Социально-психологическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением.
статья на тему

Наталья Владимировна Григорьева

В настоящее время рост подростков, склонных к проявлению девиантного поведения неуклонно увеличивается. Проблема становится одной из важнейших в образователных организациях. Только совместная работа с психологом и другими участниками образователного процесса могут помочь в решении данного впроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_podrostkami_deviantnogo_povedeniya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением.

Григорьева Н.В., социальный педагог; Баженова Т.В., педагог-психолог г.Абакан, ГБОУ СПО РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»

В настоящее время рост числа подростков, склонных к проявлению девиантного поведения неуклонно увеличивается. Девиация становится одной из важнейших проблем современных образовательных учреждений. В связи с этим возникает насущная необходимость в выявлении основных причин отклоняющегося поведении и организации социально-психологического сопровождения направленной на формирование у их новых поведенческих паттернов (положительного стереотипа поведения), социальных навыков, внутриличностных механизмов здорового и безопасного образа жизни.

В качестве факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения можно отметить: несостоятельность в учебе; жестокое обращение с подростком в семье; постоянные конфликты между родителями; эмоциональное отвержение со стороны матери, сверстников; алкоголизация, наркотизация родителей, близких родственников; бунт против гиперопеки,  безделье, скука, неумение себя занять. Психологи в этиологии девиантного поведения подростков выделяют эмоциональные повреждения без признаков других психических заболеваний. Такие подростки как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими. [3, с.235]

Эмоциональный комфорт, утрачиваемый подростками в результате семейного неблагополучия и неудач в обучении, нуждается в компенсации. Компенсация эмоциональной неудовлетворенности происходит у подростков за счет самоутверждения в досуговых дружеских группах. Первоначально подростки сплачиваются на основе одинаковых возможностей и одинаковой бесконтрольности в проведении свободного времени и стремятся удовлетворить потребность в таком общении, которое даст возможность избежать отрицательных эмоций. В значительном числе случаев преступления совершаются подростками под давлением группы, ее «морали», по таким мотивам, как слепое стремление поддержать друзей (независимо от характера защищаемых ценностей), упрочить занимаемое в группе положение, заслужить «авторитет» равного среди равных. Итак, установка на употребление наркотиков, алкоголя, совершение противоправных действий у несовершеннолетних первоначально начинает складываться в неформальных подростковых группах под влиянием потребности в признании, в самоутверждении. [2, с.49]

При рассмотрении психологического детерминанта девиантного поведения в подростковом возрасте можно отметить наличие акцентуированных черт характера: гипертимности, возбудимисти, демонстративности, экзальтированности; неадекватной самооценки, высокого уровня агрессивности, непродуктивных коппинг – стратегий, низкий уровень социально-психологической адаптации, конформность, высокий уровень тенденций к риску, низкий уровень волевого контроля, мотивационные  установки. Все это что может являться пусковым механизмом для формирования и развития различных форм отклоняющегося поведения.

Для эффективной деятельности  по сопровождению подростков с  девиантным поведением осуществляется комплексный подход. Технология социально-психологического сопровождения в условиях СПО выстраивается в соответствии  с особенностями  образовательного учреждения и выявленными приоритетными направлениями.

Приоритетные направления деятельности социально-психологической службы техникума: создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении, определяемого организацией оптимального общения и созданием для каждой личности на всех этапах ее развития ситуации успеха; повышение адаптивных способностей у обучающихся; внедрение новых коррекционно-развивающих программ; обогащение психодиагностического инструментария, направленного на раннее выявление асоциально направленных подростков; первичная профилактика  выявленных отклонений в процессе обучения; снижение противоправных действий среди обучающихся  в образовательном учреждении; формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях профессионального образования; развитие мотивации обучения и познавательных процессов обучающихся; выпустить из учебного заведения социально адаптированного специалиста.

Каждое направление имеет свои результаты, работающие на достижение целей и постановку новых ориентиров. Для  подростков с отклоняющимся  поведением разработаны индивидуальные программы адаптации и реабилитации целью которых является - обучение позитивным моделям поведения, повышение социального статуса  подростка в группе,  формирование новых целей, ценностей, перспектив которые позволяют адаптироваться в условиях профессионального образования и получить профессию.

Реализуются формы индивидуальной работы, которые обеспечивают социально- психологическое сопровождение подростков: диагностика  конкретного подростка или группы обучающихся; проектирование  программ коррекционно-профилактической работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне. По результатам комплексного диагностического обследования определяются направления групповой и индивидуальной коррекции. Для мастеров, кл.руководителей, преподавателей, родителей, опекунов по результатам  психологического обследования разработаны рекомендации.

На каждого обучающегося составлена электронная база данных, где можно посмотреть все пройденные обследования и разработанные рекомендации. Компьютерная база данных позволяет за короткий промежуток времени отыскать информацию на нужного обучающегося  по фамилии и имени.

В качестве методического инструментария используются комплексное программное обеспечение включающее в себя: программа компьютерной обработки и тестирования «Многофакторный опросник Кеттелла»; программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста» программа профилактики наркозависимости «Сталкер», психопрофилактические программы: «Экватор», «Волна», которые предназначается для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции, снятию напряжения на основе технологии функционального биоуправления; Все перечисленные программы являются лицензионными, что обеспечивает надежность и достоверность полученных результатов деятельности социально-психологической службы.

В 2010 г совместно с социальными педагогами разработана программа психологического сопровождения девиантных подростков «Дорогу осилит идущий», 2011 разработана и  внедрена программа  профилактики наркомании в старшем подростковом возрасте, 2011-2012 г работа по  программе  «Я люблю тебя, Жизнь» - профилактика суицидального поведения.

Эффект социально-психологического сопровождения подростков с девиантным поведением  определяют следующие факторы: учет индивидуально- психологических особенностей, внимание и контроль родителей (заменяющих их), воспитателей,  информирование обучающихся  о тех видах помощи, которую могут получить подростки и их родители в ОУ и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне образовательного учреждения, взаимодействие субъектов реализации работы по сопровождению девиантных подростков (психолог, социальный педагог, мастер п/о, шеф наставник, классный руководитель,  медицинский работник, педагог- организатор); реализация индивидуального подхода;

Таким образом, индивидуальное сопровождение включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционного воздействия с целью создания условий для приспособления к жизни в социуме, преодоление или ослабление недостатков или дефектов развития. Для успешного социально - психологического сопровождения девиантных подростков необходима скоординированная, целенаправленная, управляемая деятельность всех субъектов образовательного процесса.

Библиография

1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков» СПб, 2006.

2. Клейберг Ю. А, Девиантология, хрестоматия, СПб, 2007.

3. Психология подростка, под ред. А.А.Реана, М., 2003.

4. Психолого-педагогические аспекты изучения причин нарушения поведения у подростков / Сост. О.Н. Афанасьев, Николаев,  М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в образовательной среде

За последнее время в системе образования России организовалась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение ...

Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "

По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в ц...

Социально-психологический тренинг для подростков "Пойми себя"

Тренинг «Пойми себя» предназначен для юношей и девушек 9-11 классов. Особенности возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного инсти...

Типы подростков с отклоняющимся поведением

О типах подростков, их поведении , классификация...

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...

ПРОГРАММА психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы «ТЫ НЕ ОДИН»

Рост числа детей с проблемным поведением ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую, приводя их ...