Про работу с тревожностью у детей в семье и в школе
консультация
Тревога у детей с особыми возможностями здоровья — это очень распространённое и часто сложное для распознавания состояние. Это не просто «обычное беспокойство», а чувство сильного волнения, страха или напряжения, которое может быть вызвано особенностями здоровья и развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Для родителей
Работа с тревогой дома и в школе
Тревога у детей с особыми возможностями здоровья — это очень распространённое и часто сложное для распознавания состояние. Это не просто «обычное беспокойство», а чувство сильного волнения, страха или напряжения, которое может быть вызвано особенностями здоровья и развития.
Почему дети с ОВЗ более уязвимы к тревоге? Они часто сталкиваются с рядом трудностей, которые могут провоцировать тревогу. Дети испытывают проблемы с коммуникацией и пониманием. Им может быть сложно понять, что происходит вокруг, выразить свои чувства или задать вопросы, что порождает неуверенность и страх.
Расскажу на примере моего ученика Влада А. Приходя в школу он часто спрашивал: «А что потом? А когда домой? А когда на обед?» У ребёнка нарушена временная связь, он теряется в последовательности времени, поэтому возникает тревожность.
Вместе с мамой мальчика мы выработали ряд правил, которым постарались следовать. Дома мама составила режим дня, зафиксировала это на листе, и каждый день рассказывала, во сколько он едет в школу и когда она его забирает. Перед уроком я показывала ему расписание уроков, рассказывала ему, каким будет его день, какие его ждут занятия, какие перемены и когда пойдём на обед. Эти простые способы помогли справиться с частью тревожности. Но это только одна из сторон ежедневного беспокойства.
У особенных детей повышена сенсорная чувствительность. Они могут быть гипер- или гипочувствительны к звукам, свету, запахам, прикосновениям. Мир может казаться слишком громким, ярким или непредсказуемым. Влад тоже боится громких звуков, даже школьный звонок может у него поднять бурю эмоций. Он может долго приходить в себя, волноваться, метаться. Его приходится брать за руку, успокаивать.
Можно отметить у особенных детей сложности во взаимодействие со сверстниками или взрослыми. Ребёнок может быть непонятым, испуганным или желать изоляции. Но у моего ученика Влада А. таких проблем нет, он очень активно общается и знакомится. Ребёнок проактивен при встрече с людьми. Он может пожать руку незнакомому, заглядывать в глаза, стремится обнять. Приходится переключать его внимание на что-то другое.
Очень триггерят Влада медицинские аспекты. Сама необходимость процедур, частые визиты к врачам становятся источником стресса и тревоги. Многие процедуры могут быть болезненными. После посещения врача Влад целый день рассказывает о визите, демонстрирует, как он сдавал кровь, как у него слушали сердцебиение.
Самая главная трудность этих детей - трудность в обучении и выполнении задач. Постоянное ощущение неуспеха или страх совершить ошибку могут усиливать тревожность. Если у Влада что-то не получается, он может скомкать листок с заданиями, разорвать его и выбросить. Может скомкать пластилин, собрать все цвета пластилина в один комок. Чтобы справится с этим состоянием, предлагаю отвлечься в этот момент. Провести музыкальную разминку или поменять вид деятельности.
Итак, как может проявляться тревога у детей с особенностями здоровья?
Проявления могут быть очень разными и не всегда похожи на «типичную» тревогу. Иногда они могут маскироваться под другие проблемы поведения.
Поведенческие изменения:
* Усиление стереотипных действий (стимминг).
* Агрессия или аутоагрессия (нанесение вреда себе).
* Избегание определённых мест, людей или ситуаций.
* Чрезмерная возбудимость или, наоборот, замирание, скованность.
* Нарушения сна и аппетита.
* Цепляние за родителей, отказ от самостоятельности.
* Регресс в навыках (например, снова начинаются проблемы с туалетом).
* Сильные протесты против изменений или перехода к другой деятельности.
* "Взрывы" эмоций, которые кажутся немотивированными.
Физические симптомы:
* Жалобы на боли (голова, живот) без явных медицинских причин.
* Напряжение в мышцах.
* Учащённое сердцебиение, потливость, дрожь.
* Проблемы с дыханием (одышка, "ком в горле").
Эмоциональные проявления (если ребёнок может их выразить):
* Постоянное беспокойство, страх.
* Раздражительность, плаксивость.
* Навязчивые мысли или страхи (например, о разлуке).
Как помочь ребёнку с особенностями здоровья справиться с тревогой?
Учить стратегиям успокоения. Так мы с Владом осваиваем простые техники (глубокое дыхание, объятия, использование любимой игрушки, нахождение в «уголке спокойствия»).
Я как педагог стараюсь адаптировать сенсорную среду. Уменьшите количество раздражителей, если ребенок чувствителен (тишина, приглушенный свет), или наоборот, предложите сенсорные стимулы, которые помогают успокоиться.
И конечно, я обращаюсь за помощью к профессиональным психологам на территории школы. Он приглашает ребёнка в сенсорную комнату, проводит диагностику и предлагает индивидуальные стратегии или терапию, адаптированную под индивидуальные особенности Влада.
Да, каждый ребёнок уникален, и подход к управлению тревогой должен быть строго индивидуальным. Терпение, понимание и готовность искать подходящие методы поддержки – вот главные помощники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание навыков и привычек культурного поведения у детей в семье и в школе.
Материал для родительского собрания...

Сценическая деятельность, как способ снижения уровня тревожности у детей общеобразовательных и коррекционных школ.
Определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Это т...

Дипломная работа. Профилактика и коррекция тревожности у детей с нарушением в интеллектуальном развитии.
Содержание Профилактика и коррекция тревожности у детей с нарушением в интеллектуальном развитии. Введение…………….………………………………………………………................3 I. Теоретические аспекты тревожности лично...

Проектная работа Психолого- педагогическая поддержка детей с ОВЗ в начальной школе
В данной работе представлены советы по психолого- педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями (ЗПР) детей в начальной школе...

Программа здоровья школы: "Здоровье детей-забота семьи и школы"
Предлагаю ознакомиться с программой здоровья нашей школы....

4.2. Работа с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением (далее-сложные дети)
Справка, копии дипломов...
Выступление на родительском собрании «Сотрудничество семьи и школы в работе по физическому воспитанию детей »
С началом обучения ребенка в школе происходит смена ведущего вида его деятельности; игровая деятельность сменяется учебной. На уроках физкультуры процесс смены видов...
