Статья: тренинг «Самоопределение и достижение жизненных целей», как способ повышения самооценки одаренных учащихся.
статья (6 класс)

Щипанова Валерия Андреевна

Статья: тренинг «Самоопределение и достижение жизненных целей», как способ повышения самооценки одаренных учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_3.docx525.44 КБ

Предварительный просмотр:

Цель, поставленная мной при выполнении: кратко описать всю проделанную работу, расписать одно из занятий тренинга (занятие 4)  и результаты упражнений, представленных в нём.

  1. Описание тренинга.

Для исследования мною был выбран тренинг «Самоопределение и достижение жизненных целей». Участниками тренинга являются ученики 5 «В» класса с математическим уклоном. Проведение тренинга было согласовано с администрацией школы и выполнялось под надзором школьного социального педагога.

  1. Начало. (презентация прилагается) На занятии я предложила детям поучаствовать в тренинге, рассказала про цели и задачи, а также про предполагаемый результат. Так как класс отборный и специализированный, а дети обладают хорошими математическими способностями – то их участие было уникальной возможностью изучить всё изнутри. Детки оказались заинтересованными, 70% класса (24 человека) по собственному желанию согласились принимать участие в тренинге.
  2. Организационный момент. Время провождения: раз в неделю по пятницам (шесть занятий – шесть недель). Оборудование: класс, электронная доска-планшет, бумага, ручки, доп. материалы необходимые для определенных занятий.
  3. Основная работа. 

Занятие 1. Цель: Знакомство с целями данного блока занятий; осознание важности адекватной оценки своих возможностей и необходимого времени, развитие навыков анализа собственных усилий для разрешения проблем. В данном занятии была проведена, в первую очередь, беседа с ребятами по поводу того для чего нужен данный тренинг и какие возможности он может раскрыть.

В занятие входили следующие упражнения: представление о времени, чувство времени, групповая дискуссия «однажды я подвёл», правила гармоничного распределения времени.

Больший «фурор» на ребят произвело третье упражнение. Было видно, что они не только задумались о течении времени, но и осознали, что своими действиям они могут повлиять и на распорядок других людей.

В конце занятия ученикам было предложено (по желанию) написать мини-письмо на тему «Чего бы я хотел достичь в результате тренинга?». Многие ребята углубились в вопросы о том «Какими способностями я обладаю?», «Какие возможности имею?», «Чего я хочу?», «Что я могу для этого сделать?».

Рефлексия и результат. Проводилась в непринужденном порядке. Каждый ребёнок дела собственный вывод и проговаривал его, если считал нужным. По итогу, мы сделали совместный вывод о том, что важна каждая минута нашего времени, а поэтому необходимо осознанно подходить к своей жизни, своим целям, желаниям. А также осознавать спектр своих возможностей и уметь правильно и самостоятельно их использовать.

Занятие 2. Цель. Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее.

Содержимое занятия: групповая дискуссия «в поисках смысла жизни», упражнение «события моей жизни», упражнение «формула удачи», рефлексия.

Рефлексия и результат. Благодаря данному занятию детям удалось составить собственную картину своего будущего. В эту картину также входили их способности и их роль. Необходимо было кратко описать влияние развития способностей (математических, интеллектуальных) на определённые периоды жизни. Таким образом, удалось выяснить, что не все учащиеся стремятся связать сою жизнь с интеллектуальной сферой, многие желают заниматься чем-то более творческим и реализовать себя там.

Мне, как учителю, стало более понятно, как работать с определенными детьми, на что делать упор. Конечно же, классному руководителю было предложено обсудить данный вопрос с родителями (вопрос о желании ребёнка). К сожалению, не все родители проявили инициативу.

Дети для себя ответили на самые главные вопросы: «Чего я хочу?», «Кто я на данном этапе?», «Что я могу предпринять?». А также поучили мини-план, который в будущем конечно будет корректироваться!

Занятие 3. Цель. Актуализация представлений о личностных чертах, знаниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей.

Содержание занятия: упражнение «такое вот кино», упражнение «перекресток», групповая дискуссия «чем нужно обладать, чтобы достигнуть желаемого?», рефлексия.

Рефлексия и результат: На первом этапе занятия не всем детям удалось расслабиться и достичь должного результата. Думаю, в основном, это в силу возраста,  а также это зависит от определённого уровня усидчивости. Второй этап проводился в форме игры, дети даже заранее подготовили рисунки в форме жизненных указателей. Удалось максимально завоевать их внимание.

На третьем этапе многие смогли выявить для себя определённый набор качеств, которые будут им необходимы для достижения целей. У нескольких учащихся возникли затруднения, поэтому мы всей группой задавали им наводящие вопросы. По итогу – цели достигли все.

Занятие 4. Цель. Развитие навыков постановки жизненных целей и самоопределения в их достижении. 

ЗАНЯТИЕ БУДЕТ ПРЕЗЕНТОВАНО В КОНЦЕ ФАЙЛА.

Содержание занятия: упражнение «я – великий мастер», упражнение «хочу, могу, умею», упражнение «запрещённые желания», упражнение «тропинка к мечте», упражнение «мои ресурсы», опросник «держу ли я удар?», рефлексия.

Занятие 5. Цель. Создание плана действий для достижения жизненных целей.

Содержание занятия: упражнение «цели и дела», упражнение «закончи предложения», упражнение «волшебная подушка», упражнение «четыре сферы», рефлексия.

Рефлексия и результат: чтобы сделать первое упражнение, были выделены временные рамки – месяц. Учащиеся постарались поставить минимум 5 целей и написать план их достижения. (через месяц мы провели рефлексию по данному упражнению). Упражнение «закончи предложения» послужило мини-мотивацией для достижения целей. Предложения были выписаны на отдельный лист и красиво оформлены (каждый ребенок оформил – как пожелал). Упражнение «волшебная подушка» удалось проделать не всем детям, так как некоторые не комфортно чувствовали себя в толпе. Для них мы проводили это упражнение в мелких группах. Данный метод не только помог нам в исследовании, но и сплотил группу. Упражнение «четыре сферы». На самом деле, в самом тренинге, сфер представлено больше. Нами были выбраны: здоровье, учёба, хобби, семья и друзья. Учащиеся брали листы А4, делили их на 4 части, в каждой расписывали основные желания и цели на ближайший месяц-полгода.

Занятие 6. Цель. Развитие навыков свободного выбора, актуализация знаний, полученных на занятиях всего цикла, подведение итогов.

Содержание занятия: упражнение «чемодан в дорогу», упражнение «я – подарок человечеству», рефлексия.

Рефлексия и результаты: Первое упражнение я проводила не на бумаге, а в форме игры. Были подготовлены для каждого карточки с качествами (чтобы детки не терялись), а также несколько пустых карточек, на случай, если они хотят дополнить «чемодан» чем-то своим. Дети брали сумки, папки, рюкзаки и складывали туда карточки с качествами, потом делились с группой тем, что туда положили в форме «Мне это пригодится для…». В упражнении «я подарок человечеству» участвовали все дети, но видно было, что некоторые стеснялись себя «хвалить». Им активно помогала группа.

4. Общий вывод.

Содержание тренинга: тренинг весьма насыщенный, он был интересен и мне и детям. На мой взгляд, для младших школьников задания оказались весьма длинными, на некоторых занятиях дети сильно утомлялись. Мой личный вывод: тренинг следует проводить в дни каникул для большей результативности; в некоторых упражнениях бумажную работу можно заменить на игровую форму работы.

Результаты и впечатления детей: для деток что-то подобное было новшеством, но, несмотря на это, они проявили большой интерес к нашей совместной работе. Каждый сделал для себя определённый вывод. Дети с радостью делились впечатлениями с одноклассниками, родителями и с другими педагогами. Наблюдения показали, что их отношение к некоторым идам деятельности поменялось: действия стали более обдуманными и осмысленными. Группа сплотилась, многие стали себя более комфортно чувствовать, стали более открытыми. Когда дети прочитали записки, которые писали в начале тренинга, они сделали вывод, что не все – но большинство целей достигнуто. Думаю, это прекрасный первый опыт, цели были достигнуты.

5. Саморефексия педагога.

В свою очередь, я столкнулась со следующими проблемами:

  1. Организация максимально мотивирующей обстановки.
  2. Работа с «разношерстной» группой.
  3. Работа с более замкнутыми одарёнными учащимися.
  4. Работа с каждым учащимся, внимание к нему.

Выводы:

- стоит брать малочисленные группы и проводить тренинг  в комплексе: «активные учащиеся», «более замкнутые учащиеся», «смешанные группы»;

- стоит делить занятия на несколько, чтобы одно занятие укладывалось в 40 минут, чтобы дети не утомлялись и не теряли мотивацию;

- стоит обратить внимание на методику работы с учащимися, которые менее социализированы  даже замкнуты;

- стоит брать в помощь педагогов и психологов, чтобы уделить внимание каждому.

Я получила много эмоций от тренинга, задумалась над собственными целями, а главное – сдружилась и сплотилась с детьми, начала их лучше понимать. Одарённые дети уже с раннего возраста размышляют о целях и построении будущего, поэтому им тренинг пошёл на пользу и принёс результат.

Занятие 4. Цель. Развитие навыков постановки жизненных целей и самоопределения в их достижении.

Цель. Развитие навыков постановки жизненных целей и самоопределения в их достижении.

  1. Упражнение «Я - великий мастер». Дети заявляли о своих способностях  разных сферах. Целью было дать себе объективную оценку – не просто «похвастаться», а именно объяснить «Почему именно я это делаю лучше?». Отвечая на вопрос «Когда нужно себя хвалить?», мы пришли к следующему выводу: в тех случаях, когда ты даёшь себе объективную оценку и действительно можешь внести свой вклад. Сложно было работать с более замкнутыми учащимися. Класс попался очень дружный, и некоторые дети выходили вдвоем с теми, кто не мог себя похвалить (или это делала я) и говорил о хорошем качестве товарища.

Результатом было следующее: более социально адаптированные дети, дети-лидеры поняли для себя, что здоровая самопохвала придает им уверенность и наталкивает на более объективный выбор, нежели «хвастовство ни о чем». Более замкнутые дети стали чувствовать себя в группе более рассовано и нашли себе маленьких наставников.

  1. Упражнение «хочу, могу, умею». В данном упражнении я приведу пример ответа и анализа ответа одного из учеников. Задача детям была дана следующая: поставить 5 простейших целей и выписать их в колонку «хочу», во второй колонке написать, что ты можешь для этого сделать, в третью – какими навыками обладаешь.

Пашкова Елизавета, 5 «В» класс (ребёнок интеллектуально одарённый).

Хочу

Могу

Умею

получить «5» по математической логике в году

много учить

решать задачи, уравнения

ходить в танцевальный кружок

танцевать

быть упорной

помогать маме по дому

         протирать пыль

мыть посуду

мыть пол, посуду, протирать пыль, пылесосить

помочь Насте (одноклассница) с математикой

объяснить задание

-

научиться решать сложные задачи

ходить на дополнительные занятия

быть трудолюбивой, ответственной

Анализ с группой. Первая цель – достижима. Что еще может делать Лиза: консультироваться с учителем, с одноклассниками; прорешивать больше заданий (разноплановых); учиться анализировать текст задачи  и прописывать план ее решения. Что должна уметь: логически мыслить, анализировать, систематизировать, делать вывод.

Вторая цель – достижима, но не в данный период. Девочка мечтает танцевать – но родители против. Поэтому мы предложили ей такой вариант: танцевать дома самостоятельно по видео урокам, когда будет время, а после окончания школы, если желание останется – начать ходить в школу танцев.

Третья цель – достижима при определенных условиях. Лиза много умеет, но, чтобы действительно помочь маме – следует выбрать одно-два занятия, которые она может делать лучше всего. А также составить себе график, так как девочка ещё учится и ходит на кружки. Только при этих условиях Лиза действительно внесет вклад, а её собственный распорядок не пострадает.

Четвертая цель – достижима. В принципе, так всегда и происходит. Единственное – девочка растерялась в пункте «умею». Видимо, поскромничала. Одноклассники выдвинули свои варианты для Лизы: «умею находить общий язык», «умею понятно объяснить», «умею показать на примере», «умею быть терпимой».

Пятая цель – достижима. У девочки большая нагрузка, поэтому данную цель мы оставили на время каникул. Но также решили, что Лиза может прорешивать пару задач в неделю самостоятельно и подходить за консультацией ко мне.

  1. Упражнение «запрещённое желание». Дети собрались в круг, посередине был стул на нем коробка с листочками. Желания никто не проговаривал вслух. Задача была такова: взять в руки листок, представить, что это «запрещённое желание», сделать с ним то, что считаете нужным. Результат: кто-то рвал листок, кто-то забирал с собой, кто-то выкидывал, кто-то даже не притронулся, пара детей сделало оригами и положили обратно.
  2. Упражнение «тропинка к мечте». Представлю рисунок ребёнка, с анализом. (рисунок ниже)

Анализ: Первое, что бросается в глаза – это ребёнок в начале пути с метлой. Возможно, этот ребёнок немного хулиган и бунтарь, он также очень проворен. Либо он ассоциирует себя с плохим персонажем.

Далее – форма дороги. Дорога очень извилистая, со множеством поворотов. Обратим внимание на то, что цель находится практически посередине. По размеру она больше препятствий и выглядит более позитивной, она мгновенно притягивает к себе взгляд. Думаю – цель много значит для ребёнка, но он понимает, что дорога к ней будет длинной, и даже придётся ходить вокруг да около.

(продолжение под рисунком)

Следующее – препятствия. Очень много крестиков на рисунке – возможно, это то что кажется невозможным или опасным. В целом, препятствий много. Наличие чёрных ям может сигнализировать о депрессивных состояниях, упадке сил или серьёзных сложностях. А возможно ребёнок просто не знает, что там его может ожидать. Собака, волк – скорее всего сигнализирует о наличии людей, которые плохо воздействуют на ребёнка. Сигареты – то что он может подвергнуться вредным привычкам, ибо уж подвергся. В целом, много знаков «стоп» и «опасно» показывают, что ребёнок все таки будет осторожным. Он понимает, что предстоят большие трудности, множество препятствий и сложностей. Достижение цели – есть достижение счастья.

Думаю, этому ребёнку необходима поддержка на всём пути, необходимо объяснить ему, что помимо неудач – будут и счастливые моменты. И что в целом сам процесс достижения цели может быть  менее болезненным.

  1. Упражнение «мои ресурсы». Рисунок того же ребёнка.

Анализ: Видно то, что версия начет поддержки подкрепляется рисунком объятий на рисунке. Анализируя картинки, за основное можно взять ум, силу, моральные принципы – вероятнее всего, ребенок обладает внутренней силой, осознает свой интеллект. Понимает, что в жизни все дается не просто, и нужно обладать определенными способностями. Деньги тоже есть в числе рисунков – но не фигурируют как главное, они на ровне со всем и выступают, как средство необходимости. Музыка, успокоительное, плохие привычки – выступают как искусственная поддержка.

Также было проведено тестирование. Результаты представлены ниже в виде диаграмм.

ОПРОСНИК «ДЕРЖУ ЛИ Я УДАР» (КЭНФИЛД Д., СИККОНЭ Ф.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные способы повышения мотивации у учащихся на уроках математики"

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть ...

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ».

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ»....

Статья"Научно-исследовательская деятельность как способ развития творческой одаренности учащихся"

Работа с одаренными, талантливыми и способными детьми, их выявление и развитие является одним из главных направлений исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность создает условия для ...

Статья "Бинарный урок как способ повышения познавательной активности учащихся"

          В статье рассматривается актуальные вопросы использования бинарных уроков в учебном процессе с целью повышения познавательной активности обучающихся....

Простые способы повышения самооценки

Самооценка личности – это отношение человека к своей внешности, духовным, физическим качествам, оценка собственного потенциала. Основополагающие значение в уровне самооценки играет отношени...