ДШИ и семья: актуальные формы взаимодействия.
материал
Дополнительное образоание по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного процесса. Учреждения дополнтельного образования должны являться также школой и для родителей, т. к. они в процессе воспитания подростка сталкиваются с определенными проблемами. Активное и плодотворное взаимодействие ДШИ с семьей учащегося является одним из условий полноценного, приносящего конкретный результат педагогического воздействия. В данной работе рассмотрены основные формы взаимодействия с родителями, опробованные в учебной жизни учащегося и его семьи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная школа и семья: актуальные формы взаимодействия.
Почему я решила взять для изучения эту темы. На это меня наталкнул случай с мамой моей ученицы. Я ей позвонила и хотела сказать, что ее дочь стала хуже заниматься, на что она спросила: « Надежда Юрьевна. это по вокалу ей надо позаниматься?» Я ей ответила, что нет, нужно по фортепиано. Она конечно извинилась, что она не много перепутала преподавателей. Отсюда я сделала для себя вывод, что возможно необходимо более тесно работать с родителями в индивидуальных дисциплинах. Чтобы родители имели больше представления, чем занимаются их дети.
К сожалению, общество, испытывает духовный кризис, не имеет единой идеологии, отошедшем в своем историческом развитии от своих духовных и национальных корней. Глобальная распространенность, вездесущность массовой культуры приводит сегодня к снижению роли институтов семьи и образования в музыкально-воспитательном процессе, выдвигая на первый план средства массовой информации. Сила их воздействия так велика, что познавательный материал и творческий импульс молодые получают от экранной культуры, а не из традиционных источников.
Сегодня, благодаря средствам массовой информации, аудио- и СD-тиражированию, обслуживающему индустриально-коммерческие интересы, на первый план вышло так называемое потребительское искусство; упрощенная, малохудожественная музыка, а иногда и низкопробная, лишенная подлинного смысла. В условиях противоречивого, нередко деструктивного воздействия современной музыкальной ситуации на развитие подрастающего поколения представляется важным формирование музыкальной культуры подростков как части духовной культуры, содержащей нравственную основу и ценностные ориентиры.
Родители нередко и сами имеют низкую культуру, так как нравственный уро-вень общества снизился. На уровне семьи среда нередко не может оказывать на подростка основополагающее педагогическое воздействие, в том числе и на приобретение ребенком музыкального опыта.
На этом фоне особую значимость приобретает деятельность учреждений сис-темы дополнительного образования, которая в силу своей «дополнительности» основывается на добровольном, целенаправленном и осмысленном участии подростков в учебно-воспитательном процессе. Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, которое сложилось в современном российском обществе, и предъявляющая к воспитанникам определенные требования. Учреждения дополнительного образования должны являться также школой и для родителей, так как они в процессе воспитания подростка сталкиваются с серьезнейшими проблемами.
Активное и плодотворное взаимодействие ДШИ с семьёй учащегося является одним из условий полноценного, приносящего конкретные результаты педагогического воздействия. Значимость данного направления в работе педагога–музыканта сложно переоценить, поскольку социокультурные основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь, его ближайшее окружение – семья. Правильная организация работы с семьёй учащихся помогает в решении многих задач, актуальных для ДШИ в современных условиях.
И поэтому одной из основных целью работы с родителями является объединение и координация работы семьи и ДШИ для решения поставленных задач. Какие задачи ставятся при работе с родителями:
- Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через разнообразные формы дифференцированной работы;
- Активизировать участие родителей в мероприятиях ДШИ, приобщить их к музыкальному искусству;
- Способствовать развитию совмкстной музыкально-художественной деятельности родителей и детей.
- Выявление и совместное решение проблем, создание единого воспитательного, образовательного пространства « школа –семья».
Исходя поставленной цели, существуют 3 основные направления сотрудничества ДМШ с родителями:
1. Информирование и психолого-педагогическое просвещение
родителей.
В ДШИ используются традиционные, зарекомендовавшие себя формы работы с семьей учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные. На сайте школы родители могут получить полную информацию о жизни школы, ознакомиться с расписанием занятий, планом мероприятий.
Групповые формы (собрания, дни открытых дверей, открытые занятия) предназначены для ознакомления родителей с программами обучения, консультаций по организации учебного процесса и домашних занятий. На классных собраниях рассматриваются такие важные вопросы как организация домашней музыкальной среды (очень хорошо можно было отследить, когда были дистанционные уроки, как сидит ребенок, какой стул т.д.). Создание правильного информационного окружения (предлагать родителям прослушать совместно дома записи исполнений, прочитать литературное произведение, просмотр картин), освоение нового распорядка дня, поддержку первых успехов и неудач (Разбирать успехи, хвалить ребенка, но ни в коем случае не ругать, если ребенок не смог достойно сдать экзамен или сорвался на конкурсе. Объяснять родителям, что из каждого случая нужно вынести что-то новое для себя. Обсудить, что по их мнению стало причиной неудачи. Существует закон перехода количества в качество, но даже не очень хорошее качество –Это тоже определенный результат.) Наблюдение за эмоциональным и физическим состоянием ребёнка, предупреждение ситуаций психологического дискомфорта. Темы для бесед следует подбирать с учетом пожеланий самих родителей, руководствуясь результатами анкетирования. ( Например: после концерта класса предложить родителям анкету с вопросами.) слайд4
В индивидуальных беседах обсуждаются особенности характера ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности здоровья;
мотивации учения и т. д. Как правило, высокая учебная мотивация формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. В беседах с родителями преподаватель рекомендует для ознакомления психолого -педагогическую литературу (особенности возрастной психологии посмотреть), интересные публикации, рассказывает о разнообразии возможных форм семейного музыкального образования.
Родители должны формировать у ребенка установку, что процесс познания нового - это интересно, важно. И поддерживать эту установку очень просто -нужно дома слушать музыку, интересоваться новостями культуры, вместе ходить на концерты, выставки, в театр. Преподаватель должен рекомендовать какие концерты посетить. В современных условиях добавилось активное использование интернет - ресурсов (видео- и аудиозаписи музыкальных произведений). Ещё рекомендуется создание домашней фонотеки, видеоархива выступлений ребёнка. Мной было замечено, что в сегодняшнее время, время цифровых технология, родители активнее реагируют на пожелания педагога при личной беседе через мессенджеры или звонки по телефону. (Мама Князева Глеба лично просила ей писать в вайбер, а не в дневник. Так родители могут получить более точную информацию для решения сложившейся проблемы и т.д.)
2. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Участие в работе совета школы, в работе родительского комитета ставит родителей в деятельностную позицию, дает возможность проявить инициативу. Возможность обсуждать определенные вопросы, создавать проекты мероприятий, разрабатывать варианты решения проблем, обмениваться опытом способствует повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка. ( На примере садиков. У моего сына родители вместе с детьми делали снежные фигуры, украшали участки. Это формирует более крепкие связи между детьми и родителями. Для муз.школы можно привести пример в организации концерта – класса: покупка подарков детям, цветов, украшение зала. Следовательно и дома они будут стараться организовать своего ребенка к занятиям, тем самым повышать интерес для учебы в муз.школе)
3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Согласно последним тенденциям, семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но, что особенно важно,
главным партнером школы в самореализации личности ребенка, активным участником образовательно-воспитательного процесса. Поэтому основная задача ДШИ - максимальное включение родителей в педагогический процесс, создание специальных условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в образовательном процессе. Основным средством решения этой задачи является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах и видах.
Одним из самых эффективных форм работы с семьей было и остается родительское собрание. Но если отойти от рамок традиционного проведения встреч в виде отчетов и лекций, и попробовать построить общение не на монологе, а на диалоге, результат может получиться гораздо интереснее и плодотворнее. Как правило, классные родительские собрания в ДШИ сопровождаются концертом учащихся класса. Одним из вариантов проведения такого собрания может стать концерт-викторина, где родители по рисунку должны определить произведение и исполнителя (одного из учащихся класса). Или концерт под названием «Музыкальная шкатулка», где родители заранее готовят карточки с названиями произведений, которые они хотели бы услышать в исполнении своих детей. Затем эти карточки складываются в шкатулку, и на концерте ведущий достает их, определяя очередного исполнителя. Или конкурс, где членами жюри выступают родители. Но ставят не оценки как обычно бывает, а смаилики. По результатам подсчета смайликов можно дать места «Мистер вдохновение», «миссис обаяние», «мистер смелость». Смайлики при такой работе, должны соответствовать номинациям. Такие формы стимулируют родителей внимательнее следить за творчеством своего ребенка, знать его репертуар. (Вариантов можно придумать множество. Можно не смаилики , а корону одевать в определенных номинациях) Данный подход требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки, требует затратить больше сил, энергии, но и результат гораздо ощутимее.
Хочется отметить важность присутствия родителей на любом выступлении их ребёнка. Классные собрания, тематические концерты, музыкальные вечера дома,( личный пример: сын для отца попросил ноты «Каравай», чтобы съиграть папе на день рождения. Папа потом включился в домашнюю работу с сыном) это тоже является своего рода мотивацией для ребенка.
Конкурсы дают возможность ребенку почувствовать, что все его усилия не напрасны. Здесь включается в работу мотив самоутверждения, связанный с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Ребенок своим выступлением доказывает окружающим, что он чего-то стоит, хочет, чтобы его уважали и ценили. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации, способствует повышению интереса к обучению в музыкальной школе.
Участие юного музыканта в конкурсах также требует активного участия родителей. Здесь их роль сводится в оказании моральной поддержки, создании позитивного настроя перед выступлением и бережного отношения к послеконцертным переживаниям. Отдельно хочется сказать про выездные конкурсы, в программу которых помимо конкурсных прослушиваний входят экскурсии, посещения музеев и выставок, мастер-классы. Такие конкурсы дают возможность не только продемонстрировать высокое исполнительское мастерство, но и пообщаться с такими же творческими и увлеченными людьми не в условиях конкуренции, а в непринужденной дружеской обстановке. Очень помогают мессенджеры, т.к. бывает, что родители сами везут своих детей на конкурс. Они дают возможность скорректировать работу учащегося на расстоянии.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей имузыкальной школой. Совместные поездки воспринимаются детьми как приключение. Фотографии с таких поездок выкладываются на сайте школы, в социальных сетях. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с преподавателями, что вызывает желание у многих принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз.
Помимо исполнительских конкурсов, возможно участие в различных творческих конкурсах – на лучшую презентацию своего музыкального произведения, где родители могут оказать помощь в подборе материала и создании презентации; или конкурс на знание истории музыки, подготовка к которому потребует немало времени и сил. И такая совместная творческая деятельность может стать весьма увлекательной как для детей, так и для их родителей.
Очень интересным для семьи становится опыт совместного музицирования. Дети, делая первые шаги на пути к искусству, нуждаются в понимании, поддержке и помощи самых близких им людей. Интересной иплодотворной формой совместной деятельности взрослых и детей является концерт семейных ансамблей. В отличие от сугубо официального академического концерта, концерт «Семейный ансамбль»– это, прежде всего,публичное выступление, праздник, волнение, радость и масса позитивных впечатлений. Эта форма является оптимальной, так как выполняет сразу несколько задач и дает ощутимые результаты, а именно: возможность выступить в публичном концерте – а это мощная мотивация, удовлетворение потребности ребенка в признании, ощущение практической ценности и пользы своего творчества;
готовясь к концерту, все его участники погружаются в атмосферу эпохи, стиля, творчества того или иного композитора, получая при этом необходимые умения и знания, расширяя кругозор;
родители здесь выступают как активные участники. При подготовке к концерту они проводят огромную работу со своим ребёнком: придумывают и разучивают музыкальный номер, репетируют, готовят костюмы и атрибуты. Такая форма работы повышает работоспособность учащихся, делает их более уверенными в себе. Состав ансамблей самый разнообразный: дети выступают с родителями, братьями, сестрами, причем, не всегда имеющими музыкальное образование в прошлом.
Такое совместное творчество близких людей: детей и родителей, братьев и сестер, это не только важный момент образовательного процесса, но и благодатная почва для формирования таких семейных ценностей как общение, желание быть вместе, наличие общих планов и целей. Такие мероприятия вызывают интерес родителей, способствуют их сплочению, приобретению опыта партнерских отношений. В период подготовки к конкурсу или концерту между членами семьи воспитывается уважение, лояльность, ответственность.
Проведенное с детьми время на репетициях создает у ребенка уверенность втом, что его любят и о нем заботятся, он чувствует значимость для своей семьи.
Тщательно выстроенная, продуманная работа с родителями, безусловно,приносит положительный результат. Педагогу нужно не жалеть времени на работу с семьей, на разъяснение той роли, которую оказывает семейная атмосфера на закрепление появившегося интереса к обучению. Планируя работу с родителями, преподаватель должен хорошо представлять особенности каждой семьи, чтобы тщательно, взвешенно и продуманно выбирать методы и формы работы не только с ребенком, но и добиться взаимопонимания с его родителями. Известно, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения проблемы и вопросы, волнующие семьи учащихся. Только при единстве и согласованности действий педагогов и родителей, основанных на заинтересованности,взаимопонимании, любви к детям, может быть достигнута цель духовного,нравственного, культурного развития ребенка, создано единое воспитательное и образовательное пространство.
Список литературы:
1. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. – М.: КИФАРА, 2002.-174с.
2. Жмаев А.Б. Музыкальная школа и её роль в воспитании личности //
Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по
матер. I междунар. науч.- практ. конф. № 1. – Новосибирск: СибАК, 2010
3.интернет ссылка: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-muzykalnoi-kultury-podrostkov-v-usloviyakh-vzaimodeistviya-semi-shkoly-i-uchrez
( ссылка на доклад https://gimis-rk.rkomi.ru/system/attachments/uploads/000/097/901/original/Конференция-АКТУАЛЬНЫЕ_ВОПРОСЫ_ПРАКТИКИ_ПРЕПОДАВАНИЯ_И_ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА_В_ДШИ.pdf) УБРАТЬ
Приложение:
Анкета для родителей:
Предлагается выбрать один из вариантов ответов на вопрос: "да" или "нет".
1.Понравился ли вам концерт?
Если нет, то чего не хватило по Вашему мнению.
2. Понравилась ли вам организация концерта?
Если нет, какие Вы увидели проблемы в организации.
3. С интересом ли ваш ребенок и вы готовились к данному выступлению?
4. Нужно ли вообще проводить такого рода мероприятия?
5. Как вы считаете, повлияло ли участие в этом концерте на творческое, интеллектуальное развитие вашего ребенка?
6. С интересом, желанием ваш ребенок готовит домашнее задание, которое задали ему в музыкальной школе?
7.Помогаете ли вы ребенку при выполнении домашнего задания?
8. Делится ли ваш ребенок придя из музыкальной школы своими впечатлениями?
9. Нравится ли вашему ребенку учиться в музыкальной школе?
Смайлики:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка».
Права и обязанности родителей и детей....
Педагогический совет "Повышение уровня родительской компетентности через разнообразные формы взаимодействия семьи и школы""
Разработка педагогического совета, проводимого в форме дебат...
Педсовет "Повышение уровня родительской компетентности через разнообразные формы взаимодействия семьи и школы""
Презентация к педсовету...
Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка
Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка...

Актуальные формы взаимодействия с родительской общественностью.
Статья посвящена актуальным формам взаимодействия с родительской общественностью в современном мире на основе собственного педагогического и родительского опыта....
«Семья как микрофактор социализации. Разнообразие форм взаимодействия с семьями обучающихся»
Личностью не рождаются, личностью становятся. Происходит это в процессе социализации. Социализироваться, значит научиться жить в обществе, среди людей, овладев правилами и нормами поведения, впис...
«Актуальность организации взаимодействия семьи и школы». (доклад) (форма 14)
laquo;Актуальность организации взаимодействия семьи и школы»....
