Родительское собрание Успешная профориентация школьников
материал

Гребенникова Ольга Викторовна

Родительское собрание Успешная профориентация школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Успешная профориентация школьников»

Успешная профориентация школьников — результат взаимодействия разных сторон вопроса. Поэтому так важно говорить о ней не только с обучающимися, но и с их родителями. Цель данного собрания — дать родительскому сообществу полноценную информацию о том, чем и для чего занимаются их дети в рамках профориентационных мероприятий.

Школа сегодня становится уникальным помощником на пути взросления ребят. Ведь она даёт не только знания, но и ценные инструменты по развитию важных компетенций и неакадемической успеваемости, имеет практикоориентированный подход и формирует готовность к профессиональному самоопределению, умение принимать осознанные решения, планировать и оценивать ситуацию на рынке труда. Все эти навыки помогут ребятам найти любимое дело жизни и стать востребованными специалистами, которые приносят пользу стране и обществу, а значит — стать счастливыми и реализованными взрослыми.

Выбор своего профессионального пути — один из самых важных выборов человека, ведь он влияет на многие стороны жизни. Но если подросток не научился выбирать и принимать решения, не знает свои сильные и слабые стороны, не представляет, какие возможности открывает перед ним рынок труда и что реально ему предстоит делать, выбрав ту или иную специальность, то в этом важном выборе легко ошибиться. Помочь ребёнку с вектором своего развития способна профессиональная ориентация.

С этого учебного года в нашем классе еженедельно проходят профориентационные занятия. И наверняка у кого-то в голове возникали мысли, что это ещё один час нагрузки в школе, а ребёнок и без того загружен. Или что школа теперь будет заниматься профориентацией, а как же знания основной программы. Хочу вас успокоить: школа по-прежнему даёт ребятам широкие знания по всем предметам. Но теперь она ещё и готовит к профессиональному пути, формирует не только понимание того, какие отрасли и профессии сегодня существуют, но и как они живут, какие задачи сегодня решают и какие цели ставят на будущее. А ещё развивает важные для взрослой жизни компетенции.

Несколько слов о первых результатах обучающихся вашего класса: какие темы и активности оказались наиболее интересны, какие направления профессиональной деятельности вызвали наибольшую вовлечённость, какие ценные мысли озвучивали ребята на протяжении учебного года.

Конечно, на выбор профессии влияют многие факторы: и мода, и друзья, и ожидания семьи. И, возможно, вы удивитесь, если узнаете, что по статистике, значимее всего для подростка не социальные сети и популярные блогеры, а мнение родителей. Поэтому нашей школе так важно именно вместе с вами, уважаемые родители, помогать каждому ребёнку на пути профессионального самоопределения. Чтобы он смог сделать осознанный профессиональный выбор и найти себе достойное и полезное дело по душе.

Сегодня мы более подробно поговорим о том, для чего нужна профориентация, познакомимся с её инструментами, узнаем, какова роль родителей в профориентации, как родителю говорить с ребёнком о профессиях и вообще строить доверительный диалог. Вас ждёт много полезной информации и практических советов. А сейчас внимание на экран.

Видеоролик Краткое описание: Наш мир сегодня быстро развивается и меняется. Те, от кого зависит наше будущее (врачи, учителя и т. д.) — это наши дети. Важно их хорошо подготовить к жизни, где динамично развивается рынок труда и постоянно появляются новые профессии и новые возможности. Ребята должны уметь ориентироваться в рынке труда, осознавать свои интересы и сильные стороны, мечтать и принимать взвешенные решения. Для этого сегодня и создана единая модель профориентации. Только все вместе — родители, педагоги, работодатели и государство — мы можем помочь нашим детям стать реализованными и счастливыми взрослыми

Мир действительно меняется. И, возможно, совсем скоро обычным делом будет менять профессии на протяжении всей жизни. Но сколько бы работ мы ни сменили — неизменным остаётся то, что труд не только приносит нам доход, но и даёт ощущение полноты жизни и счастья.

Слово педагога: Поднимите руки те, кто любит свою профессию?

Родители поднимают руки.

Слово педагога: Поднимите руки те, кто пошёл по стопам родителей?

Родители поднимают руки.

Слово педагога: А кто работает по профессии, о которой в детстве вы даже понятия не имели?

Родители поднимают руки.

Слово педагога: Кто пошёл получать профессиональное образование просто за компанию с друзьями?

Родители поднимают руки.

Слово педагога: Кто в своей жизни хоть раз менял профессию или сферу деятельности?

Родители поднимают руки.

Слово педагога: Отлично. А у кого профессия совпадает с тем, кем вы хотели стать в детстве?

Родители поднимают руки.

Слово педагога: А кто работает по той специальности, которой ещё не существовало, когда вы были детьми?

Родители поднимают руки.

Слово педагога: Кто выбрал профессию по совету родителей?

Родители поднимают руки.

Слово педагога: А теперь, скажите, кто уже начал всерьёз говорить с детьми о том, кем они хотят стать в будущем? Что вы от них слышите?

Два-три ответа.

Слово педагога: А что вы им на это отвечаете?

Два-три ответа.

Слово педагога: Наверняка мои вопросы всколыхнули много воспоминаний — кто-то рад своему выбору в прошлом, кто-то думает, что сейчас выбрал бы другой профессиональный путь. Конечно, многие вещи к нам приходят с опытом и взрослением, и нашим детям тоже предстоит пройти свой путь. Но если мы сможем их грамотно подготовить к этому пути, то дорога будет намного легче. Ведь профориентация не сводится к тому, чтобы ответить на вопросы: какую профессию выбрать и куда пойти учиться. Её возможности намного шире.

Давайте посмотрим ролик о том, как сегодня работает система профориентации в России.

6-7 класс — это только начало профориентационного пути. В этом случае основной акцент делается на его интересах и склонностях, слабых и сильных сторонах. Наша цель — не перегрузить его сложной информацией, а заинтересовать и дать общее представление о самых разных сферах.

Для 8-9 класса уже открываются новые возможности: в этом возрасте дети проявляют более прицельный интерес к профессиям, интересуются организациями профессионального образования, задумываются, куда пойти после 9 класса, какие предметы выбирать для сдачи ОГЭ. На этом этапе важно помочь ребёнку с выбором подготовительных курсов и профиля обучения, а также с выбором уровня образования. Также важно начать изучение рынка труда и принципов выбора профессии.

Видеоролик «Что бы дети хотели сказать родителям?»

Слово педагога: Совсем скоро мы поговорим о том, как родители могут помочь в процессе профориентации. А прямо сейчас давайте послушаем: что бы дети сказали вам, своим родителям?

Слово педагога: Этот небольшой ролик уже о многом говорит. Давайте сейчас немного порассуждаем. Как вы думаете, насколько важна роль родителя в профориентациии? И как мы можем быть полезными нашим детям?

Ответы родителей.

Слово педагога: Так или иначе, мы всегда являемся примером для наших детей:  они наблюдают за нашими жизнями, видят, как мы общаемся друг с другом, слышат наши рассказы о работе. И когда речь заходит о профессиональном самоопределении, самый первый и яркий пример, который у ребёнка буквально перед глазами — это профессии его родителей. Задумайтесь, что вы говорите, когда приходите вечером с работы? Какие эмоции испытываете? Всё это влияет на ребёнка, его ассоциации с работой, трудом и взрослой жизнью. И, конечно, детям важно наше мнение об их выборе профессионального пути. Одобрим ли мы его, озадачимся им или отвергнем?

Порой так хочется наших детей предостеречь, направить, защитить от всех ошибок, а ребёнок воспринимает заботу как скучные наставления или строгие запреты. Самое важное здесь — доверие и диалог. Важно слушать и слышать своего ребёнка, даже если то, что он говорит, кажется вам наивным или поверхностным, ведь интерес и поддержка родителя — то, что нужно детям в любом возрасте.

Но как правильно поддержать ребёнка? Как высказать свои опасения так, чтобы ребёнок не закрылся и не перестал проявлять инициативу? Как говорить с теми ребятами, кто не настроен на диалог? А может быть, вы сами не готовы или сомневаетесь в эффективности таких бесед, да и профориентации в целом? В рамках единой модели профориентации уже существует отдельный блок, разработанный специально для родителей. В нём есть множество полезных инструментов, но прежде, чем мы к ним перейдём, я хочу предложить вам поделиться своим опытом и наблюдениями.

Предложите родителям поделиться собственным опытом выбора профессии или опытом со старшими детьми, проблемными ситуациями и тем, как их удалось решить.

  1. Интересуйтесь мнением ребёнка, безоценочно и искренне
  2. Расскажите ребёнку о своём пути
  3. Пользуйтесь ресурсами проекта «Билет в будущее»
  4. Выбирайте образование вместе с ребёнком, а не вместо ребёнка
  5. Помните, что профессиональный выбор — это самая увлекательная задача в жизни

Как построить диалог с ребёнком о профориентации?

В этом возрасте дети интересуются модными и яркими профессиями. Они формируют свою картину профессионального взрослого мира, сопоставляют с профессиями хорошо знакомые им школьные предметы. И, конечно, пробуют новые увлечения и ищут свои хобби.

  • Для начала этого разговора важно понять, волнуют ли ребёнка вопросы выбора будущей профессиональной жизни, и если да, то какие именно.
  • Если ребёнка пока что не интересуют эти вопросы, то можно при случае спросить его о том, хотел ли бы он заниматься чем-то подобным тому, что делает понравившийся ему герой вместе просмотренного фильма или какой-либо интересный знакомый. Также можно время от времени спрашивать, хотел ли бы он на постоянной основе решать жизненные задачи, с которыми он уже столкнулся в жизни, книге, фильме.
  • Вместе с ребёнком можно смотреть фильмы и обсуждать их вместе. Даже его любимая компьютерная игра может стать поводом для разговора о профориентации. Например, можно обсудить, кто из героев (фильма, игры, книги) нравится ребёнку больше всего и почему. Можно порассуждать на следующие темы: «Что герой делал правильно, а что нет?», «Как бы ты поступил на его месте?», «Что ты узнал нового?», «Вот герой работает в офисе. А ты бы хотел(а) работать в офисе постоянно?», «Каким ты видишь своё место работы?» Таким образом, родители могут предложить своему ребёнку смоделировать образ будущего и вместе пофантазировать: «Кем ты видишь себя через 10 лет?»
  • Важно серьёзно относиться ко всем мыслям и суждениям, которые высказывает ребёнок, не высмеивать их, даже если они кажутся взрослому очень необоснованными, поверхностными, далёкими от реальности.
  • В этом возрасте особенно важно увлечь ребёнка миром профессий и его разнообразием, чтобы создать у него общую картину того, чем и как можно заниматься в современном мире. Можно привлечь к рассказам о профессиях родственников и друзей, людей из близкого круга.
  • Родитель может помочь ребёнку в выборе увлечения, хобби, дополнительного образования. При этом важно ориентироваться на интересы и склонности ребёнка.
  • Чтобы выявить их, подойдут следующие действия:

Наблюдение за собой. Можно составить список вопросов, на которые ребёнок сможет честно ответить для себя:

  • какие качества я считаю лучшими в себе?
  • что я умею лучше других?
  • какие предметы в школе мне удаются?
  • какие предметы мне интересны?
  • в какой момент времени я чувствую себя абсолютно счастливым(ой)?
  • в какой ситуации я чувствую себя комфортно?
  • какие виды деятельности в школе мне не нравятся?
  • какие профессии мне могли бы подойти?

Сбор мнения окружающих. На вопросы из списка для самонаблюдения можно попросить ответить близких (родителей, родственников) и друзей. Это поможет ребёнку сложить более объективную картину о себе.

Посещение новых дополнительных занятий и включение в новые коллективы. Такой способ помогает ребёнку «выйти из зоны комфорта» и открыть новые стороны своей личности, лучше узнать себя, сформировать новые интересы и круг знакомых.

Ответы на популярные вопросы:

Как поддержать ребёнка, если вам не нравится выбранная им профессия?

  • Если родитель в корне не согласен с подростком — он может высказать своё мнение, привести аргументы, попросить подростка обосновать его мнение, но доверие возможно лишь в случае, если подросток может свободно высказать то, что он думает, и почувствовать, что родители слышат его даже тогда, когда не согласны с ним.
  • Важно выяснить отношение подростка к этой ситуации: что он считает для себя важным, как он понимает ваши аргументы за или против той или иной специальности.
  • Если вы настаиваете на выборе конкретной специальности, стоит выяснить, нет ли у ребёнка ощущения безысходности, представляет ли он себе какие-то альтернативы и если да, то в какой временной перспективе. Важно помочь ему определить, на что он может повлиять в данной ситуации, а на что — пока не может; что именно он способен сделать уже сейчас, чтобы в будущем иметь больше возможностей определять своё будущее.
  • Родителю важно понять, связаны ли его установки с серьёзными социально-экономическими ограничениями семьи, которые подросток должен осознавать, чтобы не строить воздушных замков? В частности, должен ли подросток обязательно получить профессию в том регионе, где он живёт, есть ли у него какие-либо материальные обязательства перед родителями в будущем? Эти вопросы позволяют очертить сферу ограничений, возможностей и ответственности подростка вместе с ним.
  • И родителю, и самому ребёнку важно хорошо понимать интересы и сильные стороны ребёнка, важные при совершении профессионального выбора. Родители могут поделиться с подростком своим мнением о нём. При этом важно дать подростку возможность откликнуться на эту обратную связь, сформировать собственное отношение к подобным суждениям родителей. Если оценки не совпадают, необходимо ненавязчиво выявить причину разных взглядов на сильные стороны подростка (что важно для коррекции его завышенной или заниженной самооценки), а также соотнести выделенные сильные и слабые стороны или интересы подростка с успехами в школьном обучении и результатами профориентационного тестирования. Наличие подобных соответствий или противоречий позволит подростку более осознанно относиться к профессиональному выбору.
  • Важно принять, что каждый человек уникален и выбирать профессию важно, ориентируясь, в первую очередь, на свои интересы, способности и особенности характера. Рынок постоянно меняется. Но если молодому человеку интересно развиваться в любимой профессии, он будет востребован как специалист и всегда найдёт своё дело.

Как рассказывать ребёнку о своём профессиональном пути?

  • Важно говорить (а ещё лучше — показывать на собственном примере), что профессиональный труд может и должен приносить удовлетворение и радость, причём не только себе, но и всему обществу, и важно понимать, ради чего стоит трудиться.
  • Родитель может рассказывать о своей работе в реалистичном ключе: упоминать о том, что ему нравится в профессии, что не нравится, делиться смешными историями, историями успешного выполнения профессиональных задач на доступном ребёнку языке.
  • Можно поделиться имеющимся в семье опытом профессионального самоопределения (в одном поколении или даже в нескольких). Это может дать подростку важнейшую точку отсчёта или набор альтернатив. Например, родитель может проанализировать основания своего собственного профессионального выбора и передать ребёнку свою оценку: какими основаниями выбора стоит руководствоваться (а какими — нет), каких ошибок необходимо избегать, в чём различие и многообразие опыта разных членов семьи, какие изменения претерпел мир профессий в современном мире.
  • Ценно, если родители поделятся собственным опытом: какие возможности и благодаря чему открывались им уже после выбора профессии, с какими рисками они сталкивались, какие решения принимали, как формировалась их профессиональная позиция, был ли у них опыт профессиональной переподготовки и чем он был вызван. Важно провести различие между карьерным ростом, определяющим социальную успешность, и интересом собственно к профессии, к совершенствованию профессионального мастерства.

Что делать, если ребёнок даже слышать не хочет о профориентации?

  • За такой ситуацией может скрываться несколько проблем подростка, которые важно выявить: или страх неопределённости, или неловкость от того, что он/она не может ясно выразить своё мнение по поводу выбора профессии, или фатализм: вера в то, что его/её выбор ничего не решает, или безразличие, т.к. все профессии воспринимаются как одинаково безликие и неинтересные. Родитель, со своей стороны, может предложить только свою заинтересованность и диалог. Такой подход можно назвать «системой заботливых вопросов», в которых ясно видна доброжелательность родителя, понимание, что решение должно быть за подростком, отсутствие давления. В этом случае лучше всего обратиться к специалистам (психологам-профконсультантам), а также посмотреть рекомендации для родителей в общедоступном разделе портала «Билет в Будущее».
  • На самом деле, подростки не могут не думать о своём будущем, однако они боятся неизвестного и неопределённого будущего, поэтому стараются не концентрировать своё внимание на этих негативных мыслях. В контексте школьного обучения они привыкают, что им транслируют чужое знание, которое они должны усвоить. Ситуация профориентации предполагает обратную позицию: подросток должен самостоятельно (или с некоторой помощью) разобраться в неизвестном, совершить выбор жизненного пути и взять на себя за это ответственность. Поэтому, если кажется, что ребёнка не волнует будущее, скорее всего, в этом случае нужно рассказать, что профессиональная самореализация в идеале приносит множество выгод и ему и окружающим, а затем предложить ему вместе разобраться в карьерных перспективах.

Для чего нужна профориентация, если ребёнок уже сделал свой профессиональный выбор (выбрал ту или иную профессию)?

  • Стоит помнить, что профориентация не сводится к выбору конкретной сферы деятельности или профессии — это полноценная система знаний о современном рынке труда, который постоянно меняется, целый спектр полезных навыков и компетенций, которые пригодятся любому специалисту. К тому же последние десятилетия на рынке труда заметна тенденция к пересечению профессиональных направлений, когда человек со всеми его разносторонними талантами становится успешен и получает востребованность как мастер своего дела именно потому, что у него есть знания и навыки из разных областей.

Профориентационное взаимодействие школы и родителей

Слово педагога: Спасибо! Дорогие родители, нам предстоит большая, грандиозная работа. Но вместе мы обязательно поможем нашим детям найти свой путь в жизни и определиться в мире профессий. Помните, что ответы на свои вопросы вы можете самостоятельно найти на ресурсах курса «Россия — мои горизонты».

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания по профориентации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСценарий родительского собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?»       « Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит...

родительское собрание по профориентациии.

Что необходимо знать родителям о профориетации....

Родительское собрание "Успешный ребенок" из цикла собраний "Жизненный путь счастливого человека"

Родительское собрание «Успешный ребенок»Холопова Екатерина СергеевнаМОУ «СОШ» с. КорткеросУчитель английского языкаЗА ОСНОВУ ВЗЯТА РАБОТА БОЙКО НАТАЛЬИ ЛЕОНИДОВНЫ "РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБИРАНИЕ "УСПЕШНЫЙ РЕБ...

Родительское собрание по профориентации

Родительское собрание по профориентации...

Презентация родительского собрания по профориентации

Вместе, но не вместо…, или как помочь ребенку в выборе профессии?...

Презентация "Мастер-класс. Родительское собрание "Современная профориентация. Билет в будущее".

Презентация предназначена для проведения родительского собрания в 9 классе, беседы с родителями и детьми о выборе будущей профессии подростка....

Родительское собрание по профориентации.

Материал к родительскому собранию...