Доклад "ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ОВЗ"
материал

Карбовская Ирина Алексеевна

Родители подростков произвольно делятся на две категории: тех, кому не приходится опасаться разговоров о своем ребенке с посторонними (поскольку те либо ничего о нем не знают и с вежливым удовольствием послушают о его успехах, либо знают и, соответственно, похвалят); — других, для кого разговор о ребенке, его успехах, проделках, взлетах и падениях — это заведомо стресс, потому что, кажется, нет такой глупости или дерзости, на которую он был бы не способен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 специальная (коррекционная) школа-интернат №1

Купинского района Новосибирской области

Доклад на тему:

ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ОВЗ

                                                             Воспитатель 1 категории

                                                            Карбовская Ирина Алексеевна

                                           

                                                      Г.Купино 2023г

ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ОВЗ



Родители подростков произвольно делятся на две категории: тех, кому не приходится опасаться разговоров о своем ребенке с посторонними (поскольку те либо ничего о нем не знают и с вежливым удовольствием послушают о его успехах, либо знают и, соответственно, похвалят); — других, для кого разговор о ребенке, его успехах, проделках, взлетах и падениях — это заведомо стресс, потому что, кажется, нет такой глупости или дерзости, на которую он был бы не способен.Особенности отклоняющегося поведения у подростков с ОВЗ


Мамы привыкают краснеть на родительских собраниях в школе, в общении с соседями лавировать между извинениями и переходом в глухую оборону, запоминают наизусть телефон местного отделения милиции и всех его сотрудников по имени-отчеству, гадают, где и как они упустили ребенка, который не оправдывает их ожиданий…

Справедливости ради надо сказать, что подростковый возраст — время экспериментов с границами дозволенного, и в отрочестве влипнуть в разного рода неприятности — это скорее норма, чем исключение. В то же время масштаб неприятностей бывает разный: для кого-то пределом буйства может стать разудалая вечеринка, вышедшая из-под контроля именно потому, что ее участники еще не знают, как веселиться до упаду, не привлекая внимания общественности; для других подростков характерны уже не случайные, а систематические нарушения общественной морали и норм закона, и в их случае прогноз развития значительно менее благоприятный.

Подростки с ограниченными возможностями здоровья попадают в поле зрения администрации учебных заведений и, к сожалению, полиции не так редко, как может показаться логичным. Большинство проблемных подростков с ОВЗ — воспитанники детских учреждений, многие являются выходцами из неблагополучных семей, где родные не столько противостояли, сколько способствовали отклоняющемуся поведению ребенка, являя собой дурной пример и нездоровую во многих отношениях среду. Среди подростков с ОВЗ, приобщившихся к противоправной деятельности с попустительства семьи, значительный процент подвергся ранней алкоголизации, причем при участии близких родственников. К сожалению, ссылаться на дурное влияние улицы легче, чем объяснить, зачем взрослые предлагают детям алкоголь. Очень многие взрослые могут признать, что они присутствовали при постыдной сцене вроде: «Попробуй шампанского, пока мама не видит! Да сколько в нем градусов, ерунда!», — иные могут признать, что лично знают людей, которым родители (отцы, отчимы, реже матери) предлагали приобщиться к более крепким напиткам: «Да что ты как неродной! Выпей с батей, как мужик!» (притом что самому «мужику» на тот момент от 9 до 11 лет). Над историями о том, как годовалый, двухгодовалый малыш по ошибке хватал стакан с пивом, принимая его за сок, а потом вел себя странно, даже принято смеяться. В то же время смеяться поводов немного, потому что подобные эпизоды, хоть и не сделают подрастающую личность алкоголиком немедленно, все же размывают границы допустимого, убивают в человеке естественное опасение перед алкоголем как отравляющим веществом.

Алкоголь становится одним из основных факторов девиантного поведения по нескольким причинам: как растормаживающее средство, под воздействием которого подросток теряет контроль и решается на проступки, которые ему же, трезвому, не показались бы привлекательными; как вещество, позволяющее проявляться агрессивности более выраженно; как мотив противоправного действия (добыть деньги на алкоголь любой ценой, похитить алкоголь в торговой точке).

Под влиянием алкоголя существенно повышается внушаемость молодых людей, а это «ахиллесова пята» такой категории подростков с ОВЗ, как юноши и девушки с особенностями либо задержкой психического развития.

В силах семьи противостоять этому, пока внушаемость, некритичность мышления ребенка не сделала его жертвой манипуляций и в конечном счете не вовлекла бы его в неприятности.

Подростки с ЗПР зачастую не отдают себе отчета в том, что они понесут ответственность за то, что сделали по чужому указанию. Ведь в семье и школе за неудачный исход порученного дела отвечает тот, кто поручил, за нарушения правил — тот, кто стал причиной нарушения. В самом деле, если учитель задержал учеников настолько, что они опоздали на следующее занятие, то ответственность на учителе, дети ни при чем. Если мама велела сходить за хлебом, но позабыла оставить на это деньги — за то, что хлеба к ужину не будет, ответственна мама. Подростки искренне не понимают, почему коробка конфет, которую им приказали скрытно вынести из магазина приятели и из которой самому выносящему ничего не досталось, сделается их персональной проблемой. Разве то, что не они это придумали, и то, что они не искали выгоды, не обнуляет проступок?

Особенности развития, помимо названной внушаемости, нередко влекут за собой такую инфантильную черту, как слабую сопротивляемость порывам, импульсивность. Эта слабая сопротивляемость как раз и становится фатальной разницей между мыслью: «Отличный телефон у одноклассницы, хотелось бы и мне такой» — и порывом завладеть именно этой вещью, принадлежащей другому человеку, завладеть не для обогащения, не потому, что вещь жизненно необходима, а просто по вине каприза, инстинкта, детского желания схватить игрушку, привлекшую взгляд.

Неумение оценить длительные перспективы своего поведения — это проблема подростков вообще, как особых, так и обычных. Им трудно представить себе жизнь, испорченную навсегда одной только шалостью вроде попытки покататься на чужой машине без разрешения, им трудно в деталях представить себе, ради чего нужно упорно трудиться и учиться прямо сейчас, теряя драгоценное время, если карьера и успех для них не более чем пустые слова. Подросткам действительно трудно уловить причинно-следственные связи своего настоящего со своим будущим. Например, физически и психически здоровый подросток может катастрофически не справляться с учебой уже в восьмом классе, но на вопрос о будущем уверенно отвечать, что он будет банкиром. Когда? Ну, годам к двадцати пяти. Нет, к двадцати одному он уже будет миллионером, как все банкиры, а в 25 уже отойдет от дел, будет отдыхать, играть в приставку, гулять с друзьями. Учащиеся коррекционных классов на вопрос о будущем отвечали еще более неопределенно: «Пойду учиться на маляра, они хорошо зарабатывают. Но не хочу работать маляром, никем не хочу, не знаю». Отсутствие внятного и положительного образа будущего обесценивает это самое будущее, настраивает на поиск сиюминутных целей.

Именно внушаемость и инфантильность, незрелость, поиск одобрения со стороны нередко заставляет девушек с ОВЗ рано приобщаться к сексуальной жизни, не задумываться о том, чем для них может закончиться эта их сиюминутная популярность. Родители, учителя и общественность, пытающиеся наставить на путь истинный девушку, в 14 лет ожидающую ребенка, у которого крайне широкий круг предполагаемых биологических отцов, нередко пытаются стыдить ее, аппелировать к морали, рисовать ей мрачные картины ее будущего. Но у девочки с задержкой психического развития, как правило, нет того, к чему обращаются воспитатели, — врожденной порочности, жажды физических ощущений, потребности бросить вызов общественной морали, поэтому предложения покаяться и обуздать свою природу повисают в воздухе. Когда девочка объясняет свою очередную случайную связь: «Он сказал — пойдем со мной, ну я и пошла», — она действительно имеет в виду именно это. Внушаемость, некритичность мышления, ощущение, что поступила правильно в случае если поступила, как ее попросили, — этого достаточно для того, чтобы создать проблемы себе и своей семье. А если добавить к этому иллюзию, что такое поведение делает ее привлекательной, почти любимой всеми теми людьми, которые составляют ее круг общения, — то объяснить, почему не надо доверять всем, кто этого хочет, делается проблематично.

Для того чтобы стать законопослушным гражданином и успешно социализироваться, необходимо выполнить следующие условия:

· осознать нормы общества (гласные, негласные, законодательно утвержденные или интуитивно подразумевающиеся);

· осознать себя частью общества;

· принять нормы общества как свои.

Подростки с ОВЗ испытывают затруднения по всем пунктам, и к этому нужно отнестись с большим вниманием. Проблема с осознанием норм может основываться как на особенностях развития личности, так и на ограниченности ее социального опыта. Как объяснить юноше, который был с детства научен, что драться нельзя, что именно это сделало его жертвой преступления, а другому, чья мама говорила, что за оскорбление не грех и физически сдачи дать, что он нарушил закон и будет за это отвечать? Мир отличается от семьи и детской площадки, он менее логичен, справедлив и милосерден, но молодым людям с ОВЗ столкнуться с этим приходится позже, чем их здоровым сверстникам, что затрудняет их развитие.

Осознать себя частью общества тем, кому общество то демонстративно помогает, то делает вид, что их нет, тоже непросто. Подросток, с детства ощущающий отличие от других, то пользующийся особыми правами, то абсолютно беспомощный, вообще с трудом может представить себя частью чего-либо. Даже единение с собственной семьей у особых подростков нередко омрачено представлением о том, что при прочих равных условиях члены семьи, не имеющие физических ограничений, не могут их понять полностью, а возможно, и тайно тяготятся ими, требующими заботы. Иногда хорошие результаты дает общение по интересам с людьми, с которыми их объединяет общая проблема, — сверстниками либо разновозрастной группой. В подобном общении подросток может встретить больше взаимопонимания, но может и выйти из зоны комфорта в плане потери своей исключительности. Как бы ни было полезно взаимодействие внутри группы лиц с ОВЗ, это не всегда помогает интеграции подростка в общество в целом. Именно шаги, создающие условия для полной интеграции тех, кто отличается, в общество на равных основаниях, безбарьерная среда, возможности для взрослых и детей с ОВЗ проявить себя в труде и творчестве, позволяют надеяться, что подростки с ограниченными возможностями будут чувствовать себя гражданами, не ограниченными в правах и перспективах.

И от этого будет зависеть, примет ли молодой человек правила общества, будет ли действовать согласно им. До недавних пор юноша с ОВЗ мог с ощущением собственной правоты заявить: «А что общество сделало для меня, чтобы я для него старался или хотя бы удерживался от порывов вредить, наказывать за то, что со мной и моей семьей жизнь обошлась несправедливо?» Пока движение общества навстречу людям с особыми потребностями еще можно назвать попытками, но уже очевидно, что для полного успеха движение должно стать обоюдным, встречным.

А в том, будет ли считать сын или дочь общество своим союзником или своим врагом, важен вклад родителей. Если вы мать, уставшая от ежедневной борьбы за кусок хлеба, за льготные лекарства, за медицинские услуги для своего ребенка, и все, что вы можете рассказать семье по итогам рабочего дня, — это жалобы и проклятия, не удивляйтесь тому, что ребенок не будет гореть желанием вливаться в этот несправедливый мир, который довел его маму до отчаяния. А это значит, что он не приложит усилий к тому, чтобы социализироваться, найти свое место в обществе, и, возможно, упустит массу возможностей из-за страха и неуверенности, которые ему внушили вы сами. Возможно, он не примет и правил этого общества, что может обернуться как против него — если он решится воевать с системой доступным ему способом, например примкнув к киберпреступникам, так и против вас — если правила брать на себя ответственность за себя, а по мере сил, и за пожилых членов семьи, он не усвоит.

Не надо обманывать ребенка и делать счастливое лицо, если дела идут неважно. Но если у вас нет задачи погрузить ребенка в депрессию, покажите ему обе стороны. В окружающей действительности сплелось все — и плохое, и хорошее, и если вы хотите, чтобы ребенок делал выбор осознанно и не ступил на дурную стезю, постарайтесь быть ему примером и опорой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к ПМПК Отклоняющееся поведение подростка

Данные материалы помогнут провести педсовет, ПМПК, семинар классных руководителе по проболеме "Отклоняющееся поведение подростков"!...

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...

Социально-психологическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением.

В настоящее время рост подростков, склонных к проявлению девиантного поведения неуклонно увеличивается. Проблема становится одной из важнейших в образователных организациях. Только совместная работа с...

Беседа с родителями "Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков".

Беседа с родителями "Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков" предполагает раскрытие понятий: социальные отклонения в девиантном поведении, типы девиантного поведения, группы причин под...

Способы работы, направленные на изменение отклоняющегося поведения подростков

Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростка или юноши, существенно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к педагогически запущенному подростку,...

Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения подростка

Социализация личности начинается в семье. Здесь происходит сложный процесс формирования характера, взглядов, интересов и потребностей личности подростка, усвоения подростком нравственности и стандарто...

Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения у подростков

Знакомство с термином девиантное поведение. Рекомендации родителям подростка по профилактике отклоняющегося поведения....