Настольные игры «100 шагов к принятию ребёнка в семью» и «Семь граней успешного родительства» в работе с замещающими семьями.
статья по психологии на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastolnye_igry_shpr.odt30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Настольные игры «100 шагов к принятию ребёнка в семью» и «Семь граней успешного родительства» в работе с замещающими семьями.

 Семейному воспитанию всегда уделялось большое внимание, так как оно – основа нравственности в человеке. В семье человек получает представление о ценностях, нормах, взаимоотношениях между людьми. Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Это первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье он получает первые навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, устраивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Воспитательный потенциал родителей зависит от многих факторов, в числе которых – свой опыт жизни в семье.
      В Российской Федерации, как и других развитых странах мира, семейное устройство детей — сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, признано приоритетным. Д
аже самые заботливые и отзывчивые сотрудники детских учреждений, где находятся эти дети не в состоянии заменить родителей. К счастью есть семейные пары, которые готовы поделиться любовью, заботой, вниманием, принять ребенка в свою семью и подарить счастливое детство.  Конечно, принять ребенка в свою семью - это серьезный и ответственный шаг. Перед тем, как в доме появляется веселый и непосредственный детский смех, будущие родители задают себе очень важные вопросы: А для чего я хочу усыновить ребенка? Я это делаю для себя или для него? Как я смогу помочь новому члену семьи адаптироваться? Как пережить проблемы? Что подумают окружающие? Очень важно, чтобы мужчина и женщина смогли ответить на них искренне, трезво оценить ситуацию и принять правильное решение. Психологи говорят, что, сталкиваясь с первыми трудностями, будущие родители пытаются решить их самостоятельно. Но это не всегда заканчивается победой. Каждая семейная пара уникальна, у всех свои представления о воспитании ребенка, поэтому лучше все сразу обсудить на берегу. Единого рецепта для достижения компромисса не существует.

Как показывает практика, при воспитании приемных детей родители нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи психологов для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом. Опыт показывает, что проведение подготовительных занятий с потенциальными приемными родителями до того, как они возьмут к себе ребенка, положительно отражается на результатах: уменьшается число неудачных попыток образования приемной семьи, возникает меньше проблем в процессе адаптации ребенка в новой семье, в его развитии и воспитании. Подготовительные занятия для родителей, желающих взять на воспитание ребенка, проводятся в «Школе  приёмных  родителей». Занятия в «Школе кандидатов»  дают возможность родителям оценить свои ресурсы, осознать собственную готовность к  созданию приемной семьи, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка, научиться лучше понимать ребенка и его поведение. Одним из сложных моментов обучения данной категории взрослых является то, что они проходят обучение не просто для повышения своей квалификации, а для принятия ребенка и создания полноценной семьи. А мотивы принятия ребенка, движимые кандидатами, как показывает практика, разнятся и не всегда даже осознаются самими кандидатами. Следовательно, необходимо использовать методы, помогающие, подталкивающие к осознанию истинных мотивов своего выбора самими кандидатами, способствующие осознанию ими потенциальных и реальных возможностей, дающие возможность еще раз подумать над правильностью своего решения. При организации работы, в частности обучения, и психологической профилактике с уже состоявшимися приемными родителями, также возникает ряд трудностей. Хорошо, если родители сами обратились с возникшей проблемой, волнующим вопросом, но практика показывает, что обратившиеся с проблемой родители - это малая часть родителей, которые испытывают затруднения при воспитании приемных детей. Многие приемные родители стесняются, боятся показать, сказать, признать, что у них есть проблемы. И порой бывает уже поздно, когда проблема становится практически неразрешимой или даже губительной для семьи.

Обучение взрослых – непростая задача для специалистов, работающих с ними, а значит, необходимо подобрать такой универсальный метод обучения, который мог бы заинтересовать взрослого и незаметно решать обучающие задачи. Как показывает практика, одними из эффективных методов обучения взрослых на занятиях Школ для родителей являются игра и игровые технологии. Сущность игры на занятиях Школ для родителей заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой учебная деятельность родителей приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается.

Существует много классификаций игр по различным основаниям:

В связи с особенностями обучения взрослых и наибольшей стандартизацией и упрощением подготовки занятий для родителей нами была выбрана технология настольной игры.

 Настольная игра – игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Это делает её выгодной с точки зрения экономии пространства для занятий. Игры данной категории не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок и т.п., что тоже достаточно экономично. В связи с особенностями обучения взрослых и наибольшей стандартизацией и упрощением подготовки занятий для родителей нами была выбрана технология настольной игры.

Настольная игра:

  • игра как таковая (имеет те же положительные свойства, как и другие игровые технологии);
  •  игра–задание (игра включает в себя специально разработанные по определенным тематикам вопросы и проблемные ситуации);
  •  игра–образ (опора на преобладающее зрительное восприятие, яркость и красочность исполнения привлекает внимание родителей и специалистов, но в то же время не перегружает тяжестью художественного исполнения);
  •  игра-путь (символическое отражение процессов создания приемной семьи, механизмов её функционирования).

Настольная игра имеет ряд преимуществ:

  1. Дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
  2. Дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
  3.  Дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность настольной игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
  4.  Дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  5.  Дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам.
  6. Дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире.
  7.  Дает психологическую устойчивость.
  8.  Снимает уровень тревожности, который так высок у родителей и передается детям.
  9.  Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

 

    В своей работе психологи Центра используют  настольные игры  «100 шагов к принятию ребёнка в семью» и «Семь граней успешного родительства». Эти игры созданы для использования на занятиях «Школ принимающих родителей» при работе с уже состоявшимися приемными родителями, опекунами, усыновителями на родительских клубах и гостиных.

     Настольная игра «100 шагов принятия ребёнка в семью» не просто игра. Это путь родителей от момента выбора формы семейного устройства до первых радостей и первых трудностей. Кандидатам в приёмные родители предоставляется возможность попробовать себя в роли родителя приёмного ребёнка, оценить свои возможности, настроить на трудную, интересную и важную работу.                                                                                                         Это возможность посмотреть на себя и своего супруга (супругу) со стороны в момент принятия важных решений. Возможность уладить конфликт здесь, на месте, пока без присутствия ребёнка, не причиняя ему огорчения и боли. Возможность потренироваться быть родителями.

 Данная игра озволяет проверить в неординарной форме знания потенциальных замещающих родителей. Позволяет отметить «трудные», «упущенные» моменты в подготовке кандидатов в замещающие родители.

Игра «7 граней успешного родительства» используетсся в работе с замещающими родителями. Помогает ответить на многие вопросы, возникающие у родителей. Данная игра позволяет родителю учиться осознанно взаимодействовать не только со своими детьми, но и более эффективно выстраивать свое общение с близкими. У родителей есть возможность взглянуть по-новому на своего ребенка, они смогут с новых сторон посмотреть на сложные жизненные ситуации и найти необычные и эффективные способы их решения. Использование на занятиях настольной игры «7 граней успешного родительства» дает уникальную возможность принимающим родителям «остановиться», осознать, прочувствовать, научиться действовать в сложных ситуациях до того, как они возникнут. В процессе игры родители начинают лучше понимать в первую очередь себя, своих близких и детей. Игра «7 граней» - это в свою очередь некий Тест для самих же родителей: кто-то осознаёт причины возникающих трудностей, кто-то получает поддержку собственным действиям, кто-то видит необходимость дальнейшей терапевтической работы. Все это происходит без назидания, критики, уговоров. Игра «7 граней успешного родительства» является вторым этапом игровой формы работы с принимающими родителями после прохождения настольных игр «100 шагов к принятию ребенка в семью» , но может быть использована как самостоятельная технология

В результате участия в игре родители:

  1. Смогут научиться эффективно взаимодействовать c ребенком, разрешать конфликты и сложные ситуации в семье.
  2.  Получить понимание особенностей своего ребенка, навыки поведения кризисных ситуациях.  
  3. Откроют заново радость отношений с ребенком и близкими.
  4.  Найдут ответы на свои собственные вопросы.

Настольные игры

уникальны – единственны в своем роде;

психологичны – содержат много моментов касающихся личности,

интересны – прежде всего потому, что они игры;

мобильны– их можно использовать как в учреждении, так и на выезде;

 динамичны – присутствует постоянная смена ситуаций;

методичны – в процессе игры родители получают рекомендации, советы;

 адаптивны – в игре есть набор некоторых жизненных ситуаций, которые ведущий может, в силу особенностей своей группы, запроса, заменить на необходимые.

Игра, игровые технологии - эффективный выход из трудных ситуаций обучения. Игра интересует и детей, и взрослых. Опыт проведения игровых занятий с взрослыми, занятий с элементами игры показывает, что родители на занятиях охотно включаются в предлагаемые игры и игровые моменты, с интересом выполняют предлагаемые задания и играют предложенные роли, решают ситуации и отвечают на вопросы, слушают и сами говорят. А главное, учатся! Учатся новому и открывают новое в себе и в детях, учатся способам организации взаимодействия с детьми, а специалисты учатся эффективным методам взаимодействия с родителями, обогащают свой профессиональный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

В процессе сопровождения замещающих семей особое место занимает мониторинг развития ребёнка проживающего в семей. В данном материале представлен алгоритм мониторинга, которым пользуются специалисты Сл...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Тренинговое занятие для замещающих семей "Совместные шаги"

Концептуальной основой тренинга является идея сотрудничества взрослого с ребенком.Цель: оптимизация детско-родительских отношений в замещающей семье.Задачи:- установление и развитие отношений партнерс...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...

Программа подготовки ребёнка к устройству и проживанию в замещающей семье.

Семейное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей,  формирует новый социальный институт защиты детства – институт замещающей семьи.Международный опыт показывает, что воспит...

Программа подготовки ребёнка к устройству и проживанию в замещающей семье

Содержит планирование работы по подготовке ребёнка к проживанию в замещающей семье...

Сотрудничество и взаимодействие замещающей семьи с социальным окружением, родительским сообществом, как фактор успешной адаптации приемного ребенка в семье.

В материале освещается проблема адаптации приемных детей в замещающих семьях. Рассматриваются построения взаимодействияи детей данной категории в приемной семье и школе, в родительском сообществе. В с...