Про работу с тревожностью у детей в семье и в школе
консультация

Надысова Ольга Сергеевна

Тревога у детей с особыми возможностями здоровья — это очень распространённое и часто сложное для распознавания состояние. Это не просто «обычное беспокойство», а чувство сильного волнения, страха или напряжения, которое может быть вызвано особенностями здоровья и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл про тревожность16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Для родителей

Работа с тревогой дома и в школе

Тревога у детей с особыми возможностями здоровья — это очень распространённое и часто сложное для распознавания состояние. Это не просто «обычное беспокойство», а чувство сильного волнения, страха или напряжения, которое может быть вызвано особенностями здоровья и развития.

Почему дети с ОВЗ более уязвимы к тревоге? Они часто сталкиваются с рядом трудностей, которые могут провоцировать тревогу. Дети испытывают проблемы с коммуникацией и пониманием. Им может быть сложно понять, что происходит вокруг, выразить свои чувства или задать вопросы, что порождает неуверенность и страх.

Расскажу на примере моего ученика Влада А. Приходя в школу он часто спрашивал: «А что потом? А когда домой? А когда на обед?» У ребёнка нарушена временная связь, он теряется в последовательности времени, поэтому возникает тревожность.  

Вместе с мамой мальчика мы выработали ряд правил, которым постарались следовать. Дома мама составила режим дня, зафиксировала это на листе, и каждый день рассказывала, во сколько он едет в школу и когда она его забирает. Перед уроком я показывала ему расписание уроков, рассказывала ему, каким будет его день, какие его ждут занятия, какие перемены и когда пойдём на обед.  Эти простые способы помогли справиться с частью тревожности. Но это только одна из сторон ежедневного беспокойства.

У особенных детей повышена сенсорная чувствительность.  Они могут быть гипер- или гипочувствительны к звукам, свету, запахам, прикосновениям. Мир может казаться слишком громким, ярким или непредсказуемым. Влад тоже боится громких звуков, даже школьный звонок может у него поднять бурю эмоций. Он может долго приходить в себя, волноваться, метаться. Его приходится брать за руку, успокаивать.

Можно отметить у особенных детей сложности во взаимодействие со сверстниками или взрослыми. Ребёнок может быть непонятым, испуганным или желать изоляции. Но у моего ученика Влада А. таких проблем нет, он очень активно общается и знакомится. Ребёнок проактивен при встрече с людьми. Он может пожать руку незнакомому, заглядывать в глаза, стремится обнять. Приходится переключать его внимание на что-то другое.

Очень триггерят Влада медицинские аспекты. Сама необходимость процедур, частые визиты к врачам становятся источником стресса и тревоги. Многие процедуры могут быть болезненными. После посещения врача Влад целый день рассказывает о визите, демонстрирует, как он сдавал кровь, как у него слушали сердцебиение.  

Самая главная трудность этих детей - трудность  в обучении и выполнении задач. Постоянное ощущение неуспеха или страх совершить ошибку могут усиливать тревожность. Если у Влада что-то не получается, он может скомкать листок с заданиями, разорвать его и выбросить. Может скомкать пластилин, собрать все цвета пластилина в один комок. Чтобы справится с этим состоянием, предлагаю отвлечься в этот момент. Провести музыкальную разминку или поменять вид деятельности.

Итак, как может проявляться тревога у детей с особенностями здоровья?

Проявления могут быть очень разными и не всегда похожи на «типичную» тревогу. Иногда они могут маскироваться под другие проблемы поведения.

Поведенческие изменения:

    *   Усиление стереотипных действий (стимминг).

    *   Агрессия или аутоагрессия (нанесение вреда себе).

    *   Избегание определённых мест, людей или ситуаций.

    *   Чрезмерная возбудимость или, наоборот, замирание, скованность.

    *   Нарушения сна и аппетита.

    *   Цепляние за родителей, отказ от самостоятельности.

    *   Регресс в навыках (например, снова начинаются проблемы с туалетом).

    *   Сильные протесты против изменений или перехода к другой деятельности.

    *   "Взрывы" эмоций, которые кажутся немотивированными.

Физические симптомы:

    *   Жалобы на боли (голова, живот) без явных медицинских причин.

    *   Напряжение в мышцах.

    *   Учащённое сердцебиение, потливость, дрожь.

    *   Проблемы с дыханием (одышка, "ком в горле").

Эмоциональные проявления (если ребёнок может их выразить):

    *   Постоянное беспокойство, страх.

    *   Раздражительность, плаксивость.

*   Навязчивые мысли или страхи (например, о разлуке).

Как помочь ребёнку с особенностями здоровья справиться с тревогой?

Учить стратегиям успокоения. Так мы с Владом осваиваем простые техники (глубокое дыхание, объятия, использование любимой игрушки, нахождение в «уголке спокойствия»).

Я как педагог стараюсь адаптировать сенсорную среду.  Уменьшите количество раздражителей, если ребенок чувствителен (тишина, приглушенный свет), или наоборот, предложите сенсорные стимулы, которые помогают успокоиться.

И конечно, я обращаюсь за помощью к профессиональным психологам на территории школы.  Он  приглашает ребёнка в сенсорную комнату, проводит диагностику и предлагает индивидуальные стратегии или терапию, адаптированную под индивидуальные особенности Влада.

Да, каждый ребёнок  уникален, и подход к управлению тревогой должен быть строго индивидуальным. Терпение, понимание и готовность искать подходящие методы поддержки – вот главные помощники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая деятельность, как способ снижения уровня тревожности у детей общеобразовательных и коррекционных школ.

Определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Это т...

Дипломная работа. Профилактика и коррекция тревожности у детей с нарушением в интеллектуальном развитии.

Содержание Профилактика и коррекция тревожности у детей с нарушением в интеллектуальном развитии. Введение…………….………………………………………………………................3 I. Теоретические аспекты тревожности лично...

Проектная работа Психолого- педагогическая поддержка детей с ОВЗ в начальной школе

В данной работе представлены советы по психолого- педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями (ЗПР) детей в начальной школе...

Программа здоровья школы: "Здоровье детей-забота семьи и школы"

Предлагаю ознакомиться с программой здоровья нашей школы....

Выступление на родительском собрании «Сотрудничество семьи и школы в работе по физическому воспитанию детей »

        С началом обучения ребенка в школе происходит смена ведущего вида его деятельности; игровая деятельность сменяется учебной. На уроках физкультуры процесс смены видов...