Современные технологии сотрудничества учителя-логопеда с родителями, способствующие успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями
консультация

Кузнецова Марина Владимировна

Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного коррекционно - образовательного процесса детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС, значительно повышающей его эффективность, должны стать первой ступенью в формировании основ информационной личности ребенка с особыми образовательными потребностями, способствующей  успешной социализации ребенка в информационном обществе, через взаимодействие с семьей.

 Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_sotrudnichestva.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии сотрудничества

учителя-логопеда с родителями,

способствующие успешной социализации

детей с особыми образовательными потребностями

Взаимодействие  с родителями было актуально всегда. Менялось общество, менялись цели воспитания, менялись формы взаимодействия с родителями.  Настоящее время  заставляет педагогов искать новые формы взаимодействия с родителями к   реализации программ и созданию условий для полноценного и своевременного развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Нужно приложить немало усилий, чтобы родители были  активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). От характера установления связей в диалоге «родитель – ребенок с особыми образовательными потребностями» будет зависеть  успешность социализации  ребенка в обществе. 

Социализация осуществляется путем усвоения ребенком  социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации ребенок становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей, в обществе знания, умения, навыки.

Социализация детей с особыми образовательными потребностями требует  специальной организации  и комплексного сопровождения социального становления ребенка, в том числе в дошкольных учреждениях, в процессе его воспитания, образования и развития.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями и поиску креативных и нетрадиционных форм передачи информации. 
Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением, является оказание помощи семье в воспитании ребенка с ОВЗ с целью социализации его к условиям школы.  Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества». В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
         От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания, обучения  и социализации детей с особыми образовательными потребностями. Задача детского сада — вооружить родителей современными педагогическими знаниями и технологиями. 

Современным аспектом взаимодействия детского сада и семьи, способствующем  успешной социализации детей  с особыми образовательными потребностями является  использование ИКТ. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий.  Этот процесс в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям  и способствовать гармоничному вхождению ребенка с ОВЗ  в общество, т.е. их социализация. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного коррекционно - образовательного процесса детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС, значительно повышающей его эффективность, должны стать первой ступенью в формировании основ информационной личности ребенка с особыми образовательными потребностями, способствующей  успешной социализации ребенка в информационном обществе, через взаимодействие с семьей.

 Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Актуальным   является  внедрение информационных технологий в работу с детьми с ОВЗ не только в ДОУ, но и в семьи, воспитывающего такого ребенка.

Работа с родителями  по пользованию ИКТ является одним из приоритетов образования. Это важно для всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, родителей. Это:  

  • оптимизация коррекционного процесса  дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий  для осуществления качественного  коррекционного воздействия на детей с ОВЗ, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, в следствие чего повышение роста достижений ребенка с ОВЗ.
  • внедрение ИКТ в работу существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.
  • современные ИКТ, повышая качество обучения и образования детей с ОВЗ, позволяют детям успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. 
  •  активное и эффективное внедрение новых технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающим требованиям современному обществу и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Сейчас происходит  процесс повсеместного использования ИКТ в современном обществе. По сравнению с традиционными формами обучения детей с особыми образовательными потребностями ИКТ обладает рядом преимуществ:

1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

3. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

4. Предоставляет возможность индивидуализации обучения детей с ОВЗ;

5. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

6. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

7. Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их;

8. Компьютерные игры имеют большое значение  для развития интеллекта детей, их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций.

Сегодня компьютерные игры все более широко применяются для решения образовательных задач. Однако наряду с пользой компьютерные игры могут причинять и вред. Основные вредные факторы, воздействующие на ребенка:

  • чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка;
  • чрезмерное обращение с компьютером также может отрицательно сказаться на его психическом здоровье ребенка с ОВЗ;
  • ребенок с ОВЗ – особенный ребенок, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, живя в реальном мире, а не в виртуальном мире;
  • излучение.

Чтобы уменьшить воздействие этих вредоносных факторов, необходимо четко регламентировать продолжительность применения компьютерных технологий в соответствии с СанПин, использовать физминутки  для снятия статического напряжения (особенно верхней части тела: шеи, плеч, спины) и проводить зрительную гимнастику (переключение зрения с ближнего на дальнее, чтобы снять напряжение цилиарной мышцы глаз).   Главное в использовании компьютерных игр придерживаться рекомендаций, как педагогам, использующих на занятиях, так и родителям.

Применение специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, проникают во все направления обучения и развития детей  с ОВЗ. Позволяют повысить эффективность коррекционного обучения, значительно сокращают время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков позволяют преодолеть нарушения высших психических функций, предупреждают возникновение вторичных расстройств  а, следовательно, снижают риск социальной дезадаптации  детей с особыми образовательными потребностями.

Специфика современных информационных технологий заключается в том, что они проникают в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием и пронизывают весь коррекционно –образовательный процесс по различным образовательным областям.

Основными формами использования ИКТ в условиях ДОУ для детей с ОВЗ являются  развивающие компьютерные игры, дидактические компьютерные игры, аудиовизуальный ряд, компьютерные технологии для индивидуальной работы с ребенком, видеофильмы, звукозаписи, презентации.

  Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами, повышает его  социальный статус и компетентность родителей в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через использование ИКТ позволяет сделать работу по коррекции детей с ОВЗ более успешной.

Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Поэтому педагог, работающий с такими детьми, должен донести до родителей информацию по использованию ИКТ в домашних условиях.

В заключение, хочется отметить, что используя ИКТ в своей работе, мы открываем для себя очень много нового и интересного.     Мы вместе с детьми, с родителями входим в увлекательный мир информационно-коммуникационных технологий, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое главное эта работа доставляет всем участникам коррекционного процесса огромное удовольствие. А ребенок при этом чувствует себе комфортно и на ступеньку выше, чем другие дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями

В статье представлены методы и приёмы обучения детей,  испытывающих трудности в учебной деятельности...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

«Здоровье - категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение ...

Особенности организации взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями

Особенности организациивзаимодействия педагогов и родителей,имеющих детей с особымиобразовательными потребностями...

Урок – мастерская для здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными потребностями.

Урок – мастерская для здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными потребностями. Тема: «Красавица - зима» Цель: Приобщение здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными...

Рекомендации родителям по воспитанию детей с особыми образовательными потребностями

Рекомендации родителям по воспитанию детей с особыми образовательными потребностями...

Памятка для родителей детей с особыми образовательными потребностями

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово и даже более того – интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем ж...