РП работа с родителями 2022
рабочая программа
Рабочая программа работы с родителями "Семья+школа"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 335.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21 ИМЕНИ ВАЛЕНТИНА ОВСЯННИКОВА-ЗАЯРСКОГО»
Программа работы с родителями "Семья + школа"
Составитель программы: учитель английского языка
Бакеева М.С.
2022, г. Нижневартовск
Введение
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания обучающихся.
Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения обучающихся. В качестве основного условия успешного воспитания - выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания – идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключатся в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Идеальная цель – это полноценный человек, культурная личность. Союз с родителями может быть установлен, если обе стороны этого взаимодействия осознают, что только совместными усилиями можно создать условия для реализации намеченной цели. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, делясь с обучающимися своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и обучающиеся будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.
Как ни парадоксально, но, несмотря на многочисленные методические рекомендации, литературу, посвященную работе с семьей, проблема взаимодействия семьи и школы существует.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка его социально-экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно- воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.
Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и школы, так как их объединяет общая цель: развитие личности обучающегося через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый обучающийся одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом из них индивидуальное, семья и школа подготавливают обучающихся к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.
Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Современный педагог, владея такой информацией, должен хорошо представлять себе особенности семьи, предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие обучающегося, на его характер, поведение.
Цель программы
Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения обучающихся в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности. Основные задачи программы
- Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы .
- Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.
- Способствование формированию здорового образа жизни в семьях.
- Создание условий для профилактики асоциального поведения обучающихся.
- Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
- Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).
Исполнители мероприятий программы
Ученический, родительский коллектив класса. Педагогический коллектив.
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями
Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательная функция семьи имеет два аспекта:
- Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).
- Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно- ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Но самое страшное то, что лишь 10% обучающихся имеют I группу здоровья.
Отсюда следует вывод:
Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности обучающегося, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители обучающихся.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
- со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
- с частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок.
Сроки реализации программы: 2022-2022 годы Правила работы:
- к родителям каждого обучающегося нужно проявлять искренне уважение;
- общение с родителями обучающегося должно быть не во вред ему, а во благо;
- изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;
- изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Направления и формы работы
- Изучение семьи обучающихся
Изучение семей обучающихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Психолого-педагогическая диагностика: наблюдение;
беседа;
тестирование по методике «Дерево»; материалы детского творчества;
интерактивные игры.
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Умело организованное продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах
родительские собрания; конференции; тренинги;
индивидуальные и тематические консультации; беседы.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и классе
открытые уроки, классные часы и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел;
дни здоровья;
шефская помощь.
Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом
участие родителей класса в работе родительского комитета класса и школы;
Ожидаемые результаты.
- Установление партнерских отношений педагогов, родителей, обучающихся в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
- Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
- Формирование культуры здорового образа жизни.
- Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.
- Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
- Повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;
- Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей.
Механизм оценки результатов включает следующие критерии:
- положительные отзывы партнеров и участников программы;
- новые формы сотрудничества семьи и школы.
Циклограмма работы классного руководителя с родителями
№ п\п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Совместно с родителями подготовить класс к новому учебному году | август | Классный руководитель Родители |
2. | Привлекать родителей к организации классных, школьных мероприятий, выпускного вечера. | В течение года | Классный руководитель |
3. | Осуществлять с помощью родителей работу по профориентации (беседы, встречи, экскурсии на предприятия) | В течение года | Классный руководитель Родители |
4. | Общешкольные, классные родительские собрания | 1 раз в четверть | Классный руководитель Зам.по ВР |
5. | Организовать консультации для родителей | В течение года | Администрация школы |
6. | Родительский всеобуч (лекторий) | 1 раз в четверть | Комитет по образованию и молодежной политике Администрация школы |
План работы с родителями
сентябрь
- Торжественное собрание
- Провести анкетирование родителей. Анкетирование
Родительское собрание
«Итак, здравствуйте!»
октябрь
- Выяснитьтрудности родителей при воспитании детей в период адаптации в школе.
- Предложить практические советы организации общения с обучающимися. Круглый стол
Родительское собрание по итогам I четверти «Первые проблемы подросткового возраста».
январь
- Провести мониторинг удовлетворенности обучением детей.
- Обратить внимание родителей на важность систематического выполнения домашнего задания.
2.Определить эффективные формы и успешного выполнения домашнего задания. Устный журнал
Круглый стол
Подготовка памяток Родительское собрание
по итогам I полугодия
«Роль домашнего задания в самообразовании школьника».
март
- Ознакомить родителей с такими понятиями как «спокойствие», «уверенность».
- Формирование у родителей понимание необходимости устранения у обучающегося негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности. Круглый стол
Анкетирование
Родительское собрание по итогам III четверти «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».
май
- Ознакомить с результатом анкетирования детей. Анкетирование родителей
Видеопросмотр роликов из школьной жизни детей.
Родительское собрание по итогам года: «Компьютер в жизни школьника. Итоги учебного года»
Психолого- педагогическое просвещение октябрь
Возрастные психологические особенности обучающихся с ОВЗ Подведение итогов 1 четверти
Лекторий
Практикум для родителей 6 класса « Организация внеурочной деятельности»
май
Итоги успеваемости и посещаемости за год. Организация летнего отдыха учащихся.
Круглый стол
Родительское собрание по итогам года.
Вовлечение родителей в учебно -воспитательный процесс
сентябрь
- Организовать совместную работу родителей и детей Торжественная линейка
Помощь в подготовке выставки поделок Праздник
«С днем учителя!» Осенний бал
ноябрь
- Организовать совместный праздник родителей и обучающихся, с целью воспитания доброжелательного, бережного отношения между матерью и ребенком.
- Сплотить родительский коллектив класса.
Праздник «День Матери»
Приглашение родителей на мероприятия, посвященные Дню матери Совместный день здоровья
декабрь
Включение родителей в деятельность по проведению новогоднего праздника, зимних каникул.
Утренник
Строительство снежного городка
Совместное проведение новогоднего праздника
февраль
- Вовлекать родителей в воспитание патриотических чувств у обучающихся.
- Организовать совместный праздник родителей и обучающихся, с целью воспитания умения радоваться за свои и чужие успехи.
- Приглашение родителей на открытые уроки и классные часы. Классный час
Военно-патриотическая неделя. Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!». Весёлые старты.
март
- Организовать совместную работу родителей и обучающихся Конкурсы творческих дел
Конкурс «Мамы и дочки»
апрель
Организовать совместную работу родителей и обучающихся 1 апреля - день смеха
май
- Вовлекать родителей в воспитание патриотических чувств у обучающихся, уважения подвига защитников Отечества в ВОВ.
3.Привлекать родителей активному отдыху совместно с обучающимися.
4. Прививать понимание о пользе ЗОЖ. Открытое общешкольное мероприятие Митинг у памятника павшим в ВОВ Спортивный конкурс
Праздничная программа, посвященная Дню Победы. Декада «Я за здоровый образ жизни»
Спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» В течение года
- Организовать совместную работу с родителями с целью помощи обучающемуся.
- Предложить практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка. Индивидуальная беседа
Профилактическая работа с обучающимися и их семьями В течение года
- Обратить внимание на важность соблюдения режима дня и выполнения домашнего задания.
Посещение семей обучающихся с целью проверки режима дня и выполнения домашнего задания.
Вовлечение родителей в управление воспитательным процессом
сентябрь
Планирование работы на год
Выборы родительского комитета Родительское собрание
октябрь
Об организации УВР в учебном году Родительское собрание
декабрь
Подведение итогов 2 четверти Родительское собрание
март
О соблюдении санитарно – гигиенического режима и ТБ; Питание обучающихся; реализация комплексно – целевых программ
Родительское собрание
апрель
Выявление причин неуспеваемости, определение совместных мер по коррекции успеваемости
Обследование домашних условий обучающихся.
май
Итоги успеваемости и посещаемости за год, уровень сформированности учебной деятельности.
Организация летнего отдыха обучающихся.
О ремонте и подготовке школы к новому учебному году. Итоги работы класса и школы за учебный год; Родительское собрание по итогам года.
План проведения родительского всеобуча (лектория) в 2022-2023уч.год
№ п\п | Тема | Сроки | Ответственные |
1. |
Пожарная безопасность в быту.
| I четверть | Зам.директора по ВР Классные руководители |
2. | Причины детской лжи | II четверть | Зам.директора по ВР Классные руководители |
3. | Природа суицида. Как помочь детям? | III четверть | Зам.директора по ВР Классные руководители |
4. | Причины детской агрессии. Неформальные подростковые течения. | IV четверть | Зам.директора по ВР Классные руководители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями на 2021-2022 учебный год
Цель: организовать систему обучения родителей и взаимодействия для полноценного развития и воспитания учащихся.Задачи:Включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми.Ока...

План работы с родителями на 2022-2023 учебный год
Цель: организовать систему обучения родителей и взаимодействия для полноценного развития и воспитания учащихся.Задачи:Включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми.Ока...

План работы с родителями и учениками 9А класса на 2022 – 2023 учебный год
План работы с родителямии учениками 9А класса на 2022 – 2023 учебный год...
Годовой план работы с родителями на 2021-2022 учебный год
планирование работы с родителями...
Годовой план работы с родителями на 2022-2023 учебный год
планирование работы с родителями...
План работы с родителями на 2022 – 2023 учебный год группы №12 по профессии «Машинист на открытых горных работах»
Работа с родителями требует от воспитателя группы умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания....


