Разработка родительского собрания на тему «Взаимодействие и понимание образовательной организации и семьи»
материал (8 класс)

разработка родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Высоконодворская средняя школа

имени  трижды Героя Советского Союза И Н. Кожедуба»

Разработка родительского собрания на тему

«Взаимодействие и понимание образовательной организации и семьи»

Выполнила:

Шматченко Ольга Александровна

учитель иностранных языков,

классный руководитель 5 класса

Пояснительная записка

       Актуальность. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль и в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе. Исследованиями доказано, что подростки, родители которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой.

     Дети, родители и педагоги – члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Если отношения педагогов с семьями отличаются большей информированностью друг о друге  и интенсивностью, это положительно влияет на организацию совместной работы. Школа, зачастую, является местом, где могут собираться взрослые и дети на праздники, провести свободное время, пообщаться. Это обстоятельство позволяет педагогам проявлять большую активность в установлении постоянных контактов с родителями, семьями, оказывать значительное влияние на формирование уважительных отношений между членами семьи.

       Для того, чтобы обеспечить успешность в воспитании детей, необходимо организовать сотрудничество педагогов, детей, родителей.  Важнейшими целями реализации сотрудничества педагогов, учащихся и родителей являются:

-признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;

- организация их совместного творчества.

В этой связи важно предусмотреть решение следующих задач:  

- воспитание у учащихся уважительного, заботливого отношения к родителям;

- формирование у детей ответственности за свои поступки перед семьей;

-воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции;

-формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе в школе и классе;

- развитие отношений и доверия между родителями и детьми.

       Подготовка к родительскому собранию:

- учащиеся отвечают на вопросы анкеты «Самооценка отношений в семье и школе»;

  - составляются вопросы для мозгового штурма;  

- приготавливаются полоски бумаги с утверждениями к заданию «Определение прав и обязанностей семьи и школы»;

- подготавливаются макеты нераскрашенных цветков, одинаковых по размеру, цвету и  форме, цветные карандаши;

- разрабатывается проект «Основные направления взаимодействия и понимания семьи и школы», который заранее обсуждается с родительским комитетом класса.

                                                    Содержание.

1. Приветствие.  Родителям предлагается снять верхнюю одежду, сесть на удобные для них места и поздороваться друг с другом. 

2. Вступительное слово классного руководителя.   

 - Уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание посвящено проблеме сотрудничества семьи и школы. 

Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Обращает на себя внимание тот факт, что слово «воспитание» стоит в законе на первом месте.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Но самое страшное то, все меньше и меньше детей имеют I группу здоровья.

       Когда – то ещё Лев Кассиль сказал: «Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…» 

      Одним из важных направлений  в моей деятельности, как классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается.

      Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

3. Игра-разминка «Кресло автора». Для того, чтобы родители раскрепостились и включились в обсуждение проблем, проводим игру- разминку «Кресло автора». Для этого родителям предлагается рассказать о самом ярком впечатлении их школьной жизни. Какие чувства связаны с этим впечатлением? Что в сегодняшнем времени напоминает им об этом? Какой был самый любимый предмет? Помнят ли они своего классного руководителя?

4. Ознакомление с проблемами в воспитании

Кл. руководитель. По мнению педагогов наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи, школы являются (в порядке значимости):

  • безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах;
  • чрезмерная занятость родителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени и внимания к воспитанию детей;
  • низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию;
  • низкий образовательный уровень родителей и, как следствие, снижение культурных потребностей (в частности, образования) у них и у их детей.

К сожалению, упрощение контактов семьи и школы немало затрудняет та тяжелая общая социально-экономическая обстановка, которая сложилась в обществе. В условиях углубления кризиса, негативно влияющего на состояние социокультурной среды, наблюдается:

  • разрушение семейных отношений,
  • отчуждение детей и взрослых, родителей от проблем детей,
  • самоустранение от прямых родительских обязанностей,
  • снижение общей культуры, элементарных этических норм.

К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел детских садов и школ. Такие родители ошибаются. Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.

Учебно-образовательные программы определяют базовые знания, умения и навыки для каждого предмета и каждого класса. Чтобы ваш ребенок был успешным в школе, в работе, смог адаптироваться в современном сложном мире, он должен совершенствовать свои знания и навыки. Чем выше ваш ребенок подготовлен академически, тем больше у него перспектив выбора в будущем.

Помните, что для вас важно следить за академическими успехами вашего ребенка, чтобы вовремя знать о его успехах и неудачах.

Поддержание откровенного диалога между вами и учителями вашего ребенка будет способствовать его учебным успехам. Учителям важно ваше участие, которое поможет совершенствовать знания и навыки ребенка, необходимые для будущей жизни. Чем выше будет ваша заинтересованность в образовании и воспитании вашего ребенка, тем успешнее школа поможет ему в достижении образовательных стандартов.

5. Работа в микрогруппах.

Родители делятся на микрогруппы. Каждой микрогруппе выдаются карточки со списком слов  и предлагается распределить слова в три группы, а затем дать определение следующим понятиям:

Школа

 Семья

 Взаимодействие 

Учреждение, вовлеченность, любовь, открытость, учебно-воспитательный процесс, семья, детская, контекст культуры, родственная, совместная деятельность, социальная норма, место,  родительская, социальные отношения, общественный, влияние, основа, ребенок, жизнь, первоочередной, подчинена, супружеская, объединение людей.

Затем каждая микрогруппа предлагает свои ответы, сверяет их с ответами, размещенными на доске.    

ШКОЛА – общественное учреждение, основой которого является социальная норма, место, где жизнь ребенка подчинена этим нормам. Школа вводит ребенка в контекст культуры и социальных отношений, опираясь на первоочередное влияние семьи.

СЕМЬЯ – любовь: супружеская, родительская, детская, родственная. Объединение людей, ревностно защищающее.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ— организация совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон без ущемления чьей-либо свободы, вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс.                            (Приложение 1)

6. Определение прав и обязанностей семьи и школы.

Учитель размещает на доске две надписи:

Обязанности и права семьи. Обязанности и права школы.

 Участникам собрания предлагается взять полоску бумаги, на которой написано одно из утверждений. Необходимо поместить выбранное  утверждение в нужный столбик и прокомментировать свой выбор.

Обязанности и права семьи.

-всемерно укреплять авторитет взрослого,

-воспитывать детей в духе уважения и любви к труду,

-подготавливать их к общественно полезной деятельности,

-приучать к дисциплине,

-заботиться о развитии и укреплении физического и психического здоровья,

-стимулировать к осознанному выбору профессии.

Обязанности и права школы:

- несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время образовательного процесса (по законодательству РФ);

- организует учебно-воспитательный процесс в школе;

-обеспечивает обучающемуся приобретение знаний, умений и навыков в объеме общего образования, с выдачей, при условии успешной сдачи государственной итоговой аттестации, аттестата (свидетельства) государственного образца;

- создает максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности школьника, всестороннего развития его способностей.

- адекватно применяет формы, методы и средства организации образовательного процесса возрастным и психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающегося.

- предоставляет обучающемуся дополнительные образовательные услуги: факультативы, предметные кружки, спортивные секции, социальную помощь.

- организовывает (при необходимости) различные формы педагогической и психологической поддержки для оказания помощи учащимся, не усваивающим учебный материал .

7. Мозговой штурм.

Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.

Вопросы для мозгового штурма:

  1. Какое школьное событие запомнилось вашему ребенку?
  2. Какое школьное событие запомнилось Вам?
  3. Кем вы ощущаете себя в школе? (слушатель, наблюдатель, советчик, помощник, практик, руководитель, партнер)
  4. В какой форме вы можете оказать помощь классу?
  5. От кого Вы узнаете о делах школы и класса?
  6. По какой причине чаще Вы приходите в школу?
  7. Скажите, что вы вкладываете в понятие "хорошая школа"?

Если обобщить все ответы, то окажется, что самыми запоминающимися событиями были те, где вы или ваш ребенок были непосредственными участниками, а может быть, победителями или призерами. Вам приятно приходить в школу, если не ждете критики, обвинений. Вы можете быть более активными в оказании помощи классу, школе, но нужно пригласить. А чтобы ваш ребенок учился в хорошей школе, не надо смотреть и ждать, когда кто-то сделает ее лучше, а самим помочь.

8. Правила.    

1. Для того, чтобы почувствовать необходимость работы сообща, предлагается упражнение «Собери квадраты». 

Пять квадратов разрезают на три неравные части. Части квадратов перемешивают. Участникам необходимо сложить квадраты. При этом они  не имеют права разговаривать во время работы. Можно только отдавать детали конкретному человеку, но запрещается просить каким-то способом (жестами, звуками, мимикой, глазами) части у других членов группы. Работу начинают по сигналу учителя. После завершения делают выводы.

Что чувствовали те, кто складывал квадраты? Что осложняло работу?

Бывают ли в жизни такие ситуации? Как поступить в таком случае?

Отсюда можно вывести первое правило.

  1. Только сообща, все вместе, семья и школа, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

2.  На  столе лежат вырезанные силуэты цветов, краски и цветные карандаши. Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. Покажите, что у вас получилось…А  теперь сравните свой цветок с  цветками своих  соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету и  форме.

- Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по разному.

Отсюда второе правило.

  1. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть другое.

3. Мы будем сравнивать, но только это результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня, завтра. Это называется мониторинг. Это мы будем делать для того, чтобы знать, как и что делать с этим завтра, расти каждый день. Не только в учебе, но и поступках.

Третье правило.

  1. Хотите, чтобы ваши дети были счастливы, будьте счастливы сами.

9. Знакомство с результатами анкетирования детей «Самооценка отношений в семье и школе»   (Приложение 2).

10. Выполнение мини-проекта «Основные направления взаимодействия и понимания семьи и школы»

Каждой микрогруппе предлагается обсудить и определить мероприятия к одному из направлений.  По окончании работы заслушивается выступление микрогрупп.

  1. Привлечение  родителей к организации учебной работы.

- посещение и участие в дне открытых дверей;

- проведение уроков-отчетов, уроков-смотров знаний с участием родителей;

-участие в нетрадиционных уроках(игровых, путешествиях);

-участие родителей в изготовлении наглядных пособий к уроку.

  1. Организация совместной деятельности родителей и детей во внеучебное время.

- проведение совместных общешкольных дел (праздники, семейные конкурсы, спортивные соревнования;

- оказание помощи в организации выездных экскурсий и культурных мероприятий;

- проведение экскурсий на предприятия, учреждение села;

  1. Проведение работы с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье для воспитания ребенка.

- расширение информации о делах ребенка в школе;

- знакомство родителей с семейными традициями;

- подготовка родителями сюрпризов для своих детей к важнейшим событиям школьной жизни;

  1. Формирование у детей уважительного и заботливого отношения к родителям, семье.

- поздравления с праздниками, днем рождения;

- написание сочинений, тематика которых связана с родственниками;

- знакомство с профессиями родителей, рассказывающие об их достижениях;

-организация выставок труда родителей.

  1. Определение способов стимулирования родителей в организации жизнедеятельности школы.

- объявление благодарности в районной газете, через информационные листы;

-вручение грамот.

11. Рефлексия.

Завершая родительское собрание, подводим итоги, в которых нужно дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников, что было особенно значимым для них, какие выводы для себя сделали родители.

1. Выполнение упражнения «Задумаемся о себе». 

Участникам предлагается по кругу продолжить предложение: «Я хороший родитель, потому что...»

2. Проводится анкетирование родителей "Общественная оценка и поддержка школы родителями"  (приложение 3).

3. Полезный совет. Затем каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю. Совет можно давать в юмористической форме.

12. Решение родительского собрания:

- обеспечить единство требований семьи и школы путем совместного обсуждения всех проблем учащихся в системе учитель — ученик — родители, решать вопросы в открытом взаимодействии;

− обеспечить согласованное взаимодействие ОУ и семей учащихся в осуществлении комплексного подхода в воспитании учащихся путем привлечения родителей к партнерству по организации внеурочной деятельности детей (праздники, акции, декады, работа объединений, кружков, подготовка к различным конкурсам и т. п.);

- активизировать работу родительского комитета в вопросах организации совместных мероприятий.

13. Заключительное слово классного руководителя

Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите ее, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей! Мы надеемся на дальнейшее наше сотрудничество.

14. Родителям вручаются памятки «Создание благоприятной семейной атмосферы»  (Приложение 4).

Используемые источники и литература:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи"

Авторы проекта (ученики класса) рассказывают о том, какой бы они хотели видеть школу будущего. От их имени может о школе будущего рассказать учитель или родители этих детей......

Разработка родительского собрания на тему "Мир в семье"

Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, ...

Методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка"

Данная методическая разработка "Родительское собрание  как  средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка" может помочь в методике проведения родительских собра...

Методическая разработка родительского собрания на тему " Социально - педагогические основы взаимодействия семьи и школы".

Данное родительское собрание разработано и проводится с целью педагогического просвещения родителей как оказание им помощи в создании  благоприятной образовательной среды в семье. Формирование ак...

Разработка родительского собрания на тему «Меры поощрения и наказания в современных семьях»

Цель: определение значения поощрений и наказаний в семейном воспитании.Задачи:структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка;создать условия для оценки род...

Родительское собрание по теме: «Взаимодействие семьи и школы, как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей»

В современном мире Интернет превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью современной цивилизации. Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. ...