Методические рекомендации к проведению родительского собрания во втором классе на тему: "Двойка"
методическая разработка
Цель проведения родительского собрания: дать рекомендации, которые могут помочь родителям выстроить свое поведение в случае неудовлетворительной отметки за знания ребенка в школе.
Собрание проводится педагогом-психологом совместно с классным руководителем. Форма организации работы: в группах, с применением технологии "Шесть шляп креативного мышления"
Итогом совместной работы станет алгоритм конкретных действий в помощь родителям обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 105.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к проведению родительского собрания во втором классе
на тему «Двойка».
О.Н.Доронина, методист
ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Оборудование: Интерактивная доска, 6 отдельных столов со стульями, которые обозначены шляпами разных цветов, бумага А-4, распечатанные ситуация и инструкция для каждого стола, ручки и фломастеры, маленькие бумажные изображения шляп шести цветов для распределения по группам.
Цель: дать рекомендации, которые могут помочь родителям выстроить правильное поведение в случае неудовлетворительной отметки за знания ребёнка в школе.
План родительского собрания:
- Сбор участников.
- Вступительное слово классного руководителя. Ситуация.
- Организация работы по группам.
- Выполнение заданий и представление каждой группы
- Выработка рекомендаций.
- Подведение итогов.
При входе в класс каждый родитель выбирает себе вырезанную из бумаги шляпу белого, красного, зеленого, желтого или черного цвета. Ведущие (классный руководитель или психолог) предлагают родителям занять места вокруг столов, соответсвенно выбранному цвету шляпы.
Классный руководитель: Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы собрались на необычное родительское собрание, которое нам поможет провести педагог-психолог нашей школы. Тема нашей встречи всем близка и знакома, а значит и актуальна. С этого учебного года наши дети приносят домой отметки. Оценки за выполнение работ, устные ответы учащихся не всегда положительные. «Как реагировать на «2»? - вот тот вопрос, который волнует многих родителей. На него мы постараемся найти ответ вместе.
Сейчас мы посмотрим небольшую сказку «Шесть шляп».
На интерактивной доске транслируется видеоролик 3.40 мин. (Можно просто зачитать сказку (Приложение№1)).
Педагог-психолог: На ваших столах лежат листы бумаги, где описана ситуация: «Ребенок за контрольную работу получил «нехорошую отметку» и инструкцией к каждому цвету шляпы. Задание для каждого стола: ответить на вопросы, в соответствии с требованиями данной шляпы, записать и представить затем всем присутствующим.
Представитель родителей от стола белой шляпы (надев белую шляпу) зачитывает инструкцию: Примеряя белую шляпу, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.
Представитель родителей от стола красной шляпы (надев красную шляпу): Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.
Представитель родителей от стола черной шляпы (надев черную шляпу): Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.
Представитель родителей от стола желтой шляпы (надев желтую шляпу): Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.
Представитель родителей от стола зеленой шляпы (надев зеленую шляпу): Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами.
Педагог-психолог (надев синею шляпу, больше её не снимает): Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Под Синей шляпой мы составляем программу: регламент в широком смысле слова; какие шляпы будем использовать и в каком порядке. Под Синей шляпой мы делаем обобщения и выводы. Поэтому я буду сегодня в Синей шляпе – управлять всем процессом.
Педагог-психолог: У вас на столах лежат листы с описанием ситуации: «Ребенок получил «2» за контрольную работу. Как реагировать?». Также есть маркеры для записи своих ответов. Каждая группа, отвечая на вопросы, описывает свои действия в зависимости от задачи «своей шляпы» (решает эту ситуацию).
Задание для Зеленой шляпы – подготовить театрализации, их может быть несколько. Как бы вы решили ситуацию «Ребенок за контрольную работу получил «2», используя высказывания всех «шляп». Творческий подход необходим, когда все остальные методы оказались безрезультатными. Творческое мышление может потребовать провокационных высказываний с заведомо иррациональными идеями. Оно включает в себя «мыслительный эксперимент», при подключении же Желтой и Черной шляпы мы можем провести оценку предложенных альтернатив и неординарных решений (каковы хорошие стороны? в чем трудности и опасности?).
На подготовку каждого стола дается 5 минут.
Классный руководитель дает сигнал к началу и окончанию работы за столами. Классный руководитель и педагог-психолог при необходимости помогают работе в группах
Педагог-психолог: Время вышло, и теперь есть возможность высказаться каждой шляпе. Листы с ответами на вопросы прикрепляются на доске. Первыми начинает стол Белой шляпы.
Затем дается слово красной, черной, желтой шляпам. По ходу выступлений даются комментарии, что-то уточняется.
Педагог-психолог: Все выступили, накопили много материалов, мыслей и чувств по поводу данной ситуации. Настало время зеленой шляпы. Покажите какие варианты решения вы приготовили.
Выступление. Обсуждение театрализации.
Педагог-психолог: Подводя итоги нашей работы, надо сказать, что цель этой методики: конструктивно подойти к проблемной ситуации. Не ругать ребенка, когда он уже сам напуган и расстроен, а найти возможность чему-то в этой ситуации научиться. Это лишний повод БЫТЬ с ребенком в сложной ситуации и оказать ему помощь и поддержку. Такой подход дает ребенку силы на преодоление трудностей, что повышает учебную мотивацию, даже если учеба дается не легко.
Итогом собрания может стать алгоритм действий родителей, составленный совместно с педагогом-психологом.
Примерный алгоритм.
- Красная шляпа. Дайте ребенку возможность высказать свои эмоции. Обнимите его. Скажите, что вы его понимаете. Дайте попить воды.
- Белая шляпа. Когда ребенок немного успокоился, пусть расскажет факты о произошедшем. За что «двойка»? Почему так получилось?
- Черная шляпа. Самое страшное в этой ситуации. Что именно ребенка расстроило? Напугало? Чем грозит? Что самое плохое может случиться из-за этого?
- Желтая шляпа. Дайте понять ребенку, что «двойка» - это «указатель дороги», который показывает «опасное место», предупреждает об опасности.
- Зеленая шляпа. Вместе с ребенком сделайте вывод, как надо поступить, чтобы не допустить самого страшного. Придумайте креативные подходы к решению.
Приложение №1
ПРИТЧА О СТАРОМ ШЛЯПНИКЕ
Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился мастер, как благодарны были ему люди за чудесные шляпы, в которых таился великий секрет великого мастера.
Но шли годы, и настало время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, черную, красную, зеленую, желтую и синюю.
«Видимо, это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец, — решили сыновья Шляпника. — Значит, скоро должен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем отправиться с ними по свету».
Но сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство.
«Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем «непростом» происхождении. А то велика ли честь — быть сыном простого шляпника!»
«А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг, представителен и изыскан одновременно».
Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, — промолвил третий. — Желтый цвет — цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?».
«Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул четвертый. — Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!»
«Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое и бескрайнее, дарующее возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», — мечтательно произнес пятый сын.
«Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет — цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту — вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?» — размышлял шестой из сыновей Шляпника.
Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны.
Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали?
Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но каким-то холодом веяло от этого человека, казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда. Прекрасная машина, а не живой человек отныне ходил по земле.
Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке — его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как часто эта черта спасала его от поражения и краха в делах и начинаниях, но именно она лишила его радости. Радости от солнечного утра и пения птиц, от встреч с людьми и природой, и самое главное, от собственных мыслей и поступков. И это, конечно же, отразилось на его характере. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин черной шляпы.
Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» — восторгались люди при встрече с ним. «Точно малое дитя, живущее мимолетностью чувств», — говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал, как их проявлять, и тем более не мог ими управлять. Самое удивительное, что не только окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и себя самого. Такой загадочный и необъяснимый, он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нем, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности.
Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке — солнечную радугу, а в обыденности — чудеса. «Мечтатель, романтик, не от мира сего, глупец, бессребреник», — говорили о нем одни. «Богатейшей души человек, — говорили другие. — Кто же он — богач или бедняк — решать не нам»..
А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа. Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы. Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире.
Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему понятные знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход. Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси. «Счастливый человек — достиг того, чего хотел», — говорили одни. «А сможет ли он поделиться своими открытиями, находками, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их жаждой открытий, свершений и побед?» — спрашивали другие. Но нет пока у меня ответа на этот вопрос.
Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера провели они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер. И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели.
Ссылка на видеоролик «ПРИТЧА О СТАРОМ ШЛЯПНИКЕ»
https://vkvideo.ru/video-155395034_456239102
Приложение №2
Инструкции к шляпам
Инструкция к Белой шляпе: Белая шляпа - объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить, как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:
• какая информация имеется;
• какая информация необходима;
• как и где получить недостающую информацию.
Ключевые моменты:
• отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;
• оценить уместность и точность информации;
• отделить факты от предположений;
• определить действия, необходимые для устранения пробелов.
Инструкция к красной шляпе:
Красная шляпа — мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Мышление в красной шляпе является почти полной противоположностью мышлению в белой шляпе — нейтрального, объективного, почти полностью лишенного эмоциональных оттенков. Но оно играет важную роль, если исключить эмоции и чувства как компоненты из процесса мышления, то они спрячутся на заднем плане и будут незаметно влиять на мышление, искажать видение и в итоге направлять фокус внимания в одну сторону, не давая широты восприятия всей картины в целом.
Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:
• что я сейчас чувствую;
• что мне подсказывает моя интуиция;
• что говорит мне мой «внутренний голос».
Инструкция к черной шляпе:
Черная шляпа — мышление в Черной шляпе должно быть логичным и правдивым, это не атака, не критические нападки, это критическое исследование. Мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия. Это не «я тебе докажу, что ты не прав», это критический АНАЛИЗ проблемы. Под Черной шляпой мы выясняем последствия, факторы, влияние процесса или выполнения нашего решения на ценности, проводим проверку на соответствие и несоответствие, на недостатки.
Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:
• каковы возможные проблемы;
• каковы вероятные сложности;
• на что нужно обратить внимание;
• в чем опасность.
Ключевые моменты. Мышление в Черной шляпе:
• помогает в принятии правильного решения;
• указывает на сложности;
• исследует слабые моменты.
Инструкция к желтой шляпе:
Желтая шляпа — требует сознательного усилия. К сожалению для отрицательного отношения существует больше естественных причин, чем для положительного. Мышление в Черной шляпе может защитить нас от ошибок, рисков и опасностей. Позитивное мышление должно быть смесью любопытства, удовольствия и желания осуществлять задуманное.
Вопросы «под Желтой шляпой»:
• каковы преимущества;
• каковы положительные стороны;
• в чем ценность;
• привлекательна ли концепция данного предложения;
• можно ли это воплотить в жизнь.
Инструкция к зеленой шляпе:
Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Надевая Зеленую шляпу, человек выходит за рамки старых идей, чтобы найти что-то получше. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.
Вопросы «под Зеленой шляпой»:
• какие творческие идеи имеются;
• каковы возможные альтернативы;
• как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.
Инструкция к синей шляпе:
Синяя шляпа — особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о мышлении. Под Синей шляпой мы управляем процессом восприятия и переработки поступающей информацией. Фокусирование — одна из ключевых ролей Синей шляпы. Постановка вопроса — самый простой способ фокусирования мышления. Здесь нужны определенные навыки и умения: умение задавать правильные вопросы, умение точно определить и сформулировать проблему, умение поставить задачу для мышления. Под Синей шляпой мы составляем программу: регламент в широком смысле слова; какие шляпы будем использовать и в каком порядке. Под Синей шляпой мы делаем обобщения и выводы.
Вопросы «под Синей шляпой»:
• с чего начать;
• что на повестке дня;
• каковы цели;
• какие шляпы использовать;
• как подвести итог;
• что делать дальше.
Ключевые моменты:
• фокусирует и перенаправляет внимание;
• фиксирует требования к мыслительному процессу;
• запрашивает резюме;
• принимает или запрашивает решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для проведения родительского собрания.
Родительское собрание в школе-это ратковременные встречи с родителями.......

методические рекомендации для проведения родительского собрания
методические рекомендации для проведения родительского собрания по теме"Тропинка ведущая к бездне"...

методические рекомендации для проведения родительского собрания
методические рекомендации для проведения родительского собрания по теме"Тропинка ведущая к бездне"...

Методические рекомендации по проведению родительского собрания в 8 классе "Медиабезопасность"
Разработка родительского собрания "Медиабезопасность" для родителей учащихся 8 класса с использованием фильма для старшеклассников "Уроки медиабезопасности"...

Методические рекомендации к проведению родительского собрания по теме: «Компьютер: вредные для здоровья факторы и как их уменьшить»
О способах уменьшения вредных воздействий при работе на компьютере....
Методические рекомендации к проведению родительского собрания "Стремимся к успеху"
В последние годы словосочетание «ситуация успеха» стало обычным для педагогов. Никто не спорит, что именно позитивные эмоции становятся для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но иногда...
Методические рекомендации для проведения родительских собраний на тему "Профилактическая работа,направленная на предупреждение общественно опасного поведения подростков и молодежи"
Своевременное информирование родителей о последствиях тех, или иных действий ребёнка в соответствии с законодательством РФ предотвращается большую часть правонарушений со стороны учащихся....

