Сценарий открытого урока по истории России
материал на тему
Сценарий открытого урока
по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого урока
по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»).
Составитель: Алексеева Е.А., учитель истории высшей категории МОУ «СОШ №162» города Омска
Тема «Нашествие Батыя на Русь»
Цели урока: учащиеся должны знать даты и ход завоеваний монголо-татарами Руси, уметь анализировать карту, показывать города, оказавшие упорное сопротивление завоевателям; описывать события, связанные с героической обороной, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; воспитывать у учащихся патриотизм, умение сопереживать, сочувствовать, коммуникативную культуру.
Тип урока: формирования новых знаний Форма урока: диалог
Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная.
Используемые технологии: проблемного обучения, диалоговая.
В ходе урока продолжается формирование учебно-познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой компетенций.
Оборудование: карта «Героическая борьба с иноземными захватчиками в 13в.», иллюстрации учебника.
Ход урока
- Беседа с целью актуализации опорных знаний
- Каковы по оценке современников негативные последствия феодальной раздробленности для Руси?
- Кто воспользовался слабостью Руси?
- Каких успехов достигли монголо-татары в завоевательных походах начала 13 века?
- Когда впервые встретились в бою русские дружины и монголо-татарские войска? Чем и почему закончилось сражение?
- Подумайте, к каким выводам должны были придти после битвы на Калке монголо-татарские военачальники, русские князья?
Учитель: «Монголо-татарские военачальники убедились, что разобщенность русских князей создает благоприятные условия для завоеваний богатств русской земли. Эта цель была уже реализована после смерти Чингис-хана его внуком Батыем»
Учащимся предлагается сформулировать тему и цели урока.
- Организация познавательной деятельности при формировании новых знаний
- 1-й поход Батыя
- Эвристическая беседа по карте, с.130 учебника (на основе анализа легенды карты)
а) Когда началось вторжение монголо-татар на Русь?
Дата 1237г записывается в тетрадь
б) Кто возглавил новый поход?
в) По легенде карты определите, откуда началось вторжение на Русь?
Учащиеся делают запись в тетрадь «1236г-разгром монголо-татарами Волжской Булгарии»
Г) Какое княжество первым подверглось нашествию завоевателей?
- Рассказ учителя об обороне Рязанского княжества (используется фрагмент из книги Н.Кончаловской «Наша древняя столица», книга для чтения по истории России, фрагмент «Повести о разорении Рязани Батыем»)
Учащимся предлагается по ходу урока составлять таблицу «Ход завоеваний Руси» (дата, населенный пункт, результат), после рассказа ответить на вопросы:
Сколько дней продолжалась героическая оборона Рязани?
Какие примеры мужества и героизма приводит летописец?
Какую оценку Е.Коловрату дал военачальник монголо-татар?
Какие качества проявили воины Коловрата?
Работа с иллюстрацией «Оборона Рязани», стр.132. Ученикам предлагается по иллюстрации описать происходящее, в случае затруднения найти описание в тексте параграфа (выборочное чтение).
- Эвристическая беседа по карте (продолжение)
А) проследите по карте дальнейший путь войска Батыя. Что обозначено условными повторяющимися знаками у каждого названного вами города?
Учитель: «Подробно о героической обороне каждого города вы узнаете , работая с текстом учебника (стр.132-133) в группах. Каждой группе предстоит найти примеры героизма, рассказать как вели себя завоеватели в русских землях»
1-я группа – подготовка рассказа об обороне Москвы и Коломны;
2-я группа – подготовка рассказа об обороне Владимира;
3-я группа – подготовка рассказа об обороне Козельска;
4-я группа - о битве на р. Сити
После заслушивания ответов групп, показа городов, оказавших упорное сопротивление завоевателям на настенной карте, подводятся итоги, ученики отвечают на следующие вопросы:
- Какое значение имела битва на р.Сити?
- Какие территории Северо-Восточной Руси избежали разграбления, Почему? (Показать их на карте)
- В каком году закончился 1-й поход Батыя?
- Каковы его итоги? (завоевание Северо-Восточной Руси)
- 2-й поход Батыя
Продолжается работа по анализу карты
А) Когда начался 2-й поход Батыя на Русь? Определите его направление.
Б) Назовите города, которые подверглись нападению монголо-татар.
Какой вывод по карте можно сделать о судьбе южных княжеств?
В) Какой древнерусский город проявил героическое сопротивление?
Продолжение групповой работы.
1-я группа – на основе самостоятельного изучения текста на стр. 134 готовит описание осады Киева
2-я группа – анализирует документ на стр.135-136 учебника «Никоновская летопись о взятии Киева войсками Батыя», выполняя следующее задание: выделить новую информацию об обороне Киева, которая дополнит рассказ в тексте параграфа.
После заслушивания групповых ответов подводятся итоги. Ученики отвечают на вопросы:
А) В каком году пал Киев? Какое значение имело это событие?
Б) Объясните, почему монголо-татарам удалось завоевать Русь, страну по уровню развития значительно выше завоевателей?
В) сколько лет понадобилось монголо-татарам для завоевания Руси? Что сдерживало их натиск?
Г) Какие последствия для Руси имело монгольское нашествие?
Проверяется заполнение таблицы «Ход завоеваний Руси»
- Походы монголо-татар в Центральную Европу.
Эвристическая беседа по карте:
А) проследите путь монголо-татарских войск после завоевания Руси.
Б) Удалось ли им завоевать Европу?
В) Что на ваш взгляд, помешало завоевателям покорить Европу?
Г)Объясните слова А.С.Пушкина - Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией»
- Закрепление изученных дидактических единиц (5 мин)
Работа в рабочей тетради Е.Симоновой, В.Клокова. Ученики выполняют задания №№4-6, стр.46. тетради собираются на проверку.
Домашнее задание: параграф №19, написать сочинение от имени участника героической обороны одного из русских городов в период монголо-татарского нашествия либо создать рисованный фильм на эту же тему, как вариант для владеющих хорошо компьютером – создать проект в форме презентации о героической борьбе русского народа в борьбе с монголо-татарами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого классного часа «Россия - Родина Моя»
сценарий классного часа для 10 класса, воспитывающий патриотизм, любовь и гордость к своей стране...
Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.
Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

Сценарий открытия конференции «В России дух – всему основа» «Русский театр: от райка до модерна»
Литературно-музыкальная постановка. Древнегреческий театр явлется колыбелью культуры и искусства. Он родился из мистерий, посвященных богам — покровителям земледелия, в первую очередь Дионису. Го...

8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."
Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...

Открытый урок для учителей истории "Обучение учащихся истории России в объединённых классах- комплектах" (6 класс-"Происхождение славян"; 7 класс- "Россия после Смуты")
Урок был проведён для учителей района. Педагоги посмотрели как за время одного урока (45 минут) происходит работа сразу в двух класса, изучается разный материал. Присутствующие педагоги отметили больш...
Сценарий открытого занятия "История танца"
Танец - один из прекрасных видов искусства. Это выражение эмоций, чувств, мыслей, рассказ о происходящем, бывшем и будущем с помощью музыки, пластики, жестов, ритмичных движений. Каждому пе...

Сценарий урока по истории России «Под рукой» российского государя. Вхождение Украины в состав России» с применением компетенций "4 К".
В основу педагогического проекта по истории России «Под рукой» российского государя. Вхождение Украины в состав России» с применением компетенций "4 К" положено разви...