Главные вкладки

    Сценарий открытого урока по истории России
    материал на тему

    Сценарий открытого урока

     по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Otk.urok_.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий открытого урока

     по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»).  

    Составитель: Алексеева Е.А., учитель истории высшей категории МОУ «СОШ №162» города Омска

    Тема «Нашествие Батыя на Русь»

    Цели урока: учащиеся должны знать даты и ход завоеваний монголо-татарами Руси, уметь анализировать карту, показывать города, оказавшие упорное сопротивление завоевателям; описывать события, связанные с героической обороной, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; воспитывать у учащихся патриотизм, умение сопереживать, сочувствовать, коммуникативную культуру.

         Тип урока: формирования новых знаний           Форма урока: диалог

         Методы: частично-поисковый,  наглядно-иллюстративный

    Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная.

         Используемые технологии: проблемного обучения, диалоговая.

    В ходе урока продолжается формирование учебно-познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой компетенций.

         Оборудование: карта «Героическая борьба с иноземными захватчиками в 13в.»,  иллюстрации учебника.

    Ход урока

    1. Беседа с целью  актуализации опорных знаний
    • Каковы по оценке современников негативные последствия феодальной раздробленности для Руси?
    • Кто воспользовался слабостью Руси?
    • Каких успехов достигли монголо-татары в завоевательных походах начала 13 века?
    • Когда впервые встретились в бою русские дружины и монголо-татарские войска? Чем и почему закончилось сражение?
    • Подумайте, к каким  выводам должны были придти после битвы на Калке монголо-татарские военачальники, русские князья?

    Учитель:  «Монголо-татарские военачальники убедились, что разобщенность русских князей создает благоприятные условия для завоеваний богатств русской земли. Эта цель была уже реализована после смерти Чингис-хана его внуком Батыем»

        Учащимся предлагается сформулировать тему и цели урока.

    1. Организация познавательной деятельности при  формировании новых знаний
    • 1-й поход Батыя

    - Эвристическая беседа по карте, с.130 учебника (на основе анализа легенды карты)

       а) Когда началось вторжение монголо-татар на Русь?

          Дата 1237г записывается в тетрадь

      б) Кто возглавил новый поход?

      в) По легенде карты определите,  откуда началось вторжение на Русь?

    Учащиеся делают запись в тетрадь «1236г-разгром монголо-татарами Волжской Булгарии»

                Г) Какое княжество первым подверглось нашествию завоевателей?

    - Рассказ учителя об обороне Рязанского княжества (используется фрагмент из книги Н.Кончаловской «Наша  древняя столица», книга для чтения по истории России, фрагмент «Повести о разорении Рязани Батыем»)

         Учащимся предлагается по ходу урока составлять таблицу «Ход завоеваний Руси» (дата, населенный пункт, результат),  после рассказа ответить на вопросы:

            Сколько дней продолжалась героическая оборона Рязани?

            Какие примеры мужества и героизма приводит летописец?

            Какую оценку Е.Коловрату дал военачальник монголо-татар?

            Какие качества проявили воины Коловрата?

        Работа с иллюстрацией «Оборона Рязани», стр.132. Ученикам предлагается по иллюстрации описать происходящее, в случае затруднения найти описание в тексте параграфа (выборочное чтение).

    - Эвристическая беседа по карте (продолжение)

     А) проследите по карте дальнейший путь войска Батыя. Что обозначено условными повторяющимися знаками у каждого названного вами города?

    Учитель: «Подробно о героической обороне каждого города вы узнаете , работая с текстом учебника (стр.132-133) в группах. Каждой группе предстоит найти примеры героизма, рассказать как вели себя завоеватели в русских землях»

           1-я группа – подготовка рассказа об обороне Москвы и Коломны;

           2-я группа – подготовка рассказа об обороне  Владимира;

           3-я группа – подготовка рассказа об обороне Козельска;

           4-я группа -  о битве на р. Сити

    После заслушивания ответов групп, показа городов, оказавших упорное сопротивление завоевателям на настенной карте,  подводятся итоги, ученики отвечают на следующие вопросы:

         - Какое значение имела битва на р.Сити?

         - Какие территории Северо-Восточной  Руси избежали разграбления, Почему? (Показать их на карте)

         - В каком году закончился 1-й поход Батыя?

         - Каковы его итоги? (завоевание Северо-Восточной Руси)

    • 2-й поход Батыя

    Продолжается работа по анализу карты

    А) Когда начался 2-й поход Батыя на Русь? Определите его направление.

    Б) Назовите города, которые подверглись нападению монголо-татар.

    Какой вывод по карте можно сделать о судьбе южных княжеств?

    В) Какой древнерусский город проявил героическое сопротивление?

    Продолжение групповой работы.

      1-я группа – на основе  самостоятельного изучения текста на стр. 134 готовит описание осады Киева

      2-я группа – анализирует документ на стр.135-136 учебника «Никоновская летопись о взятии Киева войсками Батыя», выполняя следующее задание: выделить новую информацию об обороне Киева, которая дополнит рассказ в тексте параграфа.

    После заслушивания групповых ответов подводятся итоги. Ученики отвечают на вопросы:

    А) В каком году пал Киев? Какое значение имело это событие?

    Б) Объясните, почему монголо-татарам удалось завоевать Русь,  страну по уровню развития значительно выше завоевателей?

    В) сколько лет понадобилось монголо-татарам для завоевания Руси? Что сдерживало их натиск?

    Г) Какие последствия для Руси имело монгольское нашествие?

    Проверяется заполнение таблицы «Ход завоеваний Руси»

    • Походы монголо-татар в Центральную Европу.

    Эвристическая беседа по карте:

     А) проследите путь монголо-татарских войск после завоевания Руси.

     Б) Удалось ли им завоевать Европу?

               В) Что на ваш взгляд,  помешало завоевателям покорить Европу?

               Г)Объясните слова А.С.Пушкина  - Европа  была спасена    «растерзанной  и издыхающей  Россией»    

    • Закрепление изученных дидактических единиц (5 мин)

                      Работа в рабочей тетради Е.Симоновой, В.Клокова. Ученики выполняют задания №№4-6, стр.46. тетради собираются на проверку.

    Домашнее задание: параграф №19, написать сочинение от имени участника героической обороны одного из русских  городов в период монголо-татарского нашествия либо создать рисованный фильм на эту же тему, как вариант для владеющих хорошо компьютером – создать проект в форме презентации о героической борьбе русского народа в борьбе с монголо-татарами.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий открытого классного часа «Россия - Родина Моя»

    сценарий классного часа для 10 класса, воспитывающий патриотизм, любовь и гордость к своей стране...

    Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

    Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

    Сценарий открытия конференции «В России дух – всему основа» «Русский театр: от райка до модерна»

    Литературно-музыкальная постановка. Древнегреческий театр явлется колыбелью культуры и искусства. Он родился из мистерий, посвященных богам — покровителям земледелия, в первую очередь Дионису. Го...

    7 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."

    Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 7 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...

    Открытый урок по истории России. "П.А.Столыпин: палач или спаситель России?". 9 кл.

    В начале 20 века в России отношение к Столыпину было неоднозначным. Можно было услышать такие куплеты Зингерталя, но были и такие люди, кто считал, что «…нам нужна великая Россия». ...

    Открытый урок для учителей истории "Обучение учащихся истории России в объединённых классах- комплектах" (6 класс-"Происхождение славян"; 7 класс- "Россия после Смуты")

    Урок был проведён для учителей района. Педагоги посмотрели как за время одного урока (45 минут) происходит работа сразу в двух класса, изучается разный материал. Присутствующие педагоги отметили больш...

    Сценарий открытого занятия "История танца"

    Танец - один из прекрасных видов искусства. Это выражение эмоций, чувств, мыслей, рассказ о происходящем, бывшем и будущем с помощью музыки, пластики, жестов, ритмичных движений.  Каждому пе...