Сценическая деятельность, как способ снижения уровня тревожности у детей общеобразовательных и коррекционных школ.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Cапура Наталья Васильевна

Определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. При каких обстоятельствах в школе учащиеся  испытывают тревожность?  Перед контрольной работой, экзаменом, опросом на уроке, при ответственных ситуациях и, конечно же, перед публичным выступлением.

Успешность в таких ситуациях, а именно в сценической  деятельности, напрямую зависит не только от способности  ученика и профессионального мастерства его педагога, но и от уровня  общей социально-психологической адаптации, и готовности  ученика к общению с публикой. Рассмотрим именно данную ситуацию, так как являюсь руководителем сценического мастерства «Радость» и часто сталкиваюсь с проблемой сценической тревожности у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценическая деятельность, как способ снижения уровня тревожности                                      у детей общеобразовательных и коррекционных школ.

Цель: моделировать и отработать с учащимися основные способы преодоления сценического волнения – погружение в сценический  материал и помехоустойчивость для  включения их в систему жизненного опыта учащихся.                          

Определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. При каких обстоятельствах в школе учащиеся  испытывают тревожность?  Перед контрольной работой, экзаменом, опросом на уроке, при ответственных ситуациях и, конечно же, перед публичным выступлением.

Успешность в таких ситуациях, а именно в сценической  деятельности, напрямую зависит не только от способности  ученика и профессионального мастерства его педагога, но и от уровня  общей социально-психологической адаптации, и готовности  ученика к общению с публикой. Рассмотрим именно данную ситуацию, так как являюсь руководителем сценического мастерства «Радость» и часто сталкиваюсь с проблемой сценической тревожности у детей.

В процессе выступления ребенок  испытывает серьезные нервно-психические нагрузки, связанные с необходимостью  полной эмоциональной, интеллектуальной и физической отдачи. Исполнитель  одновременно должен продемонстрировать и сценическое мастерство, и артистизм, и  владение звуком, и реакцию зрителей на его выступление. 

Некоторые психологи рассматривают концертное выступление  как «итоговую деятельность в экстремальных условиях», поскольку сценическое волнение может стать «камнем преткновения»  для  любого исполнителя, в том числе,  и  самых юных.                    

Как правило, маленькие дети любят выступать. Но как только  они  начинают осознавать, что  их действия на сцене могут быть оценены другими людьми, сидящими в зрительном зале, у многих детей возникает психологический дискомфорт, а зрительный зал постепенно превращается для них в источник стресса.

Большинство психологов и педагогов-практиков сходятся в том, что первое проявление симптомов сценического волнения дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, и данная возрастная категория в этом смысле считается типовой.

Чтобы исключить сценические срывы и снизить порог тревожности, необходимо начинать сценическое воспитание будущего исполнителя с самых первых дней  обучения в  коллективе.

Для решения подобных проблем требуются оптимальная психологическая стратегия и тактика.  Их  разработку целесообразнее проводить на основе  диагностических исследований  ребенка - свойств его нервной системы, активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга; свойств восприятия, памяти, мышления, реакций темперамента и других индивидуальных особенностей.  По сути это – работа для  специалистов-психологов.   

Но, полагаю,  изучив литературу по данному вопросу, можно и самому руководителю коллектива научить детей справляться со сценической тревожностью. Ведь концертная  деятельность (публичные  выступления)  - это не просто один из  элементов обучения в коллективе.  Это уникальная возможность реализации художественно-творческого потенциала  детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Ценные советы по психологической подготовке исполнителей  можно отыскать  в книгах, статьях, воспоминаниях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов – Л.А. Баренбойма, Д.Д. Благого, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, и др. Следует, однако, отметить, что большинство  авторов научных работ - исполнители-пианисты, а также то, что эти рекомендации мало систематизированы и, соответственно,  нет общих  методик, особенно  для работы  с детьми коррекционных школ.

В данной статье предлагаются некоторые обобщенные результаты поиска  наиболее универсальных способов, направленных  на снижение уровня сценического волнения учащихся, не зависимо от их специализации.

1. Рациональный подбор репертуара

С учетом индивидуальных возможностей подбирается репертуар  оптимального уровня сложности для данного конкретного ребенка, что особенно актуально для учащихся только начавших  обучение в коллективе сценического мастерства, не сценических навыков. Учащимся предлагаются легкие небольшие стихи для декламации или детские известные на слух песни. При этом активно  учитываются пожелания самих учащихся, так как личная заинтересованность в выучивании понравившегося произведения значительно повышает уровень мотивации, а успешность работы укрепляет уверенность в своих силах. Низкий (а в некоторых случаях даже сильно заниженный) уровень сложности -  непременное первоначальное условие более качественной деятельности учащихся: их стабильности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, когда у ребенка «все под контролем», – как на занятии, так и во время выступления.

         2. Формирование стабильности в концертном выступлении за счет систематической предварительной подготовки.

В предварительную подготовку необходимо включить следующее:                                                                                                                                            

2.1. Сотрудничество педагога и ученика в создании «концертного» варианта исполняемого вокального , танцевального или другого номера в условиях класса, куда помимо работы над целым произведением, нужно активно включать методику создания  «опорных точек». Данная методика дает ученику навык номера, начиная, практически с любого его места. Это – эффективный способ устранения отказов памяти учащегося во время выступления.

2.2. Домашняя работа учащегося  

Здесь, особенно на начальном этапе, решающую роль играет степень сотрудничества педагога с родителями.  Поскольку для ученика – это новый вид деятельности, без специальных объяснений, как именно ему нужно работать дома, и контроля со стороны родителей вряд ли стоит ждать значительных достижений в этой области.

2.3. Предварительное  многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке:

-  на занятии, в сотрудничестве с другими детьми.

При этом  выступление  обсуждается и оценивается  другими     учащимися с позиций,    что удалось –  что   не     удалось.  Более опытные учащиеся       дают  необходимые  рекомендации    к дальнейшей   работе,   а педагог,    завершает обсуждение, подводя итог;

- в зале, в таком же сотрудничестве, если есть такая возможность;

- выход на различные, пусть даже незначительные площадки, с приглашением друзей, родственников, одноклассников и пр.

3. Предварительная отработка комплекса сценических ритуалов

Выход, поклон, улыбка, начало, завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся с самого начала почувствовать себя на сцене более комфортно и значительно повышает их артистизм.

           4. Предварительное изучение возможностей сцены или площадки, на которой будет проходить выступление (если позволяет ситуация).

           5. Организация режима труда и отдыха учащегося в преддверии концерта с целью сохранения оптимального уровня его сценического самочувствия (отсутствие переутомления).

 6. Удобная комфортная одежда на сцене.

7. Вы весить за неделю до концерта сценарный план и предложить выделить свой номер цветным фломастером и посмотреть кто выступает перед ним (тогда участник будет меньше волноваться по поводу того, что он может опоздать выйти на сцену)

Для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения можно предложить следующие дополнительные меры.

            1. Постепенное привыкание к условиям публичного выступления через творческую ансамблевую  деятельность, где учащийся чувствует поддержку со стороны таких же исполнителей, как и он сам.

            2. Эпизодическое включение учащегося в концертную программу с творческими номерами заниженного уровня сложности с целью повышения самооценки.

            3. Участие  в общей программе, но в самых первых номерах концерта с целью сократить  время пребывания в стрессовой ситуации.

Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного отношения учащихся к сценической деятельности, что уже само по себе является  барьером  для  стрессовых ситуаций. Но все они,  в той или иной мере, требуют присутствия  и участия в них педагога.

Однако сценическая  подготовка это -  не только сотрудничество педагога с учеником,   но и обязательная  самостоятельная работа  учащихся.  Соответственно нужны простые, доступные для учащихся средства  и способы снижения уровня сценического волнения, которыми они, при желании,  смогут воспользоваться и без помощи педагога.   При этом, хорошо бы самих  учащихся включить в поиск таких средств, используя сотрудничество и применяя игровые технологии.        

С указанной целью и был разработан данный материал,  направленный на формирование подобного практического опыта учащихся по преодолению сценического волнения.

Предлагаю ознакомиться  с простейшими способами снижения уровня сценического волнения, которые в дальнейшем они, при желании, смогут  самостоятельно использовать в своей практике.

Приложение №1.

Упражнение «Прислушайся к себе»

Установка. В процессе работы над вокальным или танцевальным номером, особенно, если речь идет о создании музыкального образа, вам часто приходится фантазировать. Сейчас мы с вами будем выполнять упражнения, в которых также без вашей фантазии не обойтись.

В течение 30 секунд нужно представить, что вокруг вас абсолютно никого нет и полностью сосредоточиться на своих ощущениях.

Прислушайтесь к своему дыханию, к тому, как бьется ваше сердце, какое у вас настроение.

Чтобы выполнить упражнение более качественно, необходимо закрыть глаза.

Как только вы почувствуете, что полностью справились с заданием, не открывая глаз, поднимите, пожалуйста, руку.

Итак, мы начинаем выполнение упражнения «Прислушайся к себе!». В зале полная тишина в течение 30 секунд.

Теперь откройте глаза. Запомните ваши ощущения.

Подведение итогов.

Если у некоторых учащихся возникли затруднения с самодиагностикой, педагог должен обязательно отреагировать, поддержав таких учащихся. Например, если возникли трудности, значит нужно потренироваться. Выполнив упражнение несколько раз, вы обязательно научитесь хорошо чувствовать свое внутреннее состояние».

 

Приложение № 2

Упражнение «Надуть шарик», (выполнять с закрытыми глазами)

Чтобы снять волнение перед выступлением  или усталость на уроке, можно сделать простейшую дыхательную гимнастику. И вы будете в прекрасной форме.

Каждый выбирает себе «цвет шарика». Если детей  семеро - можно вспомнить о цветах радуги.

«Шарик надувается»  медленно, через нос, как насосом.  Руки -  на животе, чтобы контролировать, как он «надувается».

На счет 1-8 - медленно, глубоко вдохнуть («надуть шарик, который находится внутри»).  Представить, как меняется  вид и цвет шарика.

На счет 9-10 - задержать дыхание, почувствовать воздух внутри себя.

На счет 1-16 – медленно выдыхать воздух со звуком «Ш-ш-ш-ш».

Повторить  2-3 раза. Обсудить, какие появились ощущения.

После такой гимнастики внутренне собраться,  представить темп, характер первого произведения, 2-3 раза глубоко вздохнуть и выходить на сцену – побеждать.

Приложение № 3.

Упражнение «Погружение»

Установка. Представь, что ты нырнул в воду. Находясь в воде, сможешь ли ты, думать о чем-нибудь еще? (Например, о вкусных маминых пирожках).

Нужно научиться,  точно так же погружаться в музыкальное сопровождение номера.. Все мысли должны быть направлены только на исполнение номера. Не позволяй, себе думать ни о чем другом. К каждому слову из декламации, из песни  нужно относиться так, словно ты несешь чашу с водой и стараешься, не проронив ни капли, донести эту воду людям, которые в ней очень нуждаются.

Конечно, это упражнение нужно выполнять с закрытыми глазами. Попробуй!

Приложение № 4.

Операционная игра-имитация «Устрани помеху!».

Эпиграф

Здравствуй, милая «Помеха»! Не запутывай, меня!

Приготовился к успеху, день за днем  трудился я!

Так старательно учился – не сумеешь помешать!

Знаешь,… в сцену я влюбился! Начинаю понимать…

Научился слышать звуки и слова – они  друзья!

С ними  я  не знаю скуки. Ты  прости, но занят я!

Приложение № 5

Упражнение на расслабление

В состоянии тревоги телу человека приходится напрягаться. Поэтому нужно научиться расслаблять мышцы и делать это регулярно, чтобы ваш мозг запомнил состояние расслабления. При соответствующих ситуациях достаточно человеку вспомнить это состояние и дать телу “команду”: “я спокоен, расслаблен”.

Сядьте удобнее, держите спину прямо. Последовательно напрягаем мышцы тела, начиная с мышц стопы, затем икр, бедер, ягодиц, живота, груди, рук, спины, шеи, головы. При этом мышцы всего тела оказались напряженными. Так нужно продержаться как можно дольше, а затем резко расслабиться. Отдыхаем одну минуту, при этом нужно прочувствовать расслабленное состояние своих мышц.

Приложение № 6

Упражнение на дыхание

Очень эффективным является упражнение на дыхание. Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание на пять секунд и медленно выдыхаем. Так дышим, постепенно уменьшая на одну секунду задержку дыхания. Выдох должен быть в два раза длиннее, чем вдох. Чувствуете расслабление в мышцах?

Выводы: человеку, а в особенности ребенку,  нужно уметь управлять своим чувством тревоги. Для этого необходимо найти, приемлемые в различных ситуациях, способы управления собой и научиться эффективно их применять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Социальное взаимодействие как способ повышения эффективности образования и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цель социального взаимодействия:  всестороннее повышение качества образования, расширение спектра образовательных услуг, развитие социализации и профориентации обучающихся за счет привлечени...

Коррекционное занятие по коррекции логоневроза у детей и снижения уровня тревожности. Повышения уверенности и позитивного самоотношения ребенка. Снятие мышечного напряжения.

Снижения уровня тревожности. Повышения уверенности и позитивного самоотношения ребенка. Снятие мышечного напряжения....

Снижение уровня тревожности участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения

Публикация посвящена ряду проблем перехода на дистанционное обучение в школе, которое сопровождалось нервным напряжением и повышением уровня тревожности участников образовательного процесса. В ст...

Программа коррекционно-развивающих занятий по снижению уровня тревожности для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

На современном этапе развития общества у большинства детей довольно часто  встречаются  психологические  трудности,  а  также  эмоциональные расстройства  и  на...

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа по снижению уровня тревожности, агрессивности и стабилизации эмоциональной сферы «Цветная карусель»

Данная программа способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.  Дает возможность удовл...