Цели урока английского языка и способы их достижения
статья по английскому языку по теме

Полукеева Ирина Владимировна

Цели урока не могут быть произвольными, они взаимосвяза­ны с содержанием того, что будет в поле зрения учителя на данном уроке.

Проиллюстрируем взаимосвязь прак­тических целей урока с содержанием языковых знаний, навыков и коммуни­кативных умений по четырем видам ре­чевой деятельности: чтению, говорению, аудированию и письму.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon celi_uroka_angliyskogo_yazyka_i_sposoby_ih_dostizheniya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока английского языка и способы их достижения

Идея единства обучения, воспитания и развития является исходной идеей любого урока. Подготовка к нему начинается с формулировки целей. Основная цель определяет весь ход урока, все его составные компоненты. В соответствии с ней осуществляется выбор типа урока, его этапов, содержания учебного материала, способов достижения цели. Недостаточно ясное понимание целей урока влечет за собой проблемы, например, с подбором упражнений, выбором форм и приемов обучения и т. д.

Методическое решение проблемы воспитания на уроке реализуется прежде всего в целостности учебно-воспитательного процесса. Именно системный подход позволяет наиболее полно использовать факторы обучения, несущие воспитательный потенциал. К этим факторам относятся:

а) содержание учебного материала, в том числе лингвострановедческие и

страноведческие знания;

б) средства обучения, в том числе аутентичные материалы, которые больше
всего помогут приблизить учащихся к естественной культурологической среде;

в) формы организации познавательной деятельности;

г) методы, формы и приемы, которые использует учитель в учебном процессе;

д) разнообразные формы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля учащихся;

е) поддержание у школьников интереса к предмету, формирование стойкой
мотивации к изучаемому иностранному языку.

Перечисленные факторы помогают включить каждого ученика в активную

учебную деятельность и, конечно, в значительной мере определяют воспитательные возможности предмета.

Немаловажную роль играет также личность учителя, его умение формировать

нравственные отношения в классе (между учителем и классом, учителем и отдельными учащимися, а также ребятами между собой).

Нельзя забывать и о развивающем аспекте урока. Развивающие цели урока

формулируются, исходя из психологических закономерностей обучения иностранному языку.

На уроках иностранного языка можно развивать сенсорное восприятие, двига-

тельную, волевую, интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы личности школьника.

В соответствии с этим используются такие формулировки развивающих целей

урока:

 - формирование и развитие учебно-организационных умений и навыков (общеучебные и специальные умения и навыки, навыки самоконтроля, умения и навыки самостоятельной работы);

- формирование и развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков
(абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, систематизация, логика);

- развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности;

- развитие учебно-информационных умений и навыков (при обучении чтению);

- развитие коммуникативных умений и навыков (в процессе общения на языке);

- развитие компенсаторных умений (умение при дефиците языковых средств
выходить из трудного положения за счет использования   синонима,   перифраза
и т. д.).

Таким образом, цели урока не могут быть произвольными, они взаимосвязаны с содержанием того, что будет в поле зрения учителя на данном уроке.

Проиллюстрируем взаимосвязь практических целей урока с содержанием языковых знаний, навыков и коммуникативных умений по четырем видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию и письму.

Вид речевой деятельности: чтение.

Формулировка    практических   целей урока.

Развитие умения читать.

  1. Формирование (совершенствование, развитие) техники чтения вслух или про
    себя).
  2. Развитие умения читать с извлечением основной информации.
  3. Развитие умения читать с извлечением полной информации.
  4. Развитие умения читать с извлечением нужной информации.

Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соответствующих данной цели.

1.Овладение алфавитом, умение устанавливать звукобуквенные соответствия, правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением; овладение основными правилами чтения; увеличение оперативной единицы восприятия текста (слог, слово, синтагма, фраза, абзац); овладение определенной скоростью чтения с пониманием прочитанного (в том числе за счет языковой догадки и умения предвосхищать отдельные грамматические формы и содержание текста); овладение средствами выразительного чтения (интонацией, паузированием, иноязычным и логическим ударением).

2.Понимание и осмысление главных фактов нормативного несложного художественного, научно-популярного, публицистического, прагматического текста, соответствующего возрастным особенностям и интересам учащихся.

3.Полное и точное понимание несложного аутентичного и адаптированного текста; умение ориентироваться в лингвистических особенностях изучаемого языка; умение анализировать отдельные места текста и делать выборочный перевод.

4.Овладение просмотровым чтением, умение прочитать текст по диагонали и
выбрать заданную или интересующую информацию.

Вид речевой деятельности: говорение.

Формулировка практических целей.

  1. Развитие умения говорить (монологическая речь).
  2. Развитие умения говорить (диалогическая речь).

Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соответствующих данной цели.

  1. Умение подготовить связное высказывание по теме; умение передать прочитанное с опорой на текст; умение кратко передать основную мысль прочитанного (услышанного) с опорой на текст; умение выразить свое отношение
    к прочитанному, используя речевые клише.
  2. Овладение диалогом этикетного характера, диалогом-расспросом, диалогом-побуждением к действию, диалогом-обменом мнениями; полилогом

(способностью к общению в группе).

Вид речевой деятельности: аудирование.

Формулировка практических целей урока.

Развитие  умения аудировать.

Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соответствующих данной цели.

  1. Восприятие на слух и понимание речи, предъявляемой учителем или в
    звукозаписи; умение добиваться понимания партнера с помощью переспроса,
    просьбы пояснить, перевести, повторить, выразить свою мысль иначе.
  2. Восприятие на слух и понимание текстов с разной глубиной и точностью
    проникновения в их содержание (с полным пониманием и с пониманием основного содержания).

Вид речевой деятельности: письмо. 

Формулировка практических целей урока.

  1. Формирование (совершенствование, развитие) навыков письма как

графической системы.

  1. Развитие коммуникативных умений письма.

Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соответствующих данной цели.

1. Овладение графическими и орфографическими навыками; умение ими пользоваться в письменной форме на иностранном языке.

2. Овладение письмом как средством фиксации звучащей речи; умение письменно оформить и передать элементарную информацию (план прочитанного или прослушанного текста, выписки из текста, короткое поздравление и пожелание, заполнение формуляра, анкеты, написание письма с использованием формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроках английского языка как способ повышения активности и самостоятельности

В данной статье рассматривается проектная деятельность на уроке английского языка как один из способов повышения познавательной активности школьников и формирования самостоятельности в работе с информ...

Метод проектов на уроках английского языка как способ раскрытия творческого потенциала учащихся

В данной статье двются рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка на разных ступенях обучения....

Проектная деятельность на уроках английского языка как способ формирования критического мышления.

в данной статье автор описывает свой опыт работы по технологии проектной деятельности на уроках английского языка в старшей профильной школе....

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФГОС

Статья Внекласснгая работа на уроках английского языка как способ реализации программы ФГОС...

разработка урока "Использование игровой технологии и ИКТ на уроках английского языка как способ развития познавательной активности учащихся. »

Данный урок составлен для учащихся 2 класса по теме " Семья и профессии." Активизация использования лексики по теме « Семья.Профессии». Формирование навыков говорения и чтения....