подразделение «Детский сад №5»

Консультация для родителей

«Детское экспериментирование -                                                                                            эффективный метод познания окружающего мира»

C:\Users\User\Desktop\15.jpg

Подготовлена педагогом дополнительного образования Решетниковой Л.А.

2023 – 2024 учебный год

  Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире. Мир вокруг разнообразен, поэтому у ребенка постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть, детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.  Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности, позволяет ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.       Для этого необходимо понимать:

1. Для чего мы проводим опыт (цель эксперимента).

2.Что необходимо для проведения опыта (материалы).

3.Как мы будем проводить эксперимент (поэтапные инструкции).

4.Что в результате должно получиться (итог).

   «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», -  гласит народная мудрость.  «Лучше один раз  испытать,  попробовать,  сделать  своими  руками»,  -  утверждают  педагоги-практики.  Малыш —  природный исследователь окружающего мира.  Мир открывается ребенку через опыт его личных  ощущений,  действий,  переживаний.  Благодаря этому он познает мир, в который пришел.  Он изучает  все  как  может  и  чем  может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже  самому  маленькому  открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к  исследованиям  пропадает?  Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?  Нередко на стремление  ребенка  познакомиться  с  окружающим  миром  мы  реагируем  так:  «Отойди  немедленно  от  лужи,  ты  уже  испачкала  платье! Не трогай песок руками, он грязный!  Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они  уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты  только такое находишь?»  Может быть, мы - папы и мамы, бабушки  и  дедушки,  воспитатели  и  учителя,  сами того  не  желая,  отбиваем  у  ребенка естественный  интерес  к  исследованиям?  Проходит время, и ребенок уже сам говорит  другим детям: нельзя трогать песок руками,  он  грязный,  и  ему  уже  совершенно  неинтересно,  почему  с  деревьев  опадают  листья.  Может  быть,  мы  просто  утратили  детскую способность видеть и наблюдать?  Для того, чтобы дети не потеряли интерес к  окружающему  миру, важно  вовремя поддержать  их  стремление  исследовать  все  и  вся.  Пусть  даже  при  этом  пострадает красивая  одежда  или  испачкаются  руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А  вот исчезнувший интерес к окружающему трудно вернуть.

Что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность - основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Дети стремятся к познанию и освоению огромного нового мира. Исследовательская деятельность вашего ребенка - это условие для развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты. От таких экспериментов получат удовольствие и родители и дети!

                    Несколько простых опытов, которые можно провести на кухне

Опыт первый: «Волшебный холодильник». Налейте немного воды в формочку для льда, и пусть ребёнок собственноручно поместит ее в морозилку. Через пару часов вытащите формочку и убедитесь, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Сможет ли малыш сам в этом разобраться? Неужели твердый лед – это та же вода? А может, это мама придумала какой-то хитрый фокус и подменила формочки в морозилке? Вот вам и удивительное открытие: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед.

Опыт второй: «Шпионы». Выдавите в емкость немного сока лимона, выдайте ребенку белый лист бумаги и ватную палочку и предложите что-нибудь нарисовать. Дайте высохнуть. Хорошенько нагрейте лист бумаги над настольной лампой или паром. Рисунок не заставит себя долго упрашивать и станет заметной. А еще можно написать «тайное» письмо обыкновенным молоком. Бумагу с молочными «чернилами» высушите, а затем как следует, прогладьте горячим утюгом. На бумаге проступят коричневые буквы или рисунок. Иногда бывает так, что «лимонное» письмо плохо проявляется на пару. Тогда его тоже имеет смысл прогладить утюгом. Если идея малышу понравится, можно бесконечно долго писать друг другу засекреченные послания.

Опыт третий: «Подводная лодка». Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана. Опустим яйцо в стакан с солёной водой – яйцо останется плавать на поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Можно показать фокус: подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – яйцо будет тонуть.

Опыт четвертый: «Утопи и съешь». Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в ёмкость с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: «В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».

Опыт пятый: «Музыкальные стаканы». Постучите по пустому стеклянному стакану ложкой или карандашом. Прислушайтесь к звуку. Как можно изменить звук? Налейте в несколько стаканов воду до разного уровня. Постучите по стаканам. Прислушайтесь. Изменился ли звук? Теперь ударяйте по стаканам в любом порядке. Можете ли Вы сыграть мелодию? Чем больше воды в стакане, тем ниже будет высота звука. Чем меньше воды, значит в ней меньше вес, который вибрирует, и звук выше. Если вы хотите создать музыкальную гамму, расставьте стаканы в порядке от той, что производит самый низкий звук, к той, что производит самый высокий звук (возможно, придётся добавить воды в какие-то стаканы или отлить её). Попробуйте придумать свою мелодию или сыграть ту, что знаете.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка!

C:\Users\User\Desktop\unnamed.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Методы научного и альтернативного путей познания окружающего мира.

1.Абубакирова Налья Шакировна2. ГБОУ СПО КЛД №18(ГБОУ среднего профессионального образования колледж ландшафтного дизайна№18 города Москвы)3. 8(495)347-94-23  м.8.926.767.88.90.  E-mail...

Консультация по теме: «Развитие перцептивных действий - познание окружающего мира".

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н.Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный о...

Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира

Детское экспериментирование –путь познания окружающего мира...

Презентация "Информационное моделирование как метод познания окружающего мира"

Презентация к уроку информатики. Учебник: «Информатика», Босова Л.Л., Босова А.Ю.Тема: § 9. Информационное моделирование...

Буклет для родителей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Знакомство родителей с экспериментально-поисковой деятельностью, проводимой в детском саду....