Тренинг семейных отношений «Тепло семьи»
план-конспект

Коробова Ольга Фёдоровна

Занятие с элементами тренинга для родителей и детей на муниципальном детско-родительском слете: "Дети. Родители. Событие". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teplo_semi.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг семейных отношений

«Тепло семьи»

Цель: способствовать  сплочению членов семьи.

Задачи

  • создание в группе доброжелательной, доверительной атмосферы в группе,
  • вызвать интерес у детей и настроить их на работу в группе,
  • предоставить участникам возможность лучше узнать друг друга,
  • формирование умения слушать и давать обратную связь,
  • способствовать безоценочному принятию родителями детей, детьми родителей
  • эмоциональная разрядка (показать, как можно приемлемым, увлекательным способом сбрасывать накопившуюся агрессию),
  • развитие коммуникативных навыков.
  • способствовать формированию целостности семьи,
  • актуализация жизненных ценностей семьи.

Ожидаемый результат: 

  • развитие рефлексивных особенностей,
  • снятие напряжения,
  • развитие эмпатии,
  • выявление семейных ценностей,
  • сплочение членов семьи.

Форма проведения: тренинг.

Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги А3 10 шт., скотч, карандаши цветные и простые, ластики, фломастеры, краски, кисточки, вода, ножницы, журналы, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие. Знакомство с членами группы (с входной рефлексией).

Время: 10 мин.

Давайте сядем поудобнее, образуя кружочек, чтобы всех было видно. Прежде чем вместе начать наше занятие – познакомимся. И в этом нам поможет волшебный клубочек. Передавайте его друг другу, представьтесь и скажите какое-нибудь хорошее ваше качество характера начинающееся на первую букву вашего имени (Люба  - любящая). Родители помогают детям – рассказывают причину выбора имени своему ребёнку).

2. Принятие правил группы

Время: 3 мин.

Прежде чем мы перейдем к упражнению необходимо принять правила.

«Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, необходимо правила, которые будут соблюдаться всеми:

  • конфиденциальность
  • доброжелательность и уважение
  • активность
  • правило «СТОП»
  • один в эфире
  • правило «Я - высказывания»
  • правило на запрет давать оценку
  • принцип «здесь и сейчас»
  • телефоны в беззвучный режим

Анализ упражнения:

  • В какой степени предложенные правила ясны участникам?
  • Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительными?
  • Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?

3. Упражнение «Продолжить фразу…»

Время: 10 мин.

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим:

«Я не люблю когда…..»

«Я люблю когда…..»

«Мне радостно, когда...»

«Мне грустно, когда...»

«Я сержусь, когда…»

«Я горжусь собой, когда…»

«Я мечтаю о том, что …». Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу.

«Самые счастливые события в жизни». Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их.

4. Упражнение «Идеальный родитель и идеальный ребенок»

Время: 15 мин

Дети отдельно от родителей составляют список, который характеризует идеального родителя.

Родители, объединившись, составляют свой список характеристик идеального ребенка.

После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить являются ли они таковыми, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального родителя, либо идеального ребенка».

На следующем этапе участников подводят к тому, что ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого дети не перестают любить родителей, а родители детей. Упражнение заканчивается тем, что составленные списки разрываются, а пары (родитель - ребенок) обнимаются.

5. Игра «Я тебя слышу»

Время: 7 мин

Работа с МАК. Дети садятся в круг, берут карточки-вопросы и по очереди на них отвечают. Родители сидят и слушают своих детей.

Рефлексия.

6. Упражнение «Рисуем герб семьи»

Время: 25 мин.

Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить.

Геральдика - наука о гербах - одна  из вспомогательных  исторических наук. Возникла она в Германии, и у нее есть свои законы.  Например,  грифон - символ  могущества  и  власти - на гербе Севастополя  должен быть только серебряного цвета, так как серебро символизирует невинность и доброту.  А красный цвет поля – символ  храбрости

Ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.

В гербе можно увидеть силу и мощь рода, дерзание и вдохновение его отдельных членов, исследовать традиции и преемственность поколений. Герб олицетворяет верность дому и роду, ведет по выверенному веками пути созидания и укрепления государственности, дарует паять о великих свершениях, предостерегает от ошибок и опасностей. В гербе большая сила и держать должны его сильные руки.

Пришло время нам придумать герб и разместить их на свой щит. Ведущий раздает участникам игры одноразовые бумажные тарелочки, которые играют роль щитов, цветные карандаши, мелки и фломастеры.

Рисование должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

Мы держим в руках могучие средство защиты, источники силы и вдохновения – ваши гербы. В них – мудрость и прозорливость, личный опыт и опыт предыдущих поколений. В этих гербах отражены высота устремлений и жизненно важные ценности.

Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.

Рефлексия. Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.

При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).

  • каковы ваши впечатления от этого упражнения?
  • о чем побудило задуматься создание герба?

7. Рефлексия на выходе

Время: 10 мин.

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

- Ваши пожелания.

8. Ритуал прощания

Мы завершаем наше тренинговое занятие. А сейчас будем передавать свечу по кругу и говорить теплые слова. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок СБО в 9 классе "Семья. Семейные отношения".

Урок по теме "Семейные отношения" с презентацией....

Презентация к уроку обществознания в 5 классе (фгос) по теме: "Семья и семейные отношения"

Презентация к уроку обществознания в 5 классе (фгос) по теме: "Семья и семейные отношения"...

Урок в 6 классе по теме "Семья и семейные отношения"

Медиаурок с использованием интерактивной доски....

Разработка урока в 10 классе «Семейные отношения, конфликты в семье»

Тема урока: «Семейные отношения, конфликты в семье»Тип урока: урок обобщения новых знаний.Вид урока: урок - дебатыЦель урока: повторение и  закрепление лексического материала по теме «Семейные от...

Занятие по подготовке ребенка к помещению в принимающую семью на тему: «Семья и семейные отношения»

Семья - обязательная часть любого общества, любого государства. Главное её предназначение состоит в том, чтобы не иссякал род человеческий, появлялись все новые и новые поколения, развивалось об...

Занятие с элементами тренинга «Конфликты в семейных отношениях и их влияние на развитие и воспитание ребёнка»

Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.Задачи: - Научиться разрешать конфликты мирным путем, не ...

Классный час. Урок-тренинг Психология семейных отношений

Классный час. Урок-тренинг Психология семейных отношений...