Модифицированное пособие "Живые звуки"
методическая разработка по теме

Методическая разработка и методический паспорт к модифицированному пособию "Живые звуки" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический паспорт на модифицированное пособие

 «Живые звуки»

              Составила: Лоскутова Н.П. -

                       логопед ЦРР – д/с №12 «Родничок»

г. Краснокаменск – 2010г.



Предварительный просмотр:

Модифицированное пособие «Живые звуки» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направлено на профилактику дисграфий и дислексий. В основе работы по данному пособию лежит формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Пособие «Живые звуки» даёт возможность:

  1. познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков;
  2. формировать понятие «гласный звук»;
  3. развивать зрительное и слуховое внимание;
  4. развивать и корригировать фонематический слух;
  5. познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв;
  6. проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква»;
  7. формировать понятие «согласный звук»;
  1. познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами;
  1. развивать общие речевые навыки детей. 

                                     



Предварительный просмотр:

  1. Использование фонетических сказок

Фонетические сказки помогают:

  1. Чётко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;
  2. Отхлопывать ритм «песен» каждого звука;
  3. «Дирижировать» - демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса.

Модифицированная сказка «Жизнь на планете Алфавит» может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объёма знаний и умений, целей занятия.

Практика показывает, что дети проявляют стойкий интерес к играм с «живыми звуками» и хорошо усваивают материал, проработанный с их помощью.

                                             

Описание пособия «Живые звуки»: 

Пособие состоит из демонстрационного и раздаточного материала. Демонстрационный материал представлен в виде объёмных человечков,обозначающих звуки, которые по форме и цвету соответствуют общепринятым(шары красного, синего и зелёного цвета). Дополнением являются лишь несколько деталей: руки, ноги, волосы,глаза,нос, рот, «оживляющие» шары-звуки.

На красных шарах, обозначающих гласные звуки, «рот» показывает положение губ при произнесении определённого звука.

      



Предварительный просмотр:

     

  1. Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков («Эхо», «Скажи наоборот», «Познакомь звуки» и др.).

Цель: закреплять правильное произношение звуков, дифференцировать звуки, развивать слуховое и зрительное внимание.

           

С помощью «Слогового экрана» можно в игровой форме проводить автоматизацию или дифференциацию звуков в слогах (прямых и обратных). При том варианты игр могут быть различными.

                   



Предварительный просмотр:

  1. Игры на развитие звукового анализа и синтеза («Кто больше?», «Нужное слово», «Сложи звуки» и др.).

Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез.

 

При изучении йотированных гласных букв помощь в работе может оказать «Звуковая карусель». Она представлена в виде макета карусели, на которой парами сидят шары-звуки, входящие  в состав той или иной йотированной гласной буквы.

Так как тема «Йотированные гласные» сложна для детей дошкольного возраста, следует лишь «прикоснуться» к ней (познакомить с буквами). В этом незаменимым помощником является пособие «Звуковая карусель», которое наглядно демонстрирует все «хитрости» этих букв.  

                 



Предварительный просмотр:

            

В модифицированном пособие «Живые звуки» представлен также «Слоговой экран», который состоит из неподвижного ряда гласных звуков и четырёх дорожек, по которым можно передвигать согласные звуки. Дорожки расположены по обе стороны от гласных звуков: сверху и снизу.

     

                     



Предварительный просмотр:

     

  1. Игры на «чтение» различных звукосочетаний гласных («Поющие звуки», «Допиши песню», «Послушай и запиши», «Угадай мелодию», «Сочини мелодию» и др.).

Цель: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы, упражнять в чётком произношении гласных звуков, развивать слуховое и зрительное внимание учить изменять голос по высоте, силе, длительности.

 

Раздаточный материал пособия «Живые звуки» представлен в виде плоскостных кружков-звуков, выполненных из цветного картона, и слоговых карточек.

       



Предварительный просмотр:

Варианты использования пособия «Живые звуки»:

Наглядный материал данного пособия прост и универсален, так как может быть использован на всех этапах работы по изучению звуков с детьми разновозрастных групп. Он даёт возможность многовариативного проведения дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха, внимания, памяти и активизацию мышления.

  1. Игры и задания на закрепление артикуляции гласных звуков («Эхо», «Услышишь–хлопни», «Сложи звуки», «Загадки «поющих» звуков», «Звуковая зарядка» и др.).

Цель: закреплять чёткое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память.

                               

                                           

             

         



Предварительный просмотр:

Отдел детских дошкольных учреждений

Комитет по управлению образованием

Администрации муниципального района

«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»

Центр развития ребёнка – детский сад №12 «Родничок»

   

Тема: «Использование модифицированного пособия «Живые звуки» в работе по развитию фонематического строя речи у дошкольников»

(Методическая разработка)

Номинация: «Лучшая экспозиция предметно-развивающей среды»

                                  Автор: Лоскутова Надежда Павловна –

                                            логопед II квалификационной

            категории

г. Краснокаменск – 2010 г.        


Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год, однако всё большее количество детей к моменту поступления в школу оказывается не готовым к усвоению письменной речи. Среди них довольно большую группу составляют дети, имеющие отклонение в речевом развитии. Многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше, Т.А.Ткаченко и др.) убедительно доказывают взаимосвязь недоразвития устной речи и нарушений чтения и письма. Следовательно, с детьми данной категории должна своевременно проводиться предварительная систематическая работа по формированию готовности к овладению данным видом речевой деятельности.

Специфика нашего детского сада такова, что его посещают дети с ограниченными возможностями здоровья: с нарушением опорно-двигательного аппарата, косоглазием и амблиопией, виражом туберкулиновой пробы, с заболеваниями сердечно - сосудистой и мочевыводящей системы, общим недоразвитием речи и длительно часто болеющие. Анализ диагностических данных детей, поступающих в наш детский сад, показал значительное увеличение количества детей, имеющие речевые проблемы, осложнённые нарушениями психического и физического развития. В настоящее время в саду действует служба из 6 логопедов, и уже накоплен определённый опыт работы по организации коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями речи. Однако по-прежнему некоторые вопросы, касающиеся методов, форм, конкретного содержания остаются актуальными.

Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия. У детей с выраженным фонематическим недоразвитием, которым своевременно не оказана логопедическая помощь, в дальнейшем наблюдаются стойкие нарушения письменной речи в школьном возрасте (дисграфия, дизорфография и дислексия).

Социальная значимость данной проблемы  заключается в том, что  дети с несформированным фонематическим восприятием из-за высокой вероятности возникновения стойких и специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения, поступая в школу, пополняют группу детей академического риска.  Поэтому так важен широкий и своевременный охват дошкольников логопедической помощью по коррекции фонетико-фонематического недоразвития, а её доступность и должное качество являются инструментом, обеспечивающим успешность их перехода на следующую ступень обучения и предупреждающим школьную (социальную) дезадаптацию.

Используя в своей практике по ознакомлению детей со звуками и буквами учебно-методическое пособие «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников», предложенное Татьяной Владимировной Александровой, были достигнуты положительные результаты в работе по развитию фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, а также отмечен интерес детей к увлекательной форме таких занятий. Потому возникла идея создания модифицированного пособия «Живые звуки», которое улучшено в плане наглядности и представлено более полно. Оно позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Практическая значимость  предложенного модифицированного пособия «Живые звуки» связана с профилактикой дислексий и дисграфий.

Степень новизны заключается в том, что исходное пособие было дополнено разнообразным демонстрационным (объёмные символы звуков, «слоговой» экран, «карусель» йотированных гласных букв) и раздаточным (фишки-символы согласных звуков, слоговые карточки) материалом. Также  к уже имеющимся фонетическим сказкам этого пособия была добавлена новая модифицированная сказка «Жизнь на планете Алфавит».

Дополненный материал прост и универсален, так как может быть использован на всех этапах работы по изучению звуков с детьми разных возрастных групп. Он даёт возможность многовариативного проведения дидактических игр, позволяет в полном объёме решать задачи коррекционно-развивающего обучения.

Концептуальные направления:

Ведущая педагогическая идея: учить детей: слушая – слышать, чувствуя – понимать, играя – познавать мир звуков.

Объектом исследования является фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом изучения является коррекционно-развивающая работа по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников, посещающих логопункт ДОУ.

Целью работы является определение наиболее эффективного пути коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей в условиях дошкольного логопедического пункта.

Модифицированное пособие «Живые звуки» позволяет наиболее полно решать такие основные задачи обучения, как:

  1. формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения,

воспроизведения слоговой структуры, развитие фонематического восприятия, формирование связи звука с буквой);

  1. овладение элементами грамоты;
  2. взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.

Гипотеза: если пособие «Живые звуки» будет использоваться согласно рекомендуемой методике его применения, систематично и с учётом:

  1. дифференцированного подхода к детям, имеющим речевые нарушения различного происхождения;
  2. единства формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности;
  3. одновременного коррекционно-воспитательного воздействия на сенсорную, интеллектуальную и аффективно-волевую сферу;

то развитие фонематического строя языка (фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза) у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно.

Работа по представленному пособию строится согласно принципов:

  1. системности (коррекция всех сторон речевой функциональной системы);
  2. развития (выделение тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка);
  3.  онтогенетического принципа (коррекционно-логопедическое воздействие с учётом последовательности появления форм и функций речи, видов деятельности ребёнка);
  4. дидактических принципов (наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.).

В работе с пособием «Живые звуки» используются следующие методы:

  1. метод эксперимента (проверка гипотезы);
  2. исследовательский метод (организация поисковой творческой деятельности);
  3. репродуктивный  метод (формирование навыков и умений использования полученных знаний);

а также традиционные методы:

  1.  словесные (беседа, чтение фонетических сказок);
  2. практические (упражнения творческого характера, игры, моделирование);
  3. наглядные (наблюдение, рассматривание макетов).

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре, потому обоснованным является применение на занятиях по знакомству со

звуком и буквой наглядного материала, стихов, сказок.

Учёт психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использование разнообразных игр и приёмов в сочетании с многократностью и вариабельностью позволяет достичь гарантированного результата: эффективности в коррекции фонетико-фонематического строя у детей с речевыми нарушениями и успешному обучению их слоговому чтению.

Критерии и показатели, которые измеряют степень достижения цели:

Умение дошкольником:

  1. воспринимать изучаемую фонему;
  2. узнавать, сравнивать длинные и короткие по звучанию слова;
  3. определять место изучаемого звука в слове;
  4. интонировать звук в собственной речи;
  5. определять ударный слог и интонировать его в слове;
  6. удерживать ритмический рисунок слова;
  7. определять на слух слог с изучаемым звуком;
  8. исключать слова, которые не содержат изучаемой фонемы;
  9. дифференцировать слова с оппозиционными фонемами.

Работа по развитию фонематического восприятия с использованием данного пособия проводится  в течение двух лет. Результаты диагностики показывают, что его использование в коррекционной работе логопеда оправдано, так как дети, прошедшие обучение по данной системе, успешно обучаются в начальных классах школы.

 Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям логопедических групп.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 160с.
  2. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 48с.
  3. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2 / Под ред. О.А.Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192с.
  4. Карачевцева И.Н. Пропедевтика нарушений чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дошкольная педагогика. – 2009. - №3 - с.32-34.
  5. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 680с.
  6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Н.М.Миронова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48с.
  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216с.
  8. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: ПИТЕР, 2004. – 352с.
  9. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 32с.
  10.  Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: Гном – Пресс, 1999. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]

Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха....

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...