Сценарий открытого урока по истории России
материал на тему

Сценарий открытого урока

 по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otk.urok_.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока

 по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»).  

Составитель: Алексеева Е.А., учитель истории высшей категории МОУ «СОШ №162» города Омска

Тема «Нашествие Батыя на Русь»

Цели урока: учащиеся должны знать даты и ход завоеваний монголо-татарами Руси, уметь анализировать карту, показывать города, оказавшие упорное сопротивление завоевателям; описывать события, связанные с героической обороной, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; воспитывать у учащихся патриотизм, умение сопереживать, сочувствовать, коммуникативную культуру.

     Тип урока: формирования новых знаний           Форма урока: диалог

     Методы: частично-поисковый,  наглядно-иллюстративный

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная.

     Используемые технологии: проблемного обучения, диалоговая.

В ходе урока продолжается формирование учебно-познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой компетенций.

     Оборудование: карта «Героическая борьба с иноземными захватчиками в 13в.»,  иллюстрации учебника.

Ход урока

  1. Беседа с целью  актуализации опорных знаний
  • Каковы по оценке современников негативные последствия феодальной раздробленности для Руси?
  • Кто воспользовался слабостью Руси?
  • Каких успехов достигли монголо-татары в завоевательных походах начала 13 века?
  • Когда впервые встретились в бою русские дружины и монголо-татарские войска? Чем и почему закончилось сражение?
  • Подумайте, к каким  выводам должны были придти после битвы на Калке монголо-татарские военачальники, русские князья?

Учитель:  «Монголо-татарские военачальники убедились, что разобщенность русских князей создает благоприятные условия для завоеваний богатств русской земли. Эта цель была уже реализована после смерти Чингис-хана его внуком Батыем»

    Учащимся предлагается сформулировать тему и цели урока.

  1. Организация познавательной деятельности при  формировании новых знаний
  • 1-й поход Батыя

- Эвристическая беседа по карте, с.130 учебника (на основе анализа легенды карты)

   а) Когда началось вторжение монголо-татар на Русь?

      Дата 1237г записывается в тетрадь

  б) Кто возглавил новый поход?

  в) По легенде карты определите,  откуда началось вторжение на Русь?

Учащиеся делают запись в тетрадь «1236г-разгром монголо-татарами Волжской Булгарии»

            Г) Какое княжество первым подверглось нашествию завоевателей?

- Рассказ учителя об обороне Рязанского княжества (используется фрагмент из книги Н.Кончаловской «Наша  древняя столица», книга для чтения по истории России, фрагмент «Повести о разорении Рязани Батыем»)

     Учащимся предлагается по ходу урока составлять таблицу «Ход завоеваний Руси» (дата, населенный пункт, результат),  после рассказа ответить на вопросы:

        Сколько дней продолжалась героическая оборона Рязани?

        Какие примеры мужества и героизма приводит летописец?

        Какую оценку Е.Коловрату дал военачальник монголо-татар?

        Какие качества проявили воины Коловрата?

    Работа с иллюстрацией «Оборона Рязани», стр.132. Ученикам предлагается по иллюстрации описать происходящее, в случае затруднения найти описание в тексте параграфа (выборочное чтение).

- Эвристическая беседа по карте (продолжение)

 А) проследите по карте дальнейший путь войска Батыя. Что обозначено условными повторяющимися знаками у каждого названного вами города?

Учитель: «Подробно о героической обороне каждого города вы узнаете , работая с текстом учебника (стр.132-133) в группах. Каждой группе предстоит найти примеры героизма, рассказать как вели себя завоеватели в русских землях»

       1-я группа – подготовка рассказа об обороне Москвы и Коломны;

       2-я группа – подготовка рассказа об обороне  Владимира;

       3-я группа – подготовка рассказа об обороне Козельска;

       4-я группа -  о битве на р. Сити

После заслушивания ответов групп, показа городов, оказавших упорное сопротивление завоевателям на настенной карте,  подводятся итоги, ученики отвечают на следующие вопросы:

     - Какое значение имела битва на р.Сити?

     - Какие территории Северо-Восточной  Руси избежали разграбления, Почему? (Показать их на карте)

     - В каком году закончился 1-й поход Батыя?

     - Каковы его итоги? (завоевание Северо-Восточной Руси)

  • 2-й поход Батыя

Продолжается работа по анализу карты

А) Когда начался 2-й поход Батыя на Русь? Определите его направление.

Б) Назовите города, которые подверглись нападению монголо-татар.

Какой вывод по карте можно сделать о судьбе южных княжеств?

В) Какой древнерусский город проявил героическое сопротивление?

Продолжение групповой работы.

  1-я группа – на основе  самостоятельного изучения текста на стр. 134 готовит описание осады Киева

  2-я группа – анализирует документ на стр.135-136 учебника «Никоновская летопись о взятии Киева войсками Батыя», выполняя следующее задание: выделить новую информацию об обороне Киева, которая дополнит рассказ в тексте параграфа.

После заслушивания групповых ответов подводятся итоги. Ученики отвечают на вопросы:

А) В каком году пал Киев? Какое значение имело это событие?

Б) Объясните, почему монголо-татарам удалось завоевать Русь,  страну по уровню развития значительно выше завоевателей?

В) сколько лет понадобилось монголо-татарам для завоевания Руси? Что сдерживало их натиск?

Г) Какие последствия для Руси имело монгольское нашествие?

Проверяется заполнение таблицы «Ход завоеваний Руси»

  • Походы монголо-татар в Центральную Европу.

Эвристическая беседа по карте:

 А) проследите путь монголо-татарских войск после завоевания Руси.

 Б) Удалось ли им завоевать Европу?

           В) Что на ваш взгляд,  помешало завоевателям покорить Европу?

           Г)Объясните слова А.С.Пушкина  - Европа  была спасена    «растерзанной  и издыхающей  Россией»    

  • Закрепление изученных дидактических единиц (5 мин)

                  Работа в рабочей тетради Е.Симоновой, В.Клокова. Ученики выполняют задания №№4-6, стр.46. тетради собираются на проверку.

Домашнее задание: параграф №19, написать сочинение от имени участника героической обороны одного из русских  городов в период монголо-татарского нашествия либо создать рисованный фильм на эту же тему, как вариант для владеющих хорошо компьютером – создать проект в форме презентации о героической борьбе русского народа в борьбе с монголо-татарами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого классного часа «Россия - Родина Моя»

сценарий классного часа для 10 класса, воспитывающий патриотизм, любовь и гордость к своей стране...

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

Сценарий открытия конференции «В России дух – всему основа» «Русский театр: от райка до модерна»

Литературно-музыкальная постановка. Древнегреческий театр явлется колыбелью культуры и искусства. Он родился из мистерий, посвященных богам — покровителям земледелия, в первую очередь Дионису. Го...

8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."

Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...

Открытый урок для учителей истории "Обучение учащихся истории России в объединённых классах- комплектах" (6 класс-"Происхождение славян"; 7 класс- "Россия после Смуты")

Урок был проведён для учителей района. Педагоги посмотрели как за время одного урока (45 минут) происходит работа сразу в двух класса, изучается разный материал. Присутствующие педагоги отметили больш...

Сценарий открытого занятия "История танца"

Танец - один из прекрасных видов искусства. Это выражение эмоций, чувств, мыслей, рассказ о происходящем, бывшем и будущем с помощью музыки, пластики, жестов, ритмичных движений.  Каждому пе...

Сценарий урока по истории России «Под рукой» российского государя. Вхождение Украины в состав России» с применением компетенций "4 К".

В основу педагогического проекта  по истории России «Под рукой» российского государя. Вхождение Украины в состав России» с применением компетенций "4 К" положено разви...