Советы учителя родителям
консультация

Филина Вера Петровна

Учитель рассказывает родителям о приёмах пополнения словарного запаса у детей в условиях дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_uchitelya_roditelyam.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Советы учителя родителям.

Как пополнять словарный запас у детей?

        Редко кто из родителей задумывается,  как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты. Роль словарного запаса особенно важна при овладении  грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное — правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.

Ребенок «добирает» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10—15 минут родительского времени.

Игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.

По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сою).

Загадай — мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний.

Для расширения словарного запаса   нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

Наоборот. Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением. Например: высоко... (низко); потерял... (нашел).

Закончи фразу. Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон... (кислый); река широкая, а ручей... (узкий).

Скажи по-другому. Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу. Например: отыскать — найти, зябнуть — мерзнуть, шалить — баловаться.

Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слова. Например: пища — еда... (корм, продукты);

Кто больше? Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия.

Например: бежит: кто?., (человек, зверь); что?., (река, ручей, молоко, время).

Загадывайте ребенку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. Отгадку ребенок дает с объяснением того, как догадался.

Предлагайте ребенку самому составлять загадки-описания по определенному плану. Например: взрослый предлагает составить загадку про одежду, используя описания цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, в которое ее носят.

Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Например: взрослый просит ребенка объяснить, что значат выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и т. д.

Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы будете проявлять интерес, ребенок будет стремиться возвращаться к подобным заданиям. Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте свое мнение.

О заданиях

  • Есть целый ряд вопросов, задавая которые вы узнаете уровень представлений вашего ребенка об окружающей жизни..
  • Конечно, эти вопросы не для всех, а только для тех детей, у которых неравнодушные родители, т. е. родители, которые хотят:
  • знать, что изучает ребенок в школе;
  • помочь ему или проверить его;
  • наверстать пропущенное по болезни;
  • помочь ребенку закрепить пройденное;
  • понять неусвоенное;
  • Помните: ребенку нужна ваша помощь, а не выполнение задания за него!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы учителям, родителям, учащимся по подготовке к ЕГЭ.

В статье содержатся рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей....

РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ по психологической подготовке к ГИА выпускников и их родителей

РЕКОМЕНДАЦИИ  И СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ по психологической подготовке к  ГИА  выпускников и их родителей(рекомендации составлены по материалам службы практической психол...

Советы учителя-логопеда родителям

Даже очень хорошие специалисты      являются временными в жизни ребенка, в то время      как его семья с ним всегда; от того, насколькородители о...

Практические советы учителя- логопеда родителям будущих первоклассников.

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе. Чем лучше развита у ребёнка устная речь, , тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....

Советы учителей родителям

Советы педагогов образовательных учреждений родителямШесть советов-пожеланий родителям, которые помогут объединить усилия при обучении детей. В своей работе педагогам приходиться иметь дело с огр...