Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира
консультация на тему

Суханова Елена Павловна

Детское экспериментирование –путь познания окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование –

путь познания окружающего мира 

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Перед образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это направлены Федеральные государственные образовательные стандарты, которые уверенно внедряются в образовательно-воспитательный процесс дошкольных учреждений.

Мы стараемся не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов.

Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

В работе с детьми применяем различные методы: элементарные опыты, наблюдения в уголке природы, на прогулке, трудовые поручения, дидактические игры, чтение художественной литературы.

Опыты у нас проходят как длительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводим сразу: анализируем условия протекания опыта, сравниваем результаты, делаем выводы. В ходе опыта длительного характера мы стараемся поддерживать интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаем их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксируем.

Опыты проводим как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не целесообразно, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?»«Будет ли плавать резиновая уточка или утонет?»«Получится ли куличик, если песок сухой» и т. д.

Изучаем «Песок», выставляем емкости с песком, совочки, формочки для песка. Работаем над темой «Вода» - емкости для воды, одноразовые стаканы разных размеров, различные прозрачные пластиковые сосуды (баночки, мерные стаканчики, игрушки резиновые для игр с водой, мыльные пузыри, коктейльные трубочки).

Вода и песок – самые доступные объекты исследования для маленьких детей, так как с ними малыши сталкиваются с самого раннего возраста. Поэтому именно с этих объектов мы и начали работу по опытно-экспериментальной деятельности детей.

Дети убедились в том, что вода может литься, капать, брызгать, переливаться из одного сосуда в другой; что вода не имеет вкуса и запаха не имеет цвета; вода может быть теплой и холодной. Опытным путем мы с детьми выяснили, что чистая вода прозрачная, что некоторые вещества в воде растворяются, передавая воде свой вкус. Сначала с подачи воспитателей, а затем и самостоятельно, в процессе манипуляций с водой, наблюдений в повседневной жизни, дети выяснили, зачем нужна вода, где она используется.

Играя с песком, дети не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты и эксперименты в процессе которых, дети получают элементарные представления о свойствах песка: песок состоит из мельчайших песчинок; сухой песок рассыпается, не лепится, но можно сухим песком рисовать.

              

А если его полить, то он станет влажным и из него можно будет лепить куличики, рисовать на нем палочкой, оставлять следы.

                 

Мы проводили опыт по выращиванию тыквы в разных условиях: на солнечном свету, в темноте, с поливом и без полива. Эти несложные опыты, регулярные наблюдения и фиксирование результатов помогли детям понять зависимость растущего растения от комплекса условий, в которых оно находиться.

В последнее время мы стали замечать интерес детей нашей группы к магнитам, прикрепленным на магнитной доске. Дети в игре сами того не замечая, стали проводить опыты с магнитами. Мы решили в этом им помочь и более подробно познакомить с магнитом и его свойствами. Рассказали, что магнит не теряет свои свойства, при контакте с железным предметом даже сквозь бумагу, воду, пластик.

 При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети ловили воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. Опытным путем мы с детьми выяснили, что, если воздух привести в движение, получается ветер. Да и просто если подуть, то тоже получится ветерок.

Наблюдая за ветром на прогулках, выяснили, что ветер может быть теплый, легкий, слабый, а может холодный, сильный, порывистый. При ветреной погоде деревья качаются, быстро бегут по небу облака, люди одеваются теплее. С ветерком можно поиграть. Для этого только на прогулку нужно взять вертушки, флажки, султанчики, воздушные шары!

Обобщая работу по экспериментированию с нашими детьми мы сделали вывод, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке, учащиеся выясняют, как и с помощью, каких органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств. ...

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

"Глаза как орган познания окружающего мира"

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР....

Методы научного и альтернативного путей познания окружающего мира.

1.Абубакирова Налья Шакировна2. ГБОУ СПО КЛД №18(ГБОУ среднего профессионального образования колледж ландшафтного дизайна№18 города Москвы)3. 8(495)347-94-23  м.8.926.767.88.90.  E-mail...

Консультация для родителей «Детское экспериментирование - эффективный метод познания окружающего мира»

Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний об окружающем мире....