Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать и уметь" спортивно-оздоровительное направление
методическая разработка по теме

 

 

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochki.doc745 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Врачовская начальная школа-детский сад»

                                                 

 Утверждаю_____________________

                             ________________________

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы

«Хочу все знать и уметь»

Спортивно-оздоровительное направление

                                                                                       

Программу составила:                                                                                                                                                                                   учитель-логопед                                                                                                                                                        

Соловьева Н.В

2011 г

Содержание:

№   стр

Введение                                                                                                

Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Направления реализации  программы

Планируемый результат

Учебно-тематический план

Литература

3

5

7

8

10

11

12

Введение

Современная школа стоит на пороге  разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых научных исследований и т.п.  И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.

Нововведение будет способствовать  сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.

        Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает  2 часа в неделю.

Срок реализации программы – один год.

Возраст детей на начало освоения программы – 6,5-7 лет.

Форма организации – групповая.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий.

Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Цели программы:

  1. Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

                                           

Основные направления реализации программы:

–    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта,  развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– активное использование спортивных площадок населённого пункта  в рамках работы программы;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация и проведение мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

Результатом практической деятельности по программе

«Хочу все знать и уметь» можно считать следующее:

  1. Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  2. Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
  3. Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
  4. Класс взаимодействует с другими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
  5. Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
  6. 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.

Предполагаемый результат:

Воспитание здорового во всех отношениях человека. Общение с природой, свежий воздух, солнце,  простор для движения закалят и укрепят физическое и психическое здоровье детей. Потребительское отношение к природе перерастет в любовь ко всему живому, желание наслаждаться красотой окружающей природы – потребности беречь её. Уроки здоровья, игры, тренинги способствуют сплочению коллектива в первую очередь, но, а также будут способствовать не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Также игры, уроки здоровья повышают работоспособность, создают хорошее настроение, помогают преодолевать сонливость, способствуют общению.

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни ученик начальной школы.

Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов теоретич.

Кол-во часов практич.

Всего

1

«Спортландия» - знакомство с различными видами спорта.

1

1

2

«Техника безопасности в спорте».

1

1

3

«Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта».

3

3

4

«Если хочешь быть здоров!»

2

2

5

«Игоровая практика».

3

3

6

Проект «Информирован – значит вооружен»

3

3

7

«Играй двор».

2

2

8

«Организация и проведение дня здоровья».

1

1

9

Выставка «Наш любимый вид спорта».

1

1

10

«Вредные привычки – не наши сестрички».

2

2

11

Игры на развитие координации движений.

1

1

12

«Я продолжаю расти».

1

1

13

«Уважайте самих себя».

1

1

14

Игры на улучшения здоровья.

3

3

15

«Учимся следить за собой».

1

1

16

Подвижные игры на свежем воздухе.

2

2

17

Конкурс частушек по ПДД.

1

1

18

Итоговый спортивный праздник по ПДД.

1

1

19

«Малые олимпийские игры».

1

1

20

« Инструктаж перед летними школьными каникулами по ПДД».

1

1

Итого:

32

32

64

Литература

  1.  ФГОС  Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,  Москва,  2009.        
  2. ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.        
  3. Электронный журнал «Учительская»  ИРО-РТ , июль 2009.        
  4. DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  5. DVD  «Азбука безопасности на дороге»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  6. «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В.  Кульневич, Т.П. Лакоценина,  ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.                        
  7. «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
  8. «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
  9. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги,  Москва. 2003.
  10. «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
  11. «Все цвета, кроме чёрного» - организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. «Вентана – Граф», Москва, 2002.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир человека" по духовно-нравственному направлению 5 класс

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программа внеурочной деятельности"Мир человека" по духовно-нр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5б класса "Занимательная математика" Направление: общеинтеллектуальное

Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть ...

ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "В мире прекрасного" общекультурное направление 10 класс

ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "В мире прекрасного" общекультурное направление 10 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе

Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов  в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир географии" социального направления для 9 класса.

Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Программа курса рассчитана на 34 учебных часа  (1 час в неделю), при этом на проектно-исследовательскую деятельность отводится 3 часа. Данн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«За страницами учебника математики» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Спортивные игры» по спортивно-оздоровительному направлению для 5 класса на 2020 – 2021 учебный год

Недостаток движения стал одной из причин нарушения здоровья школьников, замедления их психического развития, что сказывается на снижении памяти и успеваемости. С точки зрения важности воспитания здоро...