Презентация. Задержка речевого развития
презентация к уроку
Консультация для родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 285.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится. На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться.
Ребенок в своем развитии проходит определенные, напрямую связанные с возрастом, этапы развития речи. Первый крик слышен в течение минуты после рождения . На первом году жизни малыш проходит подготовительный период: гуление – с 1,5 до 2-х месяцев; лепет – с 4-5 месяцев; лепетные слова – с 7,5-8 месяцев; первые слова –с 10-11 месяцев. В 1 год в норме малыш умеет произносить около 10 простых слов (мама, папа, дядя, баба) и отлично понимает обращенную речь. Скорость формирования активной речи варьирует у разных детей, но существуют конкретные ориентиры: в полтора года должен быть указательный жест пальцем и полное понимание обращенных слов.
Нормы речевого развития в 1,5 года Ребёнок понимает предложение из 3-4 слов; понимает предлоги НА, В; Понимает значение слов «Вверх», «Вниз»; Активный словарь 30 слов; Разглядывает картинки, отвечает на вопрос: «Что это?»; Строит простую фразу, например: «Ляля бай-бай»; Правильно произносит звуки А, О, У, И, Э, У, П, Б, М, К.
Нормы речевого развития в 2 года Нормы речевого развития в 3 года Словарный запас ребенка не менее 50 слов; Малыш понимает двухэтапную просьбу (например: «Возьми книгу и принеси мне»); Начинает активно использовать предложения из двух слов; Должен научиться правильно произносить звуки простые по артикуляции: П,Б,М,В,Ф,К,Г,Х,Н. Словарный запас до 250 и выше; Общается предложениями из трех слов; Использует множественное число существительных и глаголов; Называет свое имя, пол, возраст; Понимает значение простых предлогов; Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи (игрушки, овощи, одежда и т.д.); Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) красивый цветок, веселая собака; Согласует глагола прошедшего времени с существительными в роде (птички улетели, дети играли).
Задержка речевого развития (ЗРР) – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. О задержке говорят, если в 2 года малыш почти не произносит слов, а в 3 года у него не сформирована связная речь. Задерживается формирование всех компонентов :
Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития (ЗРР) выражается такими симптомами : ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого; активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами; дети с трудом строят даже короткую фразу; распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым; при произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица; он не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки , затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать; у малыша возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырёх частей.
Медицинские причины Социальные факторы различные патологические процессы, затрагивающие головной мозг внутриутробно либо в раннем детстве. В эту группу относятся последствия внутриутробной гипоксии, тяжелых родов, асфиксии, инфекций, гипотрофии, недоношенности. педагогическая запущенность, недостаток семейного общения, проживания в иноязычной среде. Причины задержки речевого развития
Педагогическая запущенность формируется, если ребенок предоставлен сам себе, с ним никто не занимается, семейные контакты имеют формальный характер. Недостаток семейного общения – патологический стереотип поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Не обсуждаются насущные проблемы, нет семейных праздников, устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовное родство и практически не общаясь. Смена страны проживания в раннем детском возрасте тоже может задерживать развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детском коллективе и на улице – на другом, ребенку очень трудно освоить речевые навыки. Вредит и гиперопека : если у малыша нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются, то и трудиться незачем. Социальные факторы
Как избежать задержки развития речи? Если ребёнок в два года говорит мало и невнятно, нужно показать его специалистам: неврологу, отоларингологу, дефектологу. Возможно, у него темповая задержка речи. Чтобы развитие речи у детей соответствовало возрастным нормам и в дальнейшем не было речевых нарушений, нужно постоянно стимулировать её развитие . Основные задачи, стоящие перед родителями в этот период: Показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка неправильно произносимые им слова. Помогать малышу с накоплением активного и пассивного словаря. Учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы. Совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, потешки , чистоговорки .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития
Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...

Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы
представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...
Родительское собрание "Причины задержки речевого развития".
В данном материале рассматриваются причины и коррекция задержки речевого развития....
пять мифов о задержке речевого развития
консультация для воспитателей и родителей...
Буклет к родительскому собранию по теме: "Задержка речевого развития".
В буклете представлены практические советы для родителей по теме " Задержка развития речи".Практические материалы помогут родителям сделать речь ребёнка богаче и разнообразней через игры....

Занятия по развитию речи с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.
Данная статья будет полезна педагогам коррекционных ДОУ (групп) для детей с задержкой речевого развития....

Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори - материалов для профилактики задержки речевого развития.
В данной статье рассматривается актуальный вопрос: задержка речевого развития и способы ее профилактики. Приводится ряд эффективных способов, способствующих развитию слухового внимания, слуховой...
