Рекомендации родителям для подготовки детей к экзаменам
консультация (9 класс)

Балунда Александра Францевна

Можно долго рассуждать о «+» и «-» современных экзаменов, но от них нам никуда не деться и самое разумное – научиться сдавать их так, чтобы иметь хороший результат и свести к минимуму вредные последствия. Что влияет на успешность сдачи экзамена? Выделяют три группы готовности, которые влияют на успешность сдачи экзамена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ЭКЗАМЕНАМ.

Можно долго рассуждать о «+» и «-» современных экзаменов, но от них нам никуда не деться и самое разумное – научиться сдавать их так, чтобы иметь хороший результат и свести к минимуму вредные последствия. И сегодня немного о том, как этого достичь. Но перед тем как перечислять полезные рекомендации, хотелось бы сказать о том, что влияет на успешность сдачи экзамена

Выделяют три группы готовности, которые влияют на успешность сдачи экзамена /слайд 2/.

Предметная (познавательная) готовность: знания по предмету, умения и навыки, позволяющие пользоваться этими знаниями. 

Трудности связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Что делать? Осваивать навыки работы с тестами, выработать индивидуальную стратегию деятельности с учетом способностей.

Информационная (процессуальная) готовность:

Знание о том:

• как будет проходить экзамен (особенности процедуры)

• на что нужно обратить внимание при подготовке к экзамену

• что можно, что нельзя

Проблемы, связаны с самой процедурой экзамена. Что делать? Знакомство с процедурой экзамена, навыки работы с тестовыми материалами, умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми.

Психологическая (личностная) готовность

1. Владение методами саморегуляции негативных состояний (работа с эмоциями, дыхательные упражнения)

2. Организация труда и отдыха (соблюдение режима дня для успешного усвоения материала в процессе подготовки к экзамену)

3. Определение для себя степени значимости результатов экзамена:

• Высокая значимость приводит к лишним переживаниям

• Низкая значимость провоцирует тактику «откладывание на потом»

• Средняя значимость – «золотая середина» – продуктивная позиция, обеспечивающая успешную подготовку и сдачу экзамена

Особенности восприятия учеником ситуации экзамена, его реакциями и состоянием. Что делать? Адекватная самооценка своих знаний, умений и способностей, собственное представление об экзамене, оптимальный уровень тревоги.

Итак, важную роль в подготовке детей к экзамену играет позиция и стратегия поведения их родителей /слайд 3/. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей, может эмоционально "сорваться" /смотрим на слайд, обсуждаем/.

Основные причины переживаний выпускников /слайд 4/

  • Ожидания окружающих «Я боюсь не оправдать ожиданий…»
  • Незнакомая ситуация «Я боюсь растеряться…»
  • Психофизические и личностные особенности «Вдруг мне станет плохо…»
  • Опасения и тревоги «Наверняка, мне достанется то, что я не учил…»
  • Мои возможности «Мне не дано понять логарифмы…»

Основные причины переживаний выпускников: как помочь своему ребёнку?

  • Мои возможности «Мне не дано понять логарифмы…» /слайд 5/

1. Обеспечьте ресурс для занятий.

  • сборники тестовых заданий, интернет ресурсов, консультации

Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных видов работ.

2. Позаботьтесь о мотивации

  • Что мне нужно от экзамена: только сдать и получить оценку, а потом все забыть, или этот материал мне хотелось бы усвоить прочно и надолго?
  • Какой результат для меня желателен, и какой приемлем?
  • Как соотносятся приемлемый результат и нынешнее состояние знаний по предмету?

3. Вместе спланируйте, как можно быстрее закрыть «пробелы незнания»

  • Помогите распределить темы подготовки по дням, в составлении плана или расписания рабочего времени на период экзамена.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике.
  • Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д

4. Помогите поверить в себя

    • Вспомните опыт прошлых побед (соревнования, олимпиады, экзамены и т.д.)

    • Оказывая поддержку, используйте позитивные формулировки (без НЕ)

    • Демонстрируйте свою любовь и принятие

  • Незнакомая ситуация «Я боюсь растеряться…» /слайд 6/

Что нужно знать вашему ребёнку?

МЕСТО, ВРЕМЯ, УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА

для этого заранее:

1. Проговорите с ребёнком все особенности организации и проведения экзамена

2. Обсудите с ребёнком, что он может делать, а от чего стоит воздержаться во время экзамена

3. Совместно с ребёнком продумайте алгоритмы поведения в разных ситуациях

4. Вместе решите, что он обязательно возьмёт с собой на экзамен, чтобы чувствовать себя комфортнее

  • Ожидания окружающих «Я боюсь не оправдать ожиданий…» /слайд 7/

Создайте благоприятную психологическую атмосферу:

• Контролируйте своё эмоциональное состояние, сохраняйте спокойствие, ведь тревогами и страхами легко «заразить» самого ребенка

•  Разделяйте переживания подростка, используя технику «Я-высказывание»

• Воздерживайтесь от запугивания и угроз, излишняя тревожность не позволяет ребенку продуктивно готовиться

• Воздерживайтесь от критики ребёнка во время подготовки к экзамену, от сравнений с другими

• Вспомните опыт прошлых побед (соревнования, олимпиады, экзамены и т.д.)

• Показывайте детям, что не зависимо от результата, вы их любите и вместе найдёте выход из любой ситуации

• Оказывая поддержку, используйте позитивные формулировки (без НЕ)

  • Психофизические особенности «Вдруг мне станет плохо» /слайд 8/

1. Помогите ребёнку наладить режим своего дня

  • Обсудите с ним необходимость регулярного продолжительного сна

  • Решите вопрос о каждодневной, регулярной подготовке к экзамену (обозначьте время, темы для изучения, результативность работы)

  • Обеспечьте возможность общения с друзьями (для ребёнка это - огромный ресурс)

  • Позвольте ребёнку выделить время для любимых занятий

2. Обеспечьте ребёнку сбалансированное и вкусное питание – приём пищи должен стать дополнительным моментом отдыха и удовольствия.

  • Личностные особенности «Вдруг мне станет плохо» /слайд 9/

1. Позаботьтесь о мотивации

    • Уменьшите давление и контроль (хотеть должны не вы, а ваш ребёнок)

    • Обсудите, что будет потом, после сдачи экзамена (сформируйте позитивный образ будущего)

2. Помогите поверить в себя

  • Вспомните опыт прошлых побед (соревнования, олимпиады, экзамены и т.д.)

  • Оказывая поддержку, используйте позитивные формулировки (без НЕ)

  • Демонстрируйте свою любовь и принятие

3. Разделяйте переживания подростка, используя технику «Я-высказывание»

  •  Опасения и тревоги «Наверняка, мне достанется то, что я не учил…» /слайд 10/

ТРЕВОГА – это боязнь неопределенного, а значит ребёнок:

1.   не знает, что надо делать

2.   не понимает, к кому и за какой помощью обратиться

3.   тратит силы на негативные переживания

КАК ПОМОЧЬ?

1.   Мотивируйте ребёнка на обсуждение тех вопросов, которые его тревожат

2.   Задайте уточняющие вопросы, чтобы у ребёнка «в голове» появилась чёткая «картинка сложной ситуации»

3.   Проговорите варианты решения ситуации

4.   Помогите спланировать действия по решению ситуации

5.   Обсудите варианты помощи

6. Наблюдайте за самочувствием ребёнка.

  • Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.

Признаки стресса:

  • - физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения, резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера.
  •  - эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам
  • - поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, касание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С ТРЕВОГОЙ, НЕОБХОДИМО КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ОПАСЕНИЯ РЕБЁНКА

Что может помочь успешно пройти итоговое собеседование? /слайд 11/

Высказывать собственное мнение

Читать книги вслух

Записывать собственную речь на диктофон и после проработать проблемные моменты

Анализировать речь ведущих с точки зрения интонации и темпа и т.д.

Что почитать?

Людмила Петрановская «Что делать, если ждет экзамен?»

Учащимся книга поможет выучить материал и показать свои знания во время сдачи экзаменов, а родителям – правильно поддержать своего ребенка в этом важном жизненном испытании. Проявите мудрость и терпение! Ваша поддержка обязательно поможет ребёнку быть успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по подготовке детей к экзаменам.

Помощь родителей ребенку в период подготовки к экзаменам...

Памятка для родителей для подготовки детей к экзаменам.

В помощь родителям для подготовки детей к экзаменам....

Рекомендации родителям при подготовке детей к экзаменам.

В материале даются рекомендации родителям в период подготовки детей к экзаменам....

Памятка родителям по подготовке детей к экзаменам

Очень важно родителям знать, о чем думает их чадо накануне экзаменов. Правильно построенные отношения, полноценная еда, здоровый  сон помогут  преодолеть трудности перед экзаменами. В ...

Рекомендации для родителей по подготовке детей к экзаменам

Перечень рекомендаций для родителей, как правильно распределить силы ребенка чтобы он сдал экзамены....

Советы родителям по подготовке детей к экзаменам

Советы психолога родителям по созданию условий к подготовке детей к экзаменам...

Рекомендации родителям для подготовки детей к экзаменам (презентация)

Можно долго рассуждать о «+» и «-» современных экзаменов, но от них нам никуда не деться и самое разумное – научиться сдавать их так, чтобы иметь хороший результат и свес...