Физкульминутка на уроках математики.
методическая разработка (6 класс) по теме

Гунякова Ольга Викторовна

Мною собраны комплекс  физических упражнений, применяемых на уроках математики.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

 Упражнения могут быть использованы и на других уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizminutka_na_urokah_matematiki..doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Ершовского района муниципального общеобразовательного учреждения  села Орлов – Гай Ершовского района Саратовской области

Утверждаю

Директор  МОУ «СОШ с. Орлов – Гай

Ершовского района Саратовской области»

_____________/Бардин В. Г.

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики.

 

Выполнена

учителем математики

I квалификационной категории

Гуняковой О. В.

МОУ «СОШ с. Орлов – Гай».

Орлов – Гай

2011 -2012 учебный год

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики.

1. Исходное положение – сидя прямо, не опираясь на спинку стула, руки на поясе.    Наклониться вперёд и коснуться руками носков ног /повторить 12-14 раз/.

2. Исходное положение – стоя, руки опущены вдоль туловища вниз. На счёт «раз» подняться на носки, поднять руки вверх и потянуться; на счёт «два» – вернуться в исходное положение.

3. Исходное положение – стоя, ноги врозь. Туловище слегка наклонено вперёд, расслабленные руки спущены вниз. Покачиваясь из стороны в сторону расслабленными руками и туловищем.

Упражнение для укрепления позвоночника.

  1. Исходное положение – основная стойка, ноги врозь.
  2. Наклоните туловище вперёд, руки скрестите под грудью, а затем рывком отведите их в стороны /проделать 10 раз/.
  3. Исходное положение – основная стойка.
  4. Отведите рывком руки назад с одновременным подниманием на носки. Дышите глубоко /проделать 10 раз/.

Упражнение для профилактики нарушения осанки:

  1. Исходное положение – сидя на стуле, ноги вместе.
  2. На счёт раз выполнить захват ножек стула ногами изнутри; на счёт два – вернуться в исходное положение; на счёт три – захват ножек стула снаружи; на счёт четыре – вернуться в исходное положение /8-10 раз/.
  3. Исходное положение – стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок.
  4. Исходное положение - стоя. «Замочек» - завести одну руку за голову, вторую – за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.
  1. Исходное положение – стоя, ноги вместе.
  2. Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперёд./8 – 10 раз/.
  3. Исходное положение– стоя, ноги вместе.
  4. Наклоните корпус вперёд и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и влево.
  5. Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении /4 – 6 раз/
  1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки вытянуты в стороны. Выполнить круговые движения руками.
  2.  Исходное положение – стоя, ноги вместе. Вытянуть левую руку вверх, прогнуться вправо, стараясь дотянуться до какого – либо предмета (стул, стена, подоконник), вернуться в исходное положение, затем выполнить упражнение в другую сторону.
  3. Потренируем мышцы глаз: сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна).
  4. Частые моргания в течение 15 -30 секунд).

Упражнения для глаз.

Посмотрите прямо вперёд. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом. Переводя глаза вниз, налево и вверх. Не  забывайте, что голову поворачивать нельзя. Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении – налево, вниз, направо, вверх.

Упражнение дыхательной гимнастики.

  1. Исходное положение– стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, ладони повернуть вперёд, пальцы разведены. Руки скрестить перед грудью так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно хлестнули по лопаткам с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный выдох).
  2.  Исходное положение– стоя, ноги врозь, руки вниз. Поднять плечи вверх – вдох, опустить плечи. Округляя спину, - выдох. Поднять плечи – вдох, опустить, слегка прогибаясь в пояснице и сводя лопатки, - выдох. /4 – 8 раз/
  1. Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто вы надеваете перчатку.
  2. Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.
  3. Возьмите в каждую руку два средней мягкости детских мяча и, держа между большим и указательным пальцами, сожмите. Проделайте то же самое. Сменив указательный палец средним, а затем остальными по очереди. Сожмите мяч 3 раза каждым пальцем, а затем 3 раза всеми вместе.
  1. Исходное положение– стоя, ноги вместе, руки опущены. На счёт «раз» - поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счёт «два» - вернуться в исходное положение /5 – 6 раз/
  2.  Исходное положение– стоя. Ноги вместе, руки опущены. Выполнить рывки руками, поочерёдно поднимая вверх то правую, то левую руку /6 – 8 раз/
  1. Исходное положение– стоя, ноги вместе, руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вниз. На счёт «раз» - разгибая руки в стороны ладонями вверх, поднять правую ногу в сторону; на счёт «два» - вернуться в исходное положение; на счёт «три» - разгибая руки в стороны ладонями вверх, отвести левую ногу в сторону; на счёт « 4» - вернуться в – стоя, ноги вместе исходное положение.
  2.  Исходное положение– стоя, ноги врозь, руки вверх, пальцы сведены в замок. На счёт «1» - наклонить туловище влево (выдох); на счёт «2» - вернуться в исходное положение (выдох); на счёт «3» - наклонить туловище вправо (выдох); на счёт»4» - вернуться в исходное положение (вдох).
  3. Тренировка наружных мышц глаз.

Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова при этом неподвижна) /8 – 12 раз/.

  1. 1.Исходное положение– ноги вместе, руки вдоль туловища опущены вниз. На счёт»1» - поднять руки вверх. Одновременно отвести левую ногу назад, прогнуться в спине и пояснице, голову отвести назад; на счёт «2» - вернуться в исходное положение; на счёт «3» - поднять руки вверх, одновременно отвести правую ногу назад, прогнуться в спине и пояснице, голову отвести назад, на счёт «4» - вернуться в исходное положение /5 – 6 раз/.
  2. Исходное положение –стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища,  опущены вниз. Поднять руки вперёд – вверх и одновременно отвести левую ногу назад на носок вдох, возвратиться в исходное положение /6 раз поочерёдно каждой ногой/
  1. 1.Упражнение для шеи.

Скрестив пальцы кистей, положить их сзади на шею (голову слегка наклонить вперёд) и стараться разогнуть голову назад небольшими покачивающимся движениями. Руки, лежащие на шее, должны оказывать некоторое сопротивление. /15 – 20 раз, темп средний/.

  1. Самомассаж области плеч.

Правой ладонью круговыми движениями произвести растирание области левого плеча. Аналогичное растирание произвести левой ладонью правого плеча. Вначале движения лёгкие, поверхностные, а затем с некоторым нажимом. /20 круговых движений на одном плече и столько же на другом/.

  1. Упражнение для рук.

Качающиеся движения полусогнутыми в локтях руками. Одна рука идёт вперёд, а другая назад, то есть примерно так же, как при беге. Сделать 20 – 30 движений, темп средний/.

Упражнение для концентрации внимания:

  1.  Сесть удобно, слегка зажмуриться, расслабить мышцы тела, сконцентрировать внимание на переносице. Образно представить, что вы дышите через «точку» между бровями. Так дышать 2 – 4 раза.
  2. Исходное положение – стоя, руки на поясе. Медленно садитесь на стул и сразу же вставайте /14 – 16 раз/.
  3.  Исходное положение – стоя, руки опираются на спинку стула. Поднять правую ногу назад как можно выше, погнуть спину, голову держать высоко. Задержаться в таком положении. То же самое сделать левой ногой. /4- 10 раз/.

Упражнение «Мельница» по выработке плавных, пластичных движений рук, помогающих при рисовании.

Исходное положение – стоя. Руки слегка согнуты в локтях и подняты в стороны.

Легко качают руками перед собой, скрещивая их перед грудью, затем взмахивая ими в стороны.

Делают круговые движения руками, начиная с небольшой амплитуды и постепенно увеличивая её. При небольших круговых взмахах учащиеся слегка пружинят ноги в коленях. С каждым новым взмахом движения становятся энергичными, одновременно ученики поднимаются на носки.

Взмахи постепенно уменьшаются и останавливаются.

  1. 1.1.Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; /8 -10 раз/.

2. Исходное положение – сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнять пятки одновременно и поочерёдно, разведение стоп в стороны.

3. Исходное положение – соя. «замочек» - вести одну руку за голову,    вторую – за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук

1. И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Наклониться вперёд к крышке стола – вдох. /5 – 6 раз/

2. И. п. сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. /5 – 6 раз/.

3. И.  п. – сидя, руки на поясе. Повернув голову вправо, посмотреть на локоть левой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть правой руки, вернуться в и. п./5 – 6 раз/.

4. И.  п. – сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, затем сделать ими круговое движение против часовой стрелки./5- 6 раз/.

5.И. п. –  сидя. Руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх – вдох; следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить – выдох. /4 – 5 раз/

6. И.  п. – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 – 3 сек., перевести взор к кончику носа на 3 – 5  сек. /6 – 8 раз/

7. И.  п. – сидя, закрыть веки. В течении 30 сек. Массировать их кончиками указательных пальцев.

//1. И. п. – стоя, держась за спинку стула. На счёт «раз» - подняться на носки; на счёт «два» - присесть; на счёт «3» - вернуться в и. п. /15 – 20 раз/.

2. П. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, И. открыть веки. /5 – 6 раз/.

3. И. п. – сидя прямо, не опираясь на спинку стула, руки на поясе. Наклониться вперёд и коснуться руками носков ног, /12 – 14 раз/.

4.И. п. – сидя на краю стула, руки на затылке, ноги врозь, выпрямленные. Сделать по 8 круговых движений в левую сторону, а затем в правую сторону, /5 – 6 раз/.

5. И. п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх вдох; следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить – выдох, /4 – 5 раз/

6. И.  п. – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 – 3 сек., перевести взор к кончику носа на 3 – 5  сек. /6 – 8 раз/

7. И.  п. – сидя, закрыть веки. В течение 30 сек. Массировать их кончиками указательных пальцев.

Общефизические упражнения:

  1. И. П. – сидя на краю стула, руки на затылке, ноги врозь, выпрямлённые. Выполнить по 8 круговых движений в левую сторону, затем в правую сторону.

 2 . П. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, И. открыть веки. /5 – 6 раз/.

3. И. п. – сидя прямо, не опираясь на спинку стула, руки на поясе. Наклониться вперёд и коснуться руками носков ног, /12 – 14 раз/.

Упражнение дыхательной гимнастики:

И. п. – стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх – назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперёд, хлест руками вперёд, вниз, назад, как при рубке топором, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в и. п. /естественный вдох/.

//Формулы психомышечной тренировки:

  1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь…
  2. Мои руки расслабляются и теплеют…
  3. Мои руки полностью расслабленные… тёплые… неподвижные…
  4. Мои ноги расслабляются и теплеют…
  5. Мои ноги полностью расслабленные… тёплые… неподвижные…
  6. Моё туловище расслабляется и теплеет..
  7. Моё туловище полностью расслабленное… тёплое… неподвижное…
  8. Моя шея расслабляется и теплеет ..
  9. Моя шея полностью расслабленная… тёплая… неподвижная…
  10. Моё лицо расслабляется и теплеет…
  11. Моё лицо полностью расслабленное… тёплое… неподвижное…
  12. Состояние приятного (полного, глубокого) покоя.

//1.И. п. – сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнять пятки одновременно и поочерёдно, развести стопы в стороны.

2.И. п. – стоя, руки на поясе, стопы параллельны на ширине ступни. Выполнить перекат с пятки на носок.

3. И. п. – стоя, руки вниз опущены. Ходьба на наружных краях стопы.

Игра пальчиковая «У лягушки дом в пруду»

У лягушки /руки полусогнуты в локтях, в стороны, ладони от себя, пальцы врозь/

дом /руки «домиком»/

в пруду. /круг перед собой/

Домик /руки «домиком»/

пеночки /помахать «крыльями»

в саду./руки вверх «деревья»/

Эй, /руки вперёд/

цыплёнок, пальцы в яичко/

где /руки развести/

твой дом? /руки «домиком»/

Он у мамы под крылом! /помахать «крыльями»/

  1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены – выдох. На вдохе. Сгибая и опуская руки мимо лица. Груди. Живота, наклониться /ноги не гнуть/ под прямым углом. Медленно выпрямляясь – выдох.
  2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки.
  3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться.

    Завершаются упражнения задержкой дыхания, /2 – 4 раза/.

  1. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдохнуть.
  2. Глубокий вдох. На паузу – круговое движение руками вперёд и назад / по одному движению в каждую сторону/. Выдох.
  3. Глубоко вдохнуть, коснувшись плеч концами пальцев. На паузе медленно соединить и  вновь развести локти. Выдох.
  4. Глубоко вдохнуть. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в и. п. Выдох.
  5. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох.

 

Источник.

  1.   openclass.runode/47746
  2. Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе.

  1. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

  1. Неменский Б. М. Программа по изобразительному искусству, 7 класс.

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Физкульминутки на уроках математики в 5-6 классах.

Материал содержит основные требования к организации физкульминуток, рекомендации  учителю для проведения физкульминуток, а также конкретные примеры упражнений....

Физкульминутки на уроке английского

Ресурс содержит два варианта физкультминутки и один вариант зарядки для глаз....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Урок математики в 5 классе "Экологические проблемы на уроках математики" (урок и презентация)

Тема урока: Экологические проблемы на уроках математики.Тип урока: урок-исследование.Учащимся в течение урока будут предложены задачи экологического содержания. В частности одна задача касется учебнни...

Физкульминутки на уроках английского языка

Физкультминутки и веселые рифмовки для использования на уроках английского языка...