"Как наладить общение с ребёнком в семье"
план-конспект занятия (6 класс)

Карпинский Алексей Тарасович

Мероприятие помогает родителям восстановить утраченные связи в общении со своими детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 городского округа города Райчихинска Амурской области

Сценарий тематического родительского собрания

«Как наладить общение с ребёнком в семье».

Материал подготовил: Карпинский А. Т.,

учитель истории и обществознания,

 классный руководитель 6Г класса

2023 год

Сценарий тематического родительского собрания

«Как наладить общение с ребёнком в семье».

Цели:

- развитие у родителей обучающихся/законных представителей педагогической культуры;

- информационное обеспечение родителей;

- развитие навыков распознавания манипуляции и ухода от неё.

Комментарии и рекомендации

Дети очень часто, как и взрослые, прибегают к различным уловкам для удовлетворения своих потребностей и достижения целей, используя наши установки.

Данное занятие способствует развитию педагогической культуры родителей, а также способствует повышению их общей педагогической уверенности (компетентности).

Для понимания родителями сути проблемы ведущему важно соотнести теоретический материал (в частности уход от манипуляции) с примером из практики.

Ход родительского собрания.

Педагог: уважаемые родители, сегодня на нашем родительском собрании предлагаю вам ознакомиться на конкретных примерах, что такое манипуляция.

  1. Информация о манипуляции.

Рассмотрим примеры.

Ребёнок в магазине устраивает истерику в случае отказа матери купить для него какой - то предмет, сладость.  Ребёнок играет на публику – это манипуляция.

Родители рассказывают ребёнку о важности выбора какого – то высшего образования, которое они хотели бы в будущем своему ребёнку. Они выбирают за ребёнка его будущую профессию. Это – манипуляция.

Манипуляция – это использование других в личных целях для собственной выгоды; поэтому для манипулятора человек – это просто вещь.

У каждого родителя существуют установки – эти установки угадываются ребёнком и усваиваются им. Действую на болевые точки, он может заставить человека принять его правила игры. Часто наши дети используют эту тактику против нас.

Примеры:

Установка мамы: «Я хочу, чтобы сын любил меня». Действия ребёнка: «Я не сказал тебе, мама о «двойке», так как не хотел тебя расстраивать».

Установка родителей: «Мы хотим, чтобы наш ребёнок имел «пятёрку» по предмету».  Действия ребёнка: «Я если я получу «пять» вы мне дадите денег на такую – то вещь?».

Пример из моей педагогической практики, когда моя ученица манипулировала мной.

Моя «бывшая» установка – женщина слаба, поэтому я не мог переносить слёзы женщины. Одна из моих учениц долгое время использовала меня, а точнее мою установку. Каждый раз, когда я ставил ей оценку ниже «пятёрки», она рыдала. А я каждый раз поддавался на эту установку и ставил ей «пятёрку». Но однажды она долгое время болела, и у нас выходило «четыре» по предмету. Девочка, естественно, применила туже тактику – слёзы. В результате я поставил «пятёрку».  Она ушла довольная. Слёзы тут же прошли. А я понял, что меня использовали! Именно здравый смысл, осознание, очищенное от эмоций, помогло мне в распознавании манипуляции. Для того чтобы распознавать манипуляцию, необходимо проанализировать различные ситуации.

Ведущий обращается к аудитории: «Приведите примеры манипуляций, с которыми, возможно сталкивались вы, как родители в своих семьях.

Происходит обсуждение.

Как научить уходить от манипуляции.

Продолжим рассмотрение того же примера. Я обратился к девочке: «Знаешь, Марина (имя изменено), у меня есть слабое место, я не могу видеть женских слёз, и когда ты плачешь, я готов пойти на всё, лишь бы ты успокоилась. Я думаю, что сейчас ты можешь добиться того, что я поставлю тебе «пятёрку». Однако боюсь, что пострадают наши добрые отношения, а я ценю их. Я попросту перестану уважать тебя… Вероятно, мне не нравится, когда меня используют и думаю, что тебе тоже не понравилось бы это….

А теперь выбирай, я поставлю тебе ту оценку, которую ты назовёшь». Марина, подумав, бросила на меня взгляд, на какой – то момент был установлен зрительный контакт. Через мгновение она с облегчением сказала; «Ставьте

Алгоритм ухода от манипуляции

  1. Признавайте силу вашего ребёнка и поговорите с ним о своей установке, а также о том, как он (ребёнок) добивается своего (используя вас).
  2. Скажите о своих чувствах, объясните их.
  3. Предложите ребёнку на выбор разные варианты поведения (даже если ребёнок в первый раз сделает выбор в свою пользу, в следующий – он обязательно усвоит вашу позицию, соизмерит свои потребности с вашими).
  4. Поблагодарите за выбор.

Педагог предлагает участникам рассмотреть различные жизненные ситуации, разработать алгоритм действий при манипуляции.

Родители работают в группах.

Пример. Ребёнок говорит родителям: «Я получаю «пятёрку», а вы покупаете мне… (называется какой – то предмет/новый гаджет и т.д.)

Родители записывают свои варианты на листах.

Итоги.

Педагог в заключении делает выводы:

  1. Станьте увереннее.
  2. Избавьтесь от негативного чувства «меня используют».
  3. Будьте ближе к ребёнку, а ребёнок станет ближе к вам.

Используемая литература:

  1. Справочник классного руководителя Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова, «ВАКО», Москва, 2005 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Особенности общения с ребёнком в семье", 5 класс

Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности, доступность родителей собственному ребенку — основные принципы общения ...

Как наладить верное общение с ребёнком

Как наладить верное общение с ребёнком...

Особенности общения родителей с ребёнком в семье.

Анкета для родителей.Особенности общения родителей с ребёнком в семье....