Программа "Научно - исследовательская деятельность учащихся по русскому языку"
рабочая программа (10 класс) по теме

Бурцева Маргарита Николаевна

Пояснительная записка, цели, задачи, основное содержание курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nid.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и одобрена

на заседании МО учителей  гуманитарных наук

Протокол №        от 29.08.2011г.

Руководитель МО:__________            

                                  Бурцева М.Н.

 

Согласована с научно-методическим советом

Протокол № 7

от  30.08. 2011г

Зам.директора по УВР:_______  

                       

                         Некипелова Л.И.

Утверждена

Приказ № 15

от 31августа 2011г.

Директор школы: ____________

                                   Смолина Т.А.

        

        

Составитель:

 

Бурцева Маргарита Николаевна, учитель русского языка и литературы

2011 год

Пояснительная записка

Современная система образования ориентирует учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведении её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Этим объясняется актуальность создания курса “Основы исследовательской деятельности”.

Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством выполнения и развития интеллектуального потенциала общества.

   В настоящее время исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном  процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

         развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

         формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

         выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

         воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;

         помощь в профессиональной ориентации;

         самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

    Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения.

    Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Организация исследовательской деятельности учащихся как одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе — наличие у них потребности узнавать новое.

     Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.

      Конечно же, исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, при этом учащимся необходимы хотя бы минимальные языковые знания.

        Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой. Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся: проблемные уроки (9-11-е кл.); семинары (10-11-е кл.); практические и лабораторные занятия (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.); проекты (5-11-е кл.);

        внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.); курсовые работы по английскому языку (11-й кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.).

     Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

    I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

    II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

     III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется    

      максимальная самостоятельность.

      IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) —  

      равноправные партнеры.

     На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

      Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.

     Формирование исследовательских навыков и, как следствие, становление исследовательской деятельности на уроках английского языка происходит постепенно.

     На начальном этапе  дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. В начальной школе создаются альбомы-летописи семьи, класса, которые  последствие можно собрать  в один большой альбом или поместить на один большой стенд. Дети составляют тематические словари, рисуют диафильмы.

        Еще одной формой работы на уроке где возможно применение исследовательской деятельности является отработка фонетических навыков, которая заключается в тренировке правильного произношения звуков, а также изучаются правила чтения английских гласных. Первоначально учащимся предлагается вспомнить буквы и звуки, Они должны назвать эти буквы, определить передаваемые ими звуки и привести примеры слов, где они используются.

   Важно продумать систему поощрений за активную исследовательскую деятельность учащихся.Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в исследовательской работе, будут замечены и публично отмечены, хотя поощрение может носить чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы) заставляет ребят трудиться в течение учебного года.

Формы и методы проведения занятий

Приобщение детей к занятиям по исследовательской деятельности проводятся через следующие формы и методы:

Теоретические:

-беседы;

-лекции;

-рассказы;

Практические:

-метод исследования литературы по проблемной теме;

-поисковый метод;

-обзорно-аналитический метод;

-социологический опрос;

-тестирование;

-работа на  компьютере;

-интервью и др.

Ожидаемые результаты

В результате активной научно-исследовательской деятельности учащийся профилирует свою учёбу в школе, учится самостоятельно оценивать свои способности, ставить перед собой задачи поисков и нахождения более эффективных способов и приёмов добывания знаний. Такая стратегия деятельности активизирует, как показывает практика, творческий потенциал личности, осознание личностью своего места в окружающем мире.

Исследование (занятие исследовательской деятельностью) должно привести к конечному продукту деятельности (в школе это реферат, доклад, проект) и выступлению на научно-практической конференции в школе, районе, республике.

                                             Методическое обеспечение

   Одним из важнейших условий успешности реализации программы является использование учебно-методических материалов - системно организованной совокупности образовательных информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно - методического обеспечения:

  1. презентации, индивидуальные задания по темам исследования;
  2. лекционный материал по темам модулей;
  3. планы проведения этапов исследования;
  4. опорные вопросы и индивидуальные задания для отслеживания результатов;
  5. критерии оценивания исследовательских работ и требования к их оформлению;
  6. примеры постановки проблем в естественно-научных дисциплинах;
  7. методологические основы научного познания и творчества;
  8. общая классификация научных исследований;
  9. методика организации и ведения реферативной исследовательской и проектно-исследовательской работы;
  10. методика проведения интеллектуальных игр;
  11. методика эксперимента и основные элементы плана эксперимента;
  12. тематика опытнической и исследовательской работы;
  13. анкеты, вопросники, инструкции, рекомендации экспертов;
  14. перечень научных статей по теме исследования;
  15. дневник исследователя- пополняемый «банк» с записями, тематических лекций, бесед со специалистами, применяемыми методиками, результатами опытно-экспериментальной работы.

Особенности курса

Реализация программы “Основы исследовательской деятельности” позволит выйти на один из реальных путей включения учащихся в продуктивную интеллектуальную деятельность.

Особенностью курса является его универсальность. Реализация в классах гуманитарного направления позволяет устанавливать межпредметные связи с такими предметами, как обществознание, история, литература, классическая и современная; в классах технического направления – с математикой, физикой и другими предметами естественно-математического цикла. Курс дает возможность учащимся совершенствовать навыки работы на компьютере в текстовых редакторах, работы с электронными источниками информации (Интернет, CD – диски), компьютерной обработки и представления экспериментальных данных.

В результате изучения дисциплины выпускники должны получить знания, достаточные для квалифицированного решения вопросов организации исследовательской деятельности. Приобретаемые умения и навыки позволят обеспечить будущим студентам эффективные практические действия при научных изысканиях.

Технологический компонент: КСО; ИКТ; Технология Сотрудничества; Метод Проектов; Технология мастерских

Организационные формы и приемы обучения.

Специфика образовательной программы требует особого внимания к выбору организационных форм и приемов обучения. Значимыми представляется сочетание объяснения учителя с разными видами практических занятий, направленными на формирование тех или иных исследовательских умений учащихся. Сущность методики изучения содержания данной образовательной программы такова: объяснение учителем, тренировочные упражнения на занятиях в группе, индивидуальное выполнение учащимися задач на основе своей работы, итоговая конференция, анализ результатов работы.

В ходе решения задач курса на занятиях применимы традиционные и нетрадиционные формы работы: тренинги, беседы, лекции, практикумы, моделирование, постановка и решение исследовательских задач, самостоятельная работа с различными источниками информации, включая Интернет, презентация проектов.

Программа  “Основы исследовательской деятельности” предполагает работу по трем этапам:

1. Информационный блок (первое полугодие, 18 часов)

Цель: создание условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений исследовательского поведения.

Учащиеся знакомятся с методами научного познания, учатся применять их на практике; формулируют проблемы и гипотезы, вырабатывая мыслительные навыки: выдвижение предположений и идей, обеспечивающих исследовательский поиск; классифицируют и анализируют научные материалы; изучают структуры научных работ и их написание (аннотации, доклады, рефераты и др).

2. Самостоятельная исследовательская деятельность (второе полугодие, 11 часов)

Цель: применение на практике в рамках создания индивидуального научно- исследовательского проекта приобретенных знаний.

3. Подготовка и проведение презентации проекта. Анализ (4 часа)

Цель: демонстрация умений излагать результаты своего исследования, вести дискуссию, проводить рефлексию собственной деятельности.

4. Реализация программы  “Основы исследовательской деятельности” осуществляется на основе взаимосвязи проблемного и традиционного обучения по трём направлениям:

1. Первое направление (через лекционные занятия)

  1. Цель: формирование представлений и практических предпосылок научно-исследовательской деятельности.
  2. Задачи: формирование представлений о процессах теоретического мышления, знакомство с логикой научного познания, определение этапов научного исследования
  3. Средства: проблемные ситуации, система вопросов для актуализации знаний, демонстрационный материал, лекционное изложение нового материала. 

2. Второе направление (через практические занятия)

  1. Цель: применение теоретических знаний, накопление реального опыта научно-исследовательской деятельности.
  2. Задачи: формирование умений анализировать, выявлять противоречия, видеть проблему, выстраивать логику рассуждений, выдвигать гипотезы, обосновывать результаты исследования, делать выводы, проводить самоанализ; осуществлять самооценку.
  3. Средства: задания, содержащие проблемные ситуации (в формулировке, в процессе решения); задачи, направленные на формирование навыков реализации алгоритмов решения задач.

3. Третье направление (через лабораторные работы)

  1. Цель: развитие индивидуальных навыков научно-исследовательской деятельности.
  2. Задачи: формирование представлений о целостном научном исследовании, формирование умения осуществлять научно-исследовательскую деятельность в рамках собственных исследований.
  3. Средства: экспериментальные задачи; лабораторные работы по инструкции (алгоритму)

Формы контроля: 

  1. Текущий контроль: терминологический диктант, тестирование, решение творческих задач;
  2. Промежуточный контроль: создание работ промежуточных этапов исследовательской деятельности (рефераты, аннотации, рецензии и др.)
  3. Итоговый контроль: НПК (защита научно-исследовательских проектов), сборник лучших работ учащихся.

Информационно-технологические ресурсы: Библиотека (фонд и каталоги), Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы, Компьютерные классы (интерактивный, мультимедийный)

Принципы отбора содержания:

  1. системность. Принцип системности предполагает соответствие содержания материала программы структурной модели исследовательской деятельности
  2. доступность. Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его соответствия возрастным и познавательным возможностям учащихся.
  3. практическая направленность. Принцип практической направленности позволяет в ходе изучения программы систематически решать познавательные задачи, связанные с темой работы. 

Содержание программы

1. Введение.

Наука и научное познание. Знакомство с научной деятельностью педагога – руководителя. Что такое научное исследование. Предмет, цель и задачи дисциплины. Организация исследовательской деятельности как развивающаяся система. Структура дисциплины. Организация курса как внутренняя упорядоченность частей целого, как средство достижения желаемого результата. Исследовательская деятельность школьника - способность к самовыражению.

2. Исследовательские возможности учащихся. Мотивация.

Определение уровня коммуникативных, интеллектуальных, лингвистических умений, умений доказательств и опровержений. Приобщение к исследовательской деятельности через мотивацию. Понимание конкретной значимости своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (от защиты проекта на экзаменах до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз).

3. Методы научного исследования.

Понятие о методах исследования. Эмпирические методы. Виды эмпирических методов. Теоретические методы. Необходимость применения эмпирических (эксперимент, наблюдение) и теоретических (поиск и сбор информации) методов для ведения научного исследования.

4. Виды переработки текста. Виды научных работ.

Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Составление аннотаций (кратких или развернутых). Обзор видов научных работ: доклад, научная статья, монография. Составление тезисов работы. Требования к их написанию. Составление памятки "Виды научных работ".

5. Структура ученического исследования.

Определение ученического исследования, содержания, структуры, вида исследования. Строение научного исследования и его элементы. Содержание разделов исследования и их объем. Индивидуальный план как модель будущей работы и образ действий, предпринимаемых для достижения результата. Составление и заполнение плана-графика работы над исследованием.

6. Понятийный аппарат научного исследования.

Формирование у учащихся понятийного аппарата для ведения научного исследования. Термины и понятия научно-исследовательской работы, их применение. Составление словарика по основам исследовательской деятельности.

7. Научно-исследовательская работа в форме проекта.

Определение объекта и предмета исследования. Поиск проблемы, определение темы самостоятельного исследования. Постановка цели и формулирование исследовательских задач, Выдвижение гипотезы. Планирование методов и приемов. Актуальность и значимость научного исследования. Обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности, анализ и создание необходимых условий для исследования. Создание и ведение “Дневника исследователя”.

8. Работа с различными носителями (источниками) информации.

Виды информации (обзорная, реферативная, справочная). Методы поиска информации. Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Поисковая работа в рамках учебного занятия в библиотеке (создание картотек, их обработка и получение теоретического продукта). Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Принципы работы с большим объёмом информации.

9. Методика написания чернового варианта.

Методика написания чернового варианта работы по требованиям научных конференций разного уровня. Детальная конструкция основной части научного исследования: системно-проблемное структурирование, теоретико-прикладной подход, теоретико-методическое построение исследования. Значимость выводов и рекомендаций научного исследования.

10. Редактирование исследовательской работы.

Методика правки черновика. Написание абстракта. Соблюдение структуры содержания исследовательской работы. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация, строки, заголовки, сноски и примечания, приложения. Подготовка к устной защите на НПК. Методические рекомендации по участию в научной дискуссии. Использование наглядности. Оформление стендового доклада.

11. Защита курсовых работ.

Выступление на НПК. Стендовая защита.

12. Заключение.

Подведение итогов, проведение анализа и оценка деятельности учащихся на протяжении освоения курса “Основы исследовательской деятельности”.

                                                           

  Литература

  1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч.-2005.-№6.-с.4-29.
  2. Гоман И. Г. Исследовательская работа на уроках английского языка. Новокузнецк, 2006
  3. Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. Пособие. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006.- 40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми про...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе

Неотъемлемой частью учебного процесса является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, которая повышает интерес к изучаемым предметам. Работа над исследовательскими проектами форми...

Организация исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе

Документ содержит текст доклада на НПК "Русский язык и литература в системе школьного образования"...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. (из опыта работы)

Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем ...

«Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности

Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах....