Предпрофильное обучение математике: цели и способы их достижения.
статья по теме

Хрычкина Елена Федоровна

 

Говоря о профильном и предпрофильном обучении, надо не забывать о той базе, на которой будет строиться это обучение. Надо подумать, по какой программе-минимум надо обучать учащихся до предпрофильного класса, чтобы это обучение не закрывало учащимся дорогу в предпрофильный и профильный классы. Об этом уже давно сказано в «Примерной программе по математике» 1918 года: «Программа-минимум строится не с тем, чтобы дать все знания и умения, необходимые для будущего работника — специалиста в области математики или будущего техника и т. д., но она проводится таким образом, чтобы мыслительные приемы и практические умения, достигаемые таким курсом-минимум, были бы такого рода, чтобы тем, кто выберет своей специальностью математику или технику, пришлось бы в соответствующем направлении доучиваться, а не переучиваться».Статья сопровождена презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Последние 10-15 лет школьное математическое образование в России претерпевает существенные изменения, связанные с проводимой Министерством образования и науки РФ модернизацией. Линия на урезание программы по математике и учебных часов, отводимых на ее изучение, привела к тому, о чем все эти годы предупреждало школьное и математическое сообщество: уровень математической подготовки учащихся упал, за ним стал снижаться и профессиональный уровень учителей.

В своих выступлениях Президент России говорил о том, что будущее России за высокими технологиями. Особое внимание президент обращает на подготовку инженерно-технических кадров, а это значит необходимо повысить и уровень математической подготовки в школе.  Эту задачу и должен решить переход на профильное обучение. Профильные классы позволяют удовлетворять запросы и потребности учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонности к изучению математики.

Прежде всего, напомним, что идее профильных классов в России около 100 лет. Первые программы для профильных классов публиковались и обсуждались в педагогической печати накануне первой мировой войны. Их реализация в школьной практике по понятным причинам была отложена. К идее профильной школы вернулись относительно недавно в процессе начавшейся реформы школы. Если 100 лет назад говорили о необходимости трех профилей, то теперь число профилей перевалило за десяток.

Для сохранения уровня школьного математического образования в стране в период неопределенности с профильным и предпрофильным обучением, для сохранения уровня квалификации учителей математики необходимо следовать известному принципу «Не навреди!» То есть, насколько возможно, сохранять в преподавании математики уровень, сложившийся в школах — в общеобразовательных классах и классах с углубленным изучением математики. Пусть даже теперь обучение в этих классах будет названо универсальным и профильным соответственно.

Если раньше рассматривались, чаще всего, классы математические и физико-математические, то теперь появляется большее разнообразие в профилях и в требованиях к математическому аппарату, которым должны владеть учащиеся. Я  считаю, что математика едина, что нет отдельной математики для биолога, геолога или экономиста. То есть общая часть содержания курсов математики для этих классов близка к 100 % содержания программы для традиционных классов с углубленным изучением математики. А отличия в специальной подготовке или специальных требованиях, связанных с содержанием специализации, вполне могут быть обеспечены курсами по выбору, т.е. элективными курсами. То есть имеющийся опыт работы в классах с углубленным изучением математики дает нам представление о том общем в содержании математической подготовки учащихся всех профилей, в которых предъявляются повышенные, по сравнению с общеобразовательной программой, требования к математической подготовке школьников. Этот уровень надо беречь.

Говоря о профильном и предпрофильном обучении, надо не забывать о той базе, на которой будет строиться это обучение. Надо подумать, по какой программе-минимум надо обучать учащихся до предпрофильного класса, чтобы это обучение не закрывало учащимся дорогу в предпрофильный и профильный классы. Об этом уже давно сказано в «Примерной программе по математике» 1918 года: «Программа-минимум строится не с тем, чтобы дать все знания и умения, необходимые для будущего работника — специалиста в области математики или будущего техника и т. д., но она проводится таким образом, чтобы мыслительные приемы и практические умения, достигаемые таким курсом-минимум, были бы такого рода, чтобы тем, кто выберет своей специальностью математику или технику, пришлось бы в соответствующем направлении доучиваться, а не переучиваться».

Главное предназначение школьного образования - решить философскую проблему: “вещь в себе” сделать “вещью для себя”. Для этого школа должна:

социально защищать уче ника, обеспечить ему возмож ность получения высшего обра зования или достойной профес сии;

сохранять физическое и моральное здоровье учащихся;

воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям и патриотизм;

приносить радость на эта пе обучения.

Необходимо признать, что школа в целом не справ ляется с этими задачами. Эта трудная проблема может быть в определенной степени реше на за счет внедрения профиль ного обучения, содействующе го развитию индивидуальных склонностей и способностей ученика.

Цель профильного обучения – создание психолого-педагогических условий для формирования готовности учащихся к осознанному и самостоятельному выбору, планированию,  коррекции и реализации индивидуальной образовательной траектории, личностного развития и одновременно овладение системой общеобразовательных компетенций. Таким образом, главное психолого-педагогическое условие, которое возникает, благодаря внедрению данной модели обучения, - это ситуация выбора. Готовность к самостоятельному и ответственному выбору, без сомнения, важнейшая компетентность современного человека, и развитие этого умения – задача школы.

Попадая в систему предпрофильной подготовки, ученик шаг за шагом приобретает опыт соотнесения собственных целей, наличия средств для их реализации, приложения усилий в достижении  результата и ответственного к нему отношения.

Поскольку выбор профиля является делом ответственным как для ученика, так и для его ближайшего окружения (роди телей и учителей), то соответ ствующие шаги должны быть предприняты в начальном и среднем звеньях школьной си стемы образования. Выявление личностного потенциала учени ка невозможно без его деятельностного участия в провероч ных и тренировочных занятиях. Должны быть разработаны та кие системы заданий, чтобы ис пытания позволили получить первоначальные сведения об особенностях и склонностях личности.

Стратегия обучения в условиях раннего профилирования

Главной задачей учителей, начинающих работать в систе ме раннего профильного обуче ния, должно быть предоставле ние каждому ученику макси мальных возможностей для самоактуализации личности. Понятие “самоактуализация”, введенное одним из лидеров со временной “гуманистической психологии” А. Маслоу, подра зумевает по возможности пол ную реализацию человеком фи зических, психических, интел лектуальных возможностей, дарованных ему природой. Главная задача учителя при этом - помочь ученику обна ружить и развить то, что в нем уже заложено от приро ды.

   Раннее профильное обучение можно рассматривать как пере ходную форму, предшествую щую профильной системе обра зования в старших классах. Поэтому раннее профильное обучение является в настоящий момент наиболее прогрессивной формой.                                                                При этом очень важно управ ление этой деятельностью, учет индивидуальных особенностей учащегося. Иначе говоря, необхо димо создать “испытательный по лигон”. Если школа рассчитывает, что ее учащиеся 5 – 6 классов со временем должны составить основу профильных классов с углубленным изучением математики, то чтобы их не пришлось переучивать на старшей ступени, чтобы подготовить их понятийный аппарат, их мышление и речь для дальнейшего эффективного обучения математике и другим предметам, надо в 5 классе позаботиться об основательном повторении и систематизации изученного материала в начальной школе.

                 Основные задачи предпрофильного обучения .

Подготовка учащихся 5- 6 и 7 классов к изучению математики на профильном уровне путем углубления их математических знаний возможна за счет решения задач повышенной сложности, изучения элементов статистики и теории вероятностей, усложнения заданий по важным темам курса: закрепления знания дробей и смешанных чисел, решения уравнений и задач с помощью уравнений, выполнения действий с положительными и отрицательными числами, работе со смешанными дробями произвольного знака, решения занимательных и олимпиадных задач.

Основными задачами программы являются :углубление знания по математике, обеспечение формирования у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, расширение представления учащихся о приемах и методах решения задач. Развитие навыков исследовательской деятельности, обеспечение подготовки к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.                                                                                  Т.к. в нашем  лицее профильное обучение вводится, начиная с 8 класса, то мы выделили 2 этапа предпрофильной подготовки, каждый из которых имеет свои задачи.

I этап – 5 – 6 классы. Задачи данного этапа:

  1. развитие познавательного интереса;
  2.  включение учащихся в самостоятельное освоение учебного  материала; расширение кругозора;
  3. обучение самоанализу;
  4. формирование коммуникативных компетенций.

Уже к восьмому классу учащиеся имеют возможность оценить привлекательность математики, ее интеллектуальную эстетику, широкое разнообразие интересных математических задач. Именно в этом возрасте целесообразно начинать систематическую подготовку учащихся к дальнейшему продолжению образования в профильном классе.

II этап – 7 класс. Задачи данного этапа:

  1. развитие познавательного интереса и готовности его проявить;
  1. включение в процесс самоанализа;
  1. формирование умений работать в группе;
  2. выявление образовательных запросов учащихся;
  3. моделирование видов образовательной деятельности, востребованной в профильной          школе;  
  4. включение учащихся в виды деятельности, направленные на создание собственных проектов;
  5. создание условий для освоения учащимися предметных компетенций на личностно – значимом уровне;
  6. формирование профильных потоков.

      При решении этих задач большую работу по  диагностике  интересов, склонностей, способностей, других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем смогут определить характер и успешность образовательной деятельности учащихся; попрогнозированию успешности овладения учащимися учебным материалом, предусмотренной соответствующими программами образовательных областей; по диагностике  готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля как ключевого этапа самообразовательной деятельности  совместно  проводят учитель математики,школьный психолог и классный руководитель.

        Для реализации всей системы предпрофильной подготовки используем следующие ресурсы:

  1. использование часов школьного компонента в контексте предпрофильной подготовки: выделяется 1 час на предмет «Математика»  в 7 классе с целью более качественной отработки навыка решения задач, отработки умений письменного оформления решений.
  1. развивающие курсы, кружки :
    -содержание и форма курсов и работа кружков направлены на развитие познавательного интереса, расширение кругозора, на самоопределение учащихся;
  2. профессиональная подготовка как компонент предпрофильной подготовки:
    -первичные профессиональные навыки, представления о мире профессий учащиеся получают через систему классных часов, специально организованные экскурсии.
  3. информационная работа включает в себя:
    - взаимодействие с родителями по всем направлениям предпрофильной подготовки;
    - психолого – педагогическая диагностика, анкетирование, консультирование школьным психологом.
    Эффективность предпрофильной подготовки выражается в готовности учащихся к построению своего дальнейшего образовательного маршрута как в нашем учебном заведении,так и в других.

 Воспитательное назначение предпрофильного обучения .

Развитие логического и абстрактного мышления, развитие внимания и всех видов памяти, воспитание активности и трудолюбия, творческой инициативы, воли к достижению поставленной цели, воспитание математической культуры, навыков взаимодействия в коллективе.

Реализация данных целей осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. При этом основное внимание уделяется следующим моментам:

  1. Активная самостоятельная деятельность учащихся. Для этого теоретический материал вводится крупными блоками, что позволяет освободить больше времени для решения задач. После уроков решения задач следуют уроки – зачеты.
  2. Индивидуальные задания для различных групп учащихся.
  3. Разнообразие системы уроков, использование различных форм работы с учащимися.

Предлагаю вашему вниманию календарно- тематическое планирование развивающих занятий по математике в 7 классе. (приложение 1)

Вопрос чему и как учить в школе, по-видимому, всегда будет принадлежать к числу вечных проблем, которые постоянно возникают даже после того, как им дано решение, лучшее по сравнению с предыдущим. И это неизбежно, поскольку непрерывно пополняются наши теоретические знания и научные подходы к объяснению окружающих нас явлений, поскольку меняется социально-экономическая ситуация, в которой мы находимся, поскольку изменяется уровень требований к школе.

 Тематика разделов подобрана таким образом, что при изучении спецкурса у ребят происходит расширение миропознания, развиваются творческая и прикладная стороны мышления. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода.

По окончании программы курса, ученики анкетировались с целью определения качества преподавания. В целом, анализ результатов текущего анкетирования, бесед и анкетирования родителей позволяет сделать вывод об эффективности организованной в нашей школе работы по предпрофильной подготовке по математике.

                                Формы организации учебных занятий.

Занятия проводятся в форме уроков .Это уроки: лекции, семинары, практикумы.

                               Типы учебных занятий.

  1. Изучение и первичное закрепление новых знаний ,умений и навыков.
    2. Закрепление знаний, умений и навыков.
    3. Комплексное применение знаний, умений, навыков.
    4. Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
    5. Проверка и оценка знаний, умений, навыков.

                                 Контроль знаний и умений.

      Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающих и проверочных самостоятельных работ, тестов, зачетных работ. Контроль осуществляется с помощью самопроверки и взаимопроверки, а также выполнения итоговой работы, содержащей теоретическую и практическую части, представленные в виде  теста.

                              Планируемые результаты.

        Учащиеся должны уметь решать задачи повышенного уровня сложности, уметь решать уравнения с модулем, с параметром, в целых числах. Работа по программе должна привести к повышению качества обученности учащихся, подготовить  учащихся к обучению в заочной физико-технической школе при МФТИ.

       Участие  во Всероссийской олимпиаде по математике ( 1 тур – победитель Якимов Никита, призеры Николаев Дмитрий, Тарасов Александр, 2 тур – призеры Якимов Никита, Николаев Дмитрий.) ; в олимпиаде «Авангард» Росатома  ( победитель – Прошкина  Анастасия, призеры Якимов Никита, Авдевнин Сергей) .

Литература:


  1.             Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. /Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001г. №1756-р/
  2. Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003–2004 учебный год / Письмо Министерства образования РФ № 03-51-157 ин/13-03 от 20.08.03г./
  3. Приказы “Об организации предпрофильной подготовки в образовательном учреждении”
  4. Положения о предпрофильной подготовке учащихся
  5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002
  6. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003
  7.            http://www.profile-edu.ru 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение математике в рамках предпрофильного, профильного и углубленного обучения

Курсовая работа на  аттестационную категорию. Представлены основные задачи, характеристики, особенности форм организации образовательного процесса в рамках предпрофильного, профильного и углублен...

«Элективный курс «Деловой английский» как один из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов основной школы»

Использование английского языка в области делового общения  предполагает наличие у участников коммуникации достаточного  запаса знаний об  особенностях  и стратегии  реч...

Цели урока английского языка и способы их достижения

Цели урока не могут быть произвольными, они взаимосвяза­ны с содержанием того, что будет в поле зрения учителя на данном уроке.Проиллюстрируем взаимосвязь прак­тических целей урока с содержани...

Применение методов продуктивного способа обучения с целью привития навыков самодеятельности учащихся на уроках литературы (М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита")

Применение методов продуктивного обучения, способствующих привитию навыков самодеятельности учащихся, позволит разрешить противоречия: между стремлением личности ученика к саморазвитию между увеличен...

Статья "Побуждение учащихся к осознанию целей и способов деятельности в процессе обучения"

Данный материал поможет найти ответ на вопрос: "Как в процессе обучения побудить обучающихся осознать цели и способы их деятельности?"...

Определение степени соответствия между декларированными целями и способами их достижения

Презентация представляет  результаты ВСОКО по метапредметной диагностике, предметам гуманитарного цикла, определяет проблемы и способы их решения....

Статья: тренинг «Самоопределение и достижение жизненных целей», как способ повышения самооценки одаренных учащихся.

Статья: тренинг «Самоопределение и достижение жизненных целей», как способ повышения самооценки одаренных учащихся....