Статья "Как сделать школьные годы ребенка более комфортными."
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Володина Юлия Николаевна

В данной статье  рассматриваюся некоторые проблемы, с которыми сталкиваются школьники и их родители на протяжении школьной жизни ребенка, анализирутся причины их возникновения и предлагаются возможные способы устранения и предотвращения таких проблем. Статья может быть полезна как родителям, так  и учителям для понимания причин происходящих с ребенком событий и путей устранения проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sdelat_shkolnye_gody_rebenka_komfortnymi.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Как сделать школьные годы ребенка более комфортными.

Ребенку исполняется 6-7 лет, и родители приводят его в школу. А дальше у многих  детей начинаются различные проблемы. Рассмотрим некоторые из них, проанализируем причины их возникновения и подумаем, как этого избежать.

  1. Ребенок может не поладить с одноклассниками, или с учителем, и это для него очень большая проблема. Он будет думать об этом постоянно, его могут захлестнуть эмоции, и он вообще не захочет ходить в школу. Думать об учебе в таком состоянии ребенок просто не сможет. Он станет нервным, к уже существующей проблеме общения добавится проблема неуспеваемости. Ребенок начнет осознанно или неосознанно искать возможность не ходить в школу. При этом он может «уйти в болезнь».  Родители будут ломать голову, что не так со здоровьем, а причина частых болезней окажется чисто психологической. Кроме как «уйти в болезнь», ребенок может начать прогуливать занятия, что безусловно приведет к гораздо большим и серьезным проблемам.
  2. Ребенок может попасть в очень сложную ситуацию, когда родители требуют от него хорошей или отличной успеваемости, а он не справляется с этой задачей. Тогда он начинает списывать, хитрить, врать родителям, учителям. Отношение учителей к такому ребенку, как правило, портится, возникает недопонимание, обоюдное раздражение. Пребывание в школе для такого ребенка перестает быть приятным. Тем более, что ложь и обман рано или поздно раскрываются, и ребенку на какое-то время становится совсем плохо.
  3. Бывают ситуации, когда ребенок (или его родители) делают неправильный выбор направления обучения. Как правило, мы, взрослые выбираем для своего ребенка более престижный, более модный или востребованный профиль его дальнейшей деятельности. И подчас этот выбор совсем не учитывает наклонности и способности ребенка. Мы требуем от него, чтобы он изучал углубленно выбранные нами предметы, а ему они либо неинтересны, либо раздражают его на все 100. Он старательно выполняет требования родителей, но ничего, кроме нарастающего внутреннего отвращения, к этому процессу не испытывает. Я в свое время сделала именно эту ошибку в отношении своей дочери, о чем сейчас очень жалею. Она с детства любила рисовать, и у нее это хорошо получалось. Когда пришло время выбирать университет и факультет, она выбрала ИТМО и компьютерную графику. Дочь проходила по баллам на эту специальность, но я ее отговорила. Я была уверена, что информационная безопасность намного перспективней. Она была послушной дочерью и поступила на информационную безопасность, закончила учебу с красным дипломом и, успешно работая по специальности, не испытывала от своей работы ни малейшего удовольствия. В какой-то момент времени она взяла в руки кисти, краски и начала рисовать. Нашла обучающие роки в интернете, сейчас в свободное время пишет картины и получает от этого огромное удовольствие. А я все время думаю, как бы ей было приятно работать по той специальности, которую она сама себе выбрала.
  4. Еще одна проблема, которая часто возникает у детей в школьные годы – это так называемая «плохая компания», в которую попал ребенок. Здесь могут быть различные проказы, перерастающие со временем в хулиганства, прогулы, попытки распить спиртные напитки и т.д. Хорошо учиться в такой компании считается не престижным, поэтому у ребенка, попавшего в такую компанию, очень быстро начинаются проблемы с учебой, с учителями, с одноклассниками, настроенными на серьезное обучение, а может и с правоохранительными органами. Иногда бывает, когда роль так называемой «плохой компании» играют дети, которые не настроены на постоянные шалости и хулиганства, но просто в силу своего темперамента, оказавшись вместе, отвлекают друг друга от учебного процесса, просто мешают друг другу.
  5. Проблема, появившаяся у наших детей сравнительно недавно – это проблема «зависимости» от мобильного телефона. Как утверждают медики, существуют разные виды зависимостей. Про опасность наркотической и никотиновой зависимостей всем уже давно хорошо известно. Но существует еще одна не менее опасная зависимость – игровая. Конечно, закрытие казино намного облегчило судьбу людей, страдающих игровой зависимостью и их родных и близких, но полностью эта проблема не ушла. На смену игр в казино и игровых автоматах пришли компьютерные и телефонные игры. И, к сожалению, наши дети попали в эту зависимость. С каждым годом становится все больше и больше детей, которые любыми правдами и неправдами везде (на уроке под партой, на перемене в туалете, в транспорте, дома под одеялом…) достают мобильный телефон и начинают играть. То, что у них начинается «ломка» как у наркоманов, когда у них отбирают мобильный телефон, это только одна часть беды. Вторая ее часть заключается в том, что мы, взрослые не в состоянии проконтролировать, в какую именно игру сейчас играет наш ребенок. А есть и ролевые игры, и куда приведет ребенка такая игра (на крышу, в подвал, в лес…), мы предсказать не можем. И тем более не можем предугадать, чем такая игра для ребенка закончится.

Что же делать родителям, если они видят, что с их ребенком в школе происходит что-то не то? Постараюсь дать несколько, на мой взгляд, полезных советов.

  1. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны правильно выстроить свои отношения с ребенком. Рассмотрим ситуацию, описанную в п.1. Если родители неподдельно интересуются личной жизнью своего ребенка, разговаривают с ним, расспрашивают его обо всем, что с ним происходило за день, живо обсуждают с ним его проблемы, если ребенок чувствует, что рядом не просто мама, или папа, а надежный верный друг, он вам сам все расскажет. В этой ситуации не надо его ругать, если он не прав. Поговорите с ним, порассуждайте на тему того, что случилось. Объясните ребенку, почему получилось так, подскажите, что надо сделать, чтобы исправить ситуацию, как лучше себя вести, чтобы таких ситуаций не возникало. Если вы понимаете, что сам ребенок не может справиться с ситуацией, помогите ему. Дайте понять ребенку, что он может вам рассказать все, и вы ему обязательно поможете.

Все это будет возможно только в том случае, если ваш ребенок вам доверяет, если он привык делиться с вами всеми своими проблемами. А это возможно только в том случае, когда вы разговариваете со своим ребенком на темы, которые волнуют его, обсуждаете с ним то, что ему интересно. Никакие дорогие, модные и «навороченные» игрушки не заменят вашему ребенку живого интересного и теплого общения с вами.

  1. Теперь рассмотрим ситуацию из п.2. В моей практике был такой случай. Я получила пятый класс. Там был ученик, который в начальной школе учился на одни пятерки. Написали проверочную работу, и он получил 4. Через несколько дней написали контрольную работу. Там была задача, в которой этот ученик сделал очень своеобразную ошибку, поэтому я хорошо запомнила, что он написал. На следующий день я провела разбор работы и, в том числе, показала, как нужно было решить эту задачу. После урока ко мне подходит этот ученик, показывает свою тетрадь и говорит: «Смотрите, у меня написано точно так, как Вы показывали, а Вы мне это зачеркнули». В итоге после некоторых разбирательств оказалось, что работа была написана ручкой-шпионом, поэтому неправильное решение легко удалилось и на его месте появилось другое решение.

Почему возникла такая ситуация? От ребенка дома требовали пятерок, он как мог, пытался их получать. За четверки, как потом выяснилось, ребенка дома ругали, и он боялся получить меньше пяти. В итоге ничего хорошего не получилось. Как избежать такого развития событий? На мой взгляд, никогда не надо ругать ребенка за оценку, даже если она неудовлетворительная. Ребенок не должен бояться получить не ту оценку, и, уж точно, он не должен бояться вас, не должен бояться сказать вам, что он получил. Вы можете настраивать ребенка на получение только хороших, или только отличных отметок, он может расстраиваться, что получил не ту отметку, которую рассчитывал получить. Но он не должен бояться! Тогда, получив не то, на что вы с ним рассчитывали, он придет расстроенный, но спокойно, без страха скажет вам, что возникла определенная ситуация. Вы опять-таки же спокойно проанализируете, почему получилось не то, на что вы рассчитывали, и поймете, какую помощь можете оказать своему ребенку, чтобы возникшая  проблема была решена.

Иногда бывают ситуации, когда родители требуют от ребенка хороших отметок, а он не в состоянии их получить. Мы все разные. У одних больше способностей к математике, у других – к изучению языков, третьи пишут гениальную музыку. Надо наблюдать за своим ребенком, смотреть, что у него получается лучше, а что хуже. И если у ребенка нет особых способностей к изучению некоторых предметов, не требуйте от него невозможного. Из этих же соображений выбирайте профильное обучение. Образно выражаясь, не заставляйте ребенка, лишенного музыкального слуха, поступать в консерваторию. Ему там будет очень плохо, даже если он туда каким-то чудом поступит.

  1. Теперь поговорим о ситуации, описанной в п.4. Как избежать попадания в «плохую компанию»? Решение этой проблемы опять упирается в правильное выстраивание отношений с ребенком. Если вы с вашим ребенком – друзья, если он привык делиться с вами всем, что с ним происходит, он в первую очередь придет к вам за советом, если почувствует, что его друзья втягивают его во что-то не то. Кроме этого, вам, как родителям, нужно знать, с кем общается ваш ребенок. Вы должны знать его друзей, познакомиться с родителями друзей, понимать и знать круг интересов и уровень воспитания друзей вашего ребенка. Моя бабушка завела в своей семье одно правило. Все друзья ее троих детей очень часто собирались вместе у нее дома. Подруги говорили ей: «Зачем тебе эти заботы и эти расходы?» На это она всегда отвечала:  «Я хочу знать, с кем общаются мои дети». Потом это бабушкино правило стало традицией в нашей семье. Его использовала моя мама, когда растила меня, его использовала я, когда росла моя дочь. Я думаю, это очень мудрое правило. И хотя оно сопряжено с немалыми физическими и материальными затратами, результат окупает все.
  2. Что же касается проблемы игровой зависимости, я думаю, здесь самым хорошим средством будет предупредить привязанность ребенка к телефону. Наблюдая за своими учениками, я вижу, что далеко не все подвержены этой болезни. Те, кто смог избежать данной участи, как правило, очень разносторонне развитые дети. Они умеют общаться, им есть о чем поговорить, что обсудить. Телефон – не самый интересный предмет в их жизни.

Если с малых лет заниматься с ребенком, не откупаться от него дорогими игрушками, мультфильмами и телефоном, он будет развиваться в том направлении, которое зададите вы. Вы научите его общаться, рассказывать, рассуждать, приучите к тому, что живое общение гораздо интереснее, чем просмотр чего-либо в телефоне. А если вы поможете своему ребенку найти таких же разносторонне развитых друзей, то вероятность получить в будущем игровую зависимость для вашего ребенка будет стремиться к нулю.

Мы рассмотрели несколько проблем, которые возникают у детей в школьные годы. Разумеется, перечислить все проблемы всех детей невозможно. Но, я надеюсь, что мои рассуждения на эту тему кому-нибудь окажутся полезными. Желаю удачи вам и вашим детям. Спасибо за внимание.

Володина Ю. Н., учитель с 1989 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как сделать Интернет для детей более безопасным"

Количество пользователей Интернета детского возраста растет с каждым годом. При этом большинство из них получают информацию без надзора взрослых. Последствия этой закономерности непредсказуемы. Наибол...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ», РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»,РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

"Как сделать День рождения ребенка незабываемым"

Практические советы родителям по организации  День рождения ребенка или детского праздника....

Фразы, необходимые ребенку для комфортного нахождения в классе.

В данной работе собраны необходимые фразы для элементарной коммуникации с учителем и одноклассниками....

25 СПОСОБОВ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ВАС СЛУШАЛ

Советы родителям, которые помогут установить с ребенком контакт, настроить его на общение со взрослым....